Авторские материалы "Потребители-экстремисты" против ретейла: на чьей стороне закон?
Персоны
Крупные продавцы электроники жалуются на правоохранительные органы, которые отказываются бороться с «потребительским экстремизмом». По словам представителей ретейлеров, ни МВД, ни Следственный комитет не хотят проверять деятельность злонамеренных покупателей, которые через суд возвращают бракованный товар и получают предусмотренные законом компенсации. Подробнее расскажет Ярослав Лукашев.
История, что называется, «выстрелила» в информационном поле после заявления вице-президента «М.Видео-Эльдорадо» Тагира Калимуллина на заседании Торгово-промышленной палаты России. По его словам, массовые иски о возврате покупателями приобретенной электроники стали настоящей проблемой. А подача судебных исков к продавцам электроники стала настоящей золотой жилой для недобросовестных юристов.
Подробностей добавил руководитель департамента по связям с общественностью того же «М.Видео-Эльдорадо» Сергей Коляда, рассказавший о том, что чаще всего покупатели через суд возвращают смартфоны. Цитирую: «Происходит фальсификация доказательств, и суды вводятся в заблуждение заключениями лжеэкспертов о том, что данные смартфоны якобы имеют дефекты».
Учитывая, что речь идет о сотнях исков, большая часть из которых приходится, почему-то, на Поволжье, ситуация действительно выглядит серьезной. Но при ближайшем рассмотрении возникают некоторые сомнения. Представители сразу нескольких крупных ретейлеров охотно подхватили термин «потребительский экстремизм», не уточняя, что их оппоненты – даже если они хотят банально нажиться на продавце – действуют исключительно в рамках законов, что не очень подходит под определение экстремизма.
Упоминаемые лжеэксперты, которые, по версии ответчиков, фальсифицируют доказательства, признавая бракованными абсолютно исправную и качественную электронику, действительно заставляют усомниться в законопослушности истцов. Если бы не одно «но». Суд не станет принимать решение, основываясь на экспертизе, предоставленной одной из сторон, уверен сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
ЕГАРМИН: Т.е. все судьи там потеряли разум и пошли на откровенны подлог в сторону пренебрежения законодательством, подвергли себя риску достаточно серьезному. И вот они там все стараются ради того, чтобы какой-то Вася получил за телефон какие-то деньги. Ну, это бред.
Вместе с с покупателями, юристами и судами в желании ущемить их интересы ретейлеры, судя по всему, подозревают и правоохранительные органы. Регулярные обращения в территориальные структуры МВД и Следственного комитета остаются без внимания, и ни одного уголовного дела до сих пор не возбуждено.
Подобная постановка вопроса тоже озадачивает юристов, среди которых – сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
ЕГАРМИН: А вам не кажется странным, что они обращаются в правоохранительные органы, когда существуют для хозяйственных споров – а это хозяйственный спор – судебные площадки? Это странно, что они не действуют в рамках обозначенного правового поля – судебного. Логика понятна. Они обращаются везде. Они могут обратиться даже в англиканскую церковь, если это позволит им протянуть время.
Судить о мотивации обращений в правоохранительные органы в этой ситуации все-таки довольно сложно, однако, даже с точки зрения базовой юридической логики, пытаться пытаться привлечь к разрешению конфликта, например, полицию уже после того, как вынесено судебное решение, не выглядит перспективной затеей.
Так или иначе, свою точку зрения крупные торговцы электроникой озвучили весьма масштабно. И не исключено, что они сумеют добиться, например, каких-нибудь изменений в законодательстве о защите прав потребителей. Но пока самые разные суды в подавляющем большинстве случаев встают на сторону тех, кого ретейлеры называют «потребителями-экстремистами».