Интервью "Если научный проект разрастается, значит, идея была живая"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день.
И я рад сегодня приветствовать в этой студии одну из тех, кто отвечает за всю гуманитарную науку в Российской Федерации. Это директор Государственного института искусствознания Наталья Сиповская – профессор, доктор искусствоведения. Наталья Владимировна, здравствуйте.
СИПОВСКАЯ: Здравствуйте, Григорий Анатольевич.
ЗАСЛАВСКИЙ: Значит, я начну, наверное, с того, что в искусстве, как вы прекрасно знаете, она, жизнь, меряется сезонами: сезон театральный, сезон выставочный, сезон филармонический. А у вас, наверное, все-таки в науке все это измеряется годами или пятилетками. Как это делается? Как вот финансируется, как отчетность какая-то происходит?
СИПОВСКАЯ: Мы бюджетная организация, государственная организация. Поэтому у нас так же, как у вас, трехлетний бюджетный цикл. Но на самом деле вы понимаете, что границы отдельно производящихся проектов никоим образом с границами бюджетного цикла не совпадают. Собственно, так оно и реализуется: одно что-то начинается, другое планируется, третье завершается, а четвертое в самом разгаре. А пятое, как это обычно у нас происходит, начинает разбухать. Потому что я не знаю ни одного проекта ГИИ, который в процессе своего исполнения не стал бы обрастать разными протуберанцами других проектов – издательских проектов, выставочного проекта и всего прочего. Из-за того, что он становится гораздо жирнее и толще, чем планировался в начале.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну вот для меня, естественно, одно из любимых мест – это ваша Книжная лавка. Но помимо тех книг, которые готовит и издает ваш ученый, ваш институт, есть еще и концертная жизнь в вашем невероятной красоты и замечательно отреставрированном старинном особняке в Козицком переулке, есть выставочная жизнь. И здесь мы даже пересекаемся, потому что, например, выставка студии детской "ДЭЗ № 5", которая оформила фактически и дала какую-то, я бы сказал, новую, более оптимистичную жизнь нашему зданию на улице Пилюгина, на улице Гарибальди. Такая же выставка была в Государственном институте искусствознания. И это музыкальные фестивали. Ну, есть еще капустники знаменитые Института искусствознания. Что для вас является таким важным отчетным показателем?
СИПОВСКАЯ: Для меня важно как раз то, о чем я начинала говорить. Мне очень важно, чтобы проекты были живыми. Что это не просто какая-то исследовательская работа которая худо-бедно, но при уровне профессиональной подготовки наших исследователей так или иначе будет завершена. Мне нравится, когда некая научная идея, которая была чревата одним продуктом, начинает разрастаться. Это, во-первых, показывает то, что, во-первых, идея была плодотворна – значит, правильная, значит, интересная, значит, затребованная, значит, находящаяся как бы в нужном русле развития как бы науки об искусстве. Кстати, хотела поправить: не за всю гуманитарную науку, а за науку об искусстве отвечает Государственный институт искусствознания. И, наверное, вот эта вот научная жизнь. Понимаете, когда я только стала директором (правда, я до этого уже лет 30 работала в институте, нет, не 30, вру – 25, работала в институте до этого), но, став директором, значит, одно из первых таких серьезных потрясений для меня было (слава богу, что я в эту ночь работала), но все равно раздается в 2 часа ночи неучтенный звонок. кто мне звонит, зачем? Оказывается, мне звонит Евгений Михайлович Левашов. Потому что он в своей партитуре Мусоргского обнаружил какое-то очень важное решение проблемы, которая мучила его года два. И обнаружив это великое решение, специалист в 2 часа ночи звонит директору, чтобы поделиться великим открытием касательно "си бемоля" и "диеза".
ЗАСЛАВСКИЙ: Но вы же помните, да, как Михаил Светлов кому-то позвонил ночью, чтобы прочитать только-только написанное стихотворение. И недовольный его товарищ заспанный выразил какое-то фэ, а тот сказал: "Дружба – это понятие круглосуточное", и повесил трубку. Так и здесь. Наука – это тоже, наверное, понятие круглосуточное...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью