Время и место Александр Родченко. Гений конструктивизма и родоначальник рекламы
Персоны
Первая дата. 5 декабря 1891 в Санкт-Петербурге родился график, фотограф, художник театра и кино, один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР Александр Родченко.
Вторая дата: в 2024 году исполнилось 100 лет участнице Великой Отечественной войны, военной регулировщице Марии Лиманской.
Третья дата: 3 декабря 1966 года у Кремлевской стены были погребены останки Неизвестного солдата.
Подробнее — Марат Сафаров и Полина Ступак.
СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак, в эфире "Время и место". Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: По традиции нашей программы мы выбрали три даты, которые, на наш взгляд, интересны, и мы посчитали важным напомнить о них в сегодняшнем выпуске.
Первая дата: 5 декабря 1891 в Санкт-Петербурге родился график, фотограф, художник театра и кино, один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР Александр Родченко.
САФАРОВ: Да, он рисовал плакаты, проектировал разные предметы, иллюстрировал книги, изобретал новые приемы в живописи. Ну, по сути создал свой уникальный стиль, свой язык, которым современные художники и дизайнеры до сих пор вдохновляются.
СТУПАК: Можно сказать, что творчество у него было в крови. Его папа работал театральным бутафором, и семья жила в небольшой квартире прямо над помещением театра. Чтобы выйти на улицу, нужно было каждый раз проходить через сцену, поэтому раннее детство мальчика проходило в, что называется, "закулисной" обстановке. Правда, отец не хотел, чтобы Саша пошел по его стопам, и настаивал на получении "настоящей профессии".
САФАРОВ: Да, и сразу после окончания четырех классов церковно-приходской школы Саша Родченко пошел учиться на зубного техника и даже какое-то время работал протезистом. Его батюшке казалось, что это хлебная профессия. Однако в 1911 году он все же поступил вольнослушателем в художественную школу в Казани, куда к тому времени переехала семья Родченко. В той же школе училась Варвара Степанова, которая позже стала женой и соратницей Родченко, их нельзя отделить друг от друга. А вот учителем (ему очень повезло с учителем) стал один из самых знаменитых художников начала 20-го века Николай Фешин.
СТУПАК: Собственно, там же, в Казани, Родченко познакомился и с футуристами — Владимиром Маяковским, Василием Каменским и Давидом Бурлюком. И вот встреча эта произвела на него сильнейшее впечатление: он понял, что хочет заниматься именно футуристическим искусством. И тогда же определяется, собственно, и направление его творчества. И он вдохновляется картиной Малевича "Белое на белом" (мы все знаем эту картину еще как "Белый квадрат на белом фоне"), и Родченко создает серию работ "Черное на черном". Однако если у картины Малевича там такая геометрическая форма и игра оттенков, то основным выразительным средством для Родченко стала фактура — именно она сделала композицию объемной.
САФАРОВ: Ну и наконец, в конце 1915 года Родченко вслед за Варварой Степановой переезжает в Москву. Через общих друзей знакомится с Владимиром Татлиным, одним из ведущих московских авангардистов. Татлин тогда организовывал футуристическую выставку "Магазин" и предложил Родченко поучаствовать в ней. И вот опять про учителей, вот был в Казани Фешин, в Москве – Татлин. О Татлине Родченко говорил, что "научился у него всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию, и это оставило след на всю жизнь... Из всех современных художников, которых я встречал, нет равных ему".
СТУПАК: А еще Родченко можно назвать архитектором. Он разрабатывал концепцию, как он говорил, "города с верхним фасадом". Проектировал конструкции, переходы, висящие блоки на крышах и стенах зданий. То есть люди могли бы смотреть на город как бы с высоты птичьего полета. И такая перспектива открывала бы зрителю уникальные виды и новый взгляд на повседневность. Конечно же, Александр Родченко, мы все его знаем как одного из основоположников конструктивизма.
САФАРОВ: Да, его работы отличались лаконичностью и геометризмом, вот такая классика конструктивизма. Он работал над декорациями для театральных постановок, киносъемок. Но, однако, наиболее известными стали рекламные плакаты Родченко. Целую серию таких плакатов художник выпустил вместе с Маяковским. Поэт отвечал за краткие и запоминающиеся лозунги, а за художественное оформление — Родченко.
Слушайте в аудиофайле!
Время и место. Все выпуски
- Все аудио
- Время и место