Авторские материалы Без "скафандра" и с госсимволикой: требования к школьной форме
Персоны
Впервые в России начинает действовать ГОСТ на школьную форму. Новый национальный стандарт введут с 1 июля. Он не определяет дизайн или цвет одежды. Важен состав ткани и комфортность. Как подчеркивают разработчики, форма должна быть такой, чтобы это не подрывало здоровье, а также, чтобы в ней удобно было не только сидеть за партой, но ходить и бегать. Как изменится школьная форма? И означает ли введение ГОСТа, что теперь всем нужно носить одинаковое? Узнала Марина Костюкевич.
Школьная форма – особый вид одежды. Причем не только для учеников. Ее дизайн и качество – самый обсуждаемый вопрос во все времена. Теперь, чтобы не было разночтений, на этот вид одежды введут ГОСТ. Впервые.
За это давно уже выступали в Роскачестве. Здесь же разработали и стандарт с привлечением специалистов – текстильщиков, педагогов, психологов, физиологов. Задача – изменить не вид формы, а ее содержание. Она должна быть удобной, безопасной, надежной. Во главу угла поставлено качество по современным стандартам, говорит один из разработчиков, президент Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.
РАЗБРОДИН: Школьники в том, в чем они ходят, они ходят каждый день, потому крайне важно с двух позиций: качество исходных материалов и качество пошива. Потому что они бегают... Т.е. это не простой пиджак и не совсем простые брюки, тут эргономика – немножко другая.
Каким будет состав формы? Исследования Роскачества показали: из 35 школьных рубашек лишь две достойны высшего балла. У большинства товаров – низкая гигроскопичность и воздухопроницаемость. А это значит, что ребенок в такой одежде будет сильно потеть. Многие эксперты связывают это с использованием полиэстра. Этот синтетический компонент и сейчас допустим, но лишь в небольших количествах, поясняет Андрей Разбродин.
РАЗБРОДИН: Полиэстр тоже разный. Важно, кто его делает, какие у него свойства, как он финишно обрабатывался, какое количество полиэстра в исходной ткани именно для детей. Поэтому это все будет регулироваться.
В ГОСТе четко прописаны основные параметры и требования к показателям безопасности и качества: гигроскопичности (влагостойкости), воздухопроницаемости, износостойкости. Чтобы избежать, например, "эффекта скафандра", когда даже качественные полушерстяные ткани становятся небезопасными из-за синтетической подкладки, соприкасающейся с кожей.
Прочность, стойкость к истираемости, способность образовывать катышки и изменять свои размеры после стирки – все это тоже прописано по пунктам. Столь высокие требования – это в том числе и посыл производителям: либо поднимайте планку, либо уходите с рынка, говорит Андрей Разбродин.
РАЗБРОДИН: Мы отсекаем неблагонадежных производителей, в том числе зарубежных и тех, кто пытается из зарубежных производить здесь, отсекаем, давая качественным производителям производить продукцию с нормальной прибылью. Потому что при покупке будет оцениваться соотношение цена – качество.
Как с введением ГОСТа изменится цена школьной формы? Здесь будет многое зависеть от продавцов. Не исключено, что надпись "Соответствует ГОСТу" может дать прибавку в стоимости. Потому важно это пресекать, говорит Андрей Разбродин.
РАЗБРОДИН: Конечно, те, кто не заинтересован, чтобы такой сертификации и стандартизации не было, они могут на рынке, и мы это не раз видели, играть в определенные игры с подъемом цен. Вводя ГОСТ, надо рассматривать определенные меры, чтобы он вводился с максимально положительным результатом.
Один из важных вопросов, который волнует школьников и их родителей: определяет ли ГОСТ дизайн, фасон или цвет формы? Нет. Хотя основные параметры внешнего вида прописаны. Например, что она "должна носить светский характер, быть эстетичной, не содержать символику асоциальных неформальных молодежных объединений, а также символику, пропагандирующую противоправное поведение. Школьная форма может иметь отличительные знаки, используемые в образовательной организации: эмблемы, нашивки, фурнитуру с символикой, тесьму со шрифто-графическими элементами и прочие декоративные элементы".
А еще есть рекомендация: размещать на школьной форме государственную символику и геральдику.
В форме также должно быть комфортно. Как сказано, покрой изделия "должен обеспечивать удобство для обучающегося в статике и динамике". Т.е. не только сидя за партой, но и в движении – дети очень подвижны.
У каждой школы есть свои требования по внешнему виду учеников, внесенные в устав. Как правило, там прописано, что ученик должен быть одет сдержанно, аккуратно, в одежде не должно быть "кричащих" цветов, надписей, в костюмах учеников должны присутствовать знаки принадлежности именно к этому конкретному учебному заведению: особый галстук, брошь или платок. Это остается незыблемым и после введения ГОСТа. Где, как и за сколько покупать школьную одежду, родители решают сами. Никто не вправе диктовать, где покупать форму – ни родительский комитет, ни, тем более, руководство школы.
В стандарте лишь указан список предметов одежды: блузка, жилет, пиджак, кардиган, джемпер, водолазка, рубашка, платье или сарафан, юбка, брюки и даже шорты и комбинезон.
ГОСТ утвердили еще в сентябре прошлого года – чтобы у производителей одежды было время привести производство в соответствие. А вводят его с 1 июля этого года.