Картинка

Время и место Важная дата для сохранения культурного наследия

6 октября 2024, 13:30

Персоны

Первая дата: 1 октября 1918 года вышел Декрет Совнаркома РСФСР "О регистрации, приеме на учёт и охранении памятников искусства и старины".

Вторая дата: 30 сентября 1908 года в Одессе родился величайший скрипач 20-го века, народный артист СССР Давид Ойстрах.

Третья дата: 6 октября 1914 года родился путешественник, археолог и писатель, друг России Тур Хейердал.

Подробнее – Марат Сафаров и Полина Ступак.

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак. В эфире "Время и место". Марат, приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: По традиции нашей программы мы выбрали три даты, которые, на наш взгляд, интересны, и мы посчитали важным напомнить о них в сегодняшнем выпуске.

Первая дата: 1 октября 1918 года вышел Декрет Совнаркома РСФСР "О регистрации, приеме на учёт и охранении памятников искусства и старины". И этот декрет положил начало национализации общественных и частных музеев и коллекций предметов искусства.

САФАРОВ: Кажется, такая сугубо правовая, может быть, дата, сухая дата, но она очень важная для истории нашей культуры. А это, во-первых, объявлялась первая в нашей стране государственная регистрация монументальных и "вещевых" памятников искусства и предметов старины, в чьем бы ведении они бы ни находились. И, во-вторых, устанавливался жесткий контроль за всеми объектами культурного наследия. И здесь надо еще учитывать время – октябрь 18-го года. И вот тогда принимается такое решение. Мы напомним, что осознанная, планомерная необходимость сбережения памятников древности, она относится еще к петровской эпохе (здесь вспомним, конечно, Кунсткамеру в Петербурге). Но в 19-м столетии появляется уже целая серия императорских указов, касавшихся сохранения отдельных уникальных объектов, например, Коломенского Кремля или Китайгородской стены. Мы во многих наших программах рассказывали об отсутствии чувства историзма, когда, допустим, набеги какие-то завершались, опасность миновала – зачем нам какой-нибудь провинциальный Кремль, разберем его и забудем об этом. Вот в 19-м веке все-таки чувство историзма, понимание того, что ценно, оно возобладало. Но все-таки специальное законодательство по охране памятников появляется только в 1917-м, а, как мы видим, скорее уже в 18-м году.

СТУПАК: Да, был создан орган специальный, занимающийся вопросами сохранения культурного наследия, был назван Народный комиссариат просвещения, который возглавил Анатолий Луначарский, тоже неоднократный герой наших с вами выпусков. Но вообще проблема была, потому что материал, который унаследован был из прошлого, он был крайне скуден: краткие сведения, не всегда достоверные ссылки в различных справочниках и путеводителях – вот отсюда приходилось черпать данные. И, конечно, нужно было проводить более тщательную работу по их исследованию и сохранению памятников культуры. И вот эти задачи были возложены на специальную комиссию, в которую входили специалисты из Петрограда и Москвы. И здесь, Марат, я считаю выделить имя человека (а мы о нем тоже неоднократно упоминали) – это Игорь Эммануилович Грабарь, которого справедливо называют "спасителем памятников культуры".

САФАРОВ: Да, конечно, Игорь Грабарь. Во-первых, у него был дореволюционный опыт. Мы еще напомним, совсем недавно, когда проходила юбилейная выставка Игоря Грабаря, он открылся многим как художник, например. Конечно, это был очень талантливый человек, но самое главное – знаток коллекций. Здесь, конечно же, наши радиослушатели многие поймут контекст этого времени, что ситуация была связана во многом с национализацией (да, мы, собственно, об этом уже сказали) частных коллекций: или тех, кто покидал Россию, или тех, кто не по своей воле был вынужден расстаться со своими коллекциями. Это не ситуация, что называется, такого стабильного времени, когда вот необходимо принять эти решения, это, по сути, для многих очень драматический период, когда вынуждены были расстаться со своими накопленными богатствами. Материальными прежде всего, потому что это были очень дорогостоящие коллекции, но и самое главное – эстетическими. Это принадлежало искусству, это принадлежало русскому искусству. И вот здесь Грабарь, который знал эти частные коллекции до революции, он был незаменим для того, чтобы все это сохранить, все это сберечь.

Слушайте в аудиофайле!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация