Картинка

Авторские материалы Горе-сертификаторы: регистрацию машин с "серыми" СБКТС могут отменить

20 мая 2025, 13:21

Персоны

Скандал с испытательными центрами, которые проводят сертификацию автомобилей после их ввоза частниками на территорию России. Как выяснили журналисты и общественники, некоторые такие центры выдают свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) удаленно, без реального предъявления машины на осмотровую линию. На лицо – мошенничество сотрудников центров испытаний автотранспорта. Между тем автовладельцы, которые купили такие машины, рискуют получить отмену регистрации своих транспортных средств. Тему продолжит Сергей Гололобов.

Две машины – в эксперименте, и – два стопроцентно печальных результата. Общественники и журналисты рандомно выбрали сертификационные лаборатории. Либо устроили для них аукцион – кто быстрее отзовется. Машины на линию не ставили, просто заплатили за получение свидетельств и тут же, спустя несколько минут, их получили. И если один автомобиль хотя бы находился на территории России, то другой стоял на продаже в США, причем в разбитом состоянии после серьезного ДТП. А ведь сертификация автомобилей, так же, как и техосмотр, требует физического присутствия машин на диагностической линии и множества проверок. Как показывает практика, все они длятся не менее часа. И тем не менее сертификаты дельцы выписали, даже не удостоившись взглянуть на автомобиль – в хлам разбитый. И таких лжесертификаций по стране, на самом деле, – огромное количество, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

ХАЙЦЕЭР: Я думаю, сотни автомобилей, которые импортируются на территорию РФ, не заезжают в лабораторию, как им положено, а получают на ходу, как вот описано в "Известиях", документы буквально там от 3 до 40 минут. Случай не единичный, имеют массовый характер. Не все лаборатории этим балуются. Видимо, избранные. Поэтому я полагаю, что чиновникам надо много и качественно поработать, чтобы таких горе-бизнесов просто не существовало.

На рынке сертификации создается нездоровая обстановка. Честные лаборатории проигрывают махинаторам, у которых, вероятно, есть прикрытие где-то наверху. Поэтому они ничего особо и не опасаются, отмечает Ян Хайцеэр.

ХАЙЦЕЭР: Фактически вот такие неравные условия... Знаете? Все равны, но есть равнее.... Видимо, каким-то лабораториям возможно это делать по каким-то причинам. Другим – нет. Соответственно, вот такие лаборатории, которые оказывают вот такой, в кавычках, сервис, по всей видимости, имеют большее количество клиентов. Потому что это дешево, быстро.

Но незаконно, констатирует эксперт. А потому, если правда всплывет, например, после проверок этих лабораторий, то все выданные ими свидетельства аннулируют, предупреждает автоюрист, адвокат Сергей Радько.

РАДЬКО: Если СБКТС получен нелегально, он может быть аннулирован. Это влечет за собой аннулирование электронного ПТС. И, соответственно, аннулирование регистрации автомобиля. То есть покупатель останется с машиной, которая превратится в недвижимость. Ему придется либо пройти заново процедуру получения СБКТС и ПТС оформить, либо расторгать договор купли-продажи с продавцом и требовать возврата денег, которые он уплатил за машину и которую не может использовать по прямому назначению.

Причем даже если покупатель такой машины добросовестный и ничего не знал про хитрые схемы перекупа, то есть того, кто ввёз её на территорию нашей страны, то всё равно свидетельство аннулируют. Ну, а сотрудникам такой сертификационной лаборатории, вообще-то, может грозить уголовка, дополняет Сергей Радько.

РАДЬКО: Да, в отношении лаборатории тоже могут быть приняты меры. Потому что если они оформляют документы, не видя машину, по сути это тоже есть мошенничество, и здесь тоже могут быть какие-то меры к ним применены. Но от этого покупателю машины, конечному, который лишается регистрации, ему же от этого – не легче. Поскольку ему всё равно придётся машину легализовывать и получать данный документ уже легально, совершенно законно в другой лаборатории.

С результатами эксперимента ознакомилась Росаккредитация и пообещала провести проверку, по итогам которой сертификационные лаборатории могут лишить аккредитации. Анализ предоставленной общественниками информации также проводит и Росстандарт.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация