Интервью Что расскажет выставка о первом российском глянце

16 июня 2024, 23:15

Персоны

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день.

Лето – это возможность для каких-то новых выставок, событий, которые именно такие, как летние, немножко более легкие, что совсем не подразумевает их легкомысленности в предварительной работе. И одно из, наверное, главных музейных, выставочных событий лета – это новая выставка в Музее русского импрессионизма. И я рад приветствовать в нашей студии одну из постоянных наших гостей – это генеральный директор музея Юлия Петрова. Здравствуйте.

ПЕТРОВА: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Расскажите, пожалуйста, что эта за выставка? И почему вдруг вы от картин переходите к журналам?

ПЕТРОВА: Выставка, которую подготовил Музей русского импрессионизма на это лето, и она продлится до начала октября. Выставка называется "Журнал красивой жизни". Что это такое? "Журналом красивой жизни" называл себя первый российский глянцевый журнал, который издавался перед революцией – с 13-го по 17-й год. Это было действительно очень красивое, дорогое, на прекрасной бумаге подготовленное издание, посвященное аристократической, светской, ну и просто роскошной жизни. Журнал освещал все, что принято считать Dolce Vita: были и балы, и объявления о помолвках и свадьбах знаменитостей, и обзоры вернисажей и коллекций, и фоторепортажи из прекрасных особняков и прекрасных загородных имений, и домашние питомцы – любимцы высшего света. Обо всем, о чем, казалось бы, читает и сегодняшняя публика, читали и тогдашние подписчики журнала под названием "Столица и усадьба". Мы с коллегами заинтересовались этим журналом в первую очередь как очень интересным и нетривиальным историческим источником. Обычно, когда говорим о прессе начала 20-го столетия применительно к изобразительному искусству, вспоминаем журналы "Мир искусства", "Золотое руно", они в большей степени на слуху. Журнал "Столица и усадьба", конечно, был совсем другим: гораздо крепче стояли на ногах и гораздо более приземленными были интересы их авторов и читателей. Однако для исследователя наших дней этот журнал очень, очень любопытен. Он прекрасно написан, прекрасно издан, и, конечно, он отражает взгляды светского общества, высшей знати в том числе, на художественные процессы, идущие в эти годы. Год назад Музей русского импрессионизма показывал выставку "Выбор Добычиной". Это была экспозиция о том, какие произведения отбирала для своей галереи первая российская галеристка Надежда Евсеевна Добычина в столичном Петрограде (Петербурге) примерно тех же лет – 10-х годов. Сейчас выставка посвящена вкусу богатых и знаменитых. В чем-то эти вкусы пересекаются со вкусами галеристки, в чем-то, конечно, совсем нет.

ЗАСЛАВСКИЙ: Она должна была так хорошо продавать, чтобы те люди, о которых писал журнал "Столица и усадьба", чтобы они все-таки это покупали. Потому что те, кто не имеет возможность купить, они в галереи не ходят, или меньше ходят.

ПЕТРОВА: Наверное. Хотя Добычина устраивала выставки и со входом по билетам. Для того, чтобы просто познакомить петербуржцев с современным искусством. Современным, конечно, на тот момент. Так вот, для нашей выставки мы отобрали произведения, которые либо были опубликованы в журнале, или даже на обложке журнала (на обложке каждого номера была репродукция того или иного произведения), либо работы, которые были подробно в журнале описаны. Мы отобрали, нашли именно эти работы и привезли их в Москву из более чем 30 городов нашей страны. Опять в этот раз у нас очень широкая география, и всего в выставке принимают участие 73 собрания государственных и частных...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация