
Авторские материалы Новые хозяева Белого дома – ничем не лучше: как секретная беседа попала в журнал
Персоны
Американское издание The Atlantic опубликовало выдержки из переписки чиновников администрации Дональда Трампа, которую они вели в закрытой группе в мессенджере Signal. Несмотря на их заверения, что никаких военных тайн они не раскрыли, сообщения свидетельствуют об обратном: министр обороны еще за полчаса до начала активной фазы операции против хуситов в Йемене написал в чате, во сколько и по каким целям будет нанесен удар. Свидетелем этой переписки стал главный редактор The Atlantic Джеффри Голдберг. Его случайно добавили в чат. Олег Яхонтов – подробнее.
То, что общение онлайн может быть не только удобным, но и опасным, особенно когда своими мнениями в мессенджере делятся первые лица государства, стало понятно после публикации главреда журнала The Atlantic Джеффри Голдберга. Его – видимо, по ошибке, – добавил в закрытый чат советник Белого дома по нацбезопасности Майк Уолтц. От такого заманчивого, хотя и неожиданного, предложения журналист отказываться не стал и в течение некоторого времени с увлечением читал сообщения, которыми обменивались члены Совета нацбезопасности США. В частности, обсуждались планы операции против йеменских хуситов, которая началась ровно через два дня, когда президент Дональд Трамп приказал принять решительные меры против движения «Ансар Аллах» для разблокирования международных морских путей в свете угрозы группировки возобновить атаки на связанные с Израилем суда до прекращения блокады сектора Газа.
Голдберг отметил, что из чата он узнал о целях, вооружении, которое будут использовать военные, и последовательности атак. После публикации статьи, вызвавшей большой резонанс, Белый дом был вынужден подтвердить достоверность переписки, хотя глава Пентагона Пит Хегсет отметил, что в чате не было сообщений с военными или другими секретными планами. Однако скандал возник даже не столько из-за того, что главреду одного из американских изданий стало известно об ударах по Йемену. Это был секрет Полишинеля, поскольку Трамп включил хуситов в список террористических групп через несколько дней после того, как вошел в Белый дом, и авиаудары по военным объектам движения были предсказуемы. Просто выяснилось, что из-за человеческого фактора (в данном случае – ошибки Уолтца) онлайн-общение членов совета по нацбезопасности фактически стало достоянием гласности, хотя формат «беседы за закрытыми дверями» является основополагающим для властного аппарата любого государства. Масла в огонь подлил и тот факт, что предыдущую американскую администрацию и Джо Байдена, в частности, уже обвиняли в небрежном хранении секретных документов. Получается, что новые хозяева Белого дома – ничем не лучше.
Плюс к этому журнал The Atlantic был одним из первых СМИ, которое призвало к импичменту Трампа в его первый президентский срок. Поэтому, как сказал анонимный источник Белого дома, Дональд Трамп был в ярости не из-за утечки информации из чата, а из-за того, что у его советника по нацбезопасности вообще был сохранен номер главреда журнала The Atlantic, про который президент США сказал: "На мой взгляд, это журнал, который прекращает свое существование. Я думаю, что это не очень хороший журнал".
После скандала многие заговорили о возможной отставке Майка Уолтца, который полностью взял на себя ответственность за произошедшее, хотя и отметил, что лично никогда не был знаком с главредом The Atlantic и не имел его контактов. Некоторые американские эксперты назвали это детским оправданием, однако, поскольку операция против хуситов прошла успешно, по словам пресс-секретаря Белого дома Кэролайн Ливитт, Трамп "по-прежнему полностью доверяет своей команде по национальной безопасности, включая советника Майка Уолтца, который извлек урок из этого инцидента".
Тем не менее осадок от произошедшего остался. Ведь мессенджером Signal американские чиновники пользуются днем и ночью, но не используют его для передачи секретной информации или обсуждения военных операций. После скандала порядок онлайн-общения вполне может измениться. Ведь общая площадь Белого дома – 5100 кв/м. Есть где встретиться и поговорить лично – офлайн. Надо просто чаще встречаться.