Время Новороссии Как Дерибас стал одной из главных фигур русского освоения Причерноморья
Персоны
Сегодня герой проекта "Время Новороссии" – Осип Михайлович Дерибас. Как знатный испанец стал одной из главных фигур русского освоения Причерноморья? Переход на русскую службу, отношения с Екатериной II, Г. А. Потемкиным и А. В. Суворовым, участие в военных походах.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире программа "Время Новороссии", в студии Марат Сафаров.
Мы продолжаем в нашем проекте говорить, обсуждать, изучать жизнь выдающихся фигур нашей истории, способствовавших освоению, развитию, укреплению Причерноморья.
И сегодня это – Осип Михайлович Дерибас. Я думаю, что многие вспомнили и Дерибасовскую улицу, и вообще какие-то ассоциации с этим именем, они появились. Но сегодня мы разберемся в историческом контексте, во времени, как испанец оказался на русской службе, какой вклад он внес в освоение Причерноморья и Новороссии.
Об этом поговорим мы сегодня со старшим научным сотрудником Института российской истории Российской академии наук, кандидатом исторических наук Андреем Марчуковым. Андрей Владиславович, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
МАРЧУКОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Андрей Владиславович, прежде всего, наверное, не Дерибас, а время. Когда, о каком периоде историческом мы говорим, вспоминая Дерибаса?
МАРЧУКОВ: Прежде всего надо сказать, что в этой передаче и, возможно, там в следующих мы подойдем к нескольким важным и очень интересным вопросам. Ну, первое – это иностранцы на русской службе и вообще их вклад в освоение Новороссии. Второе – это европейскость и русскость применительно к Новороссии, поскольку это тоже очень интересный вопрос. Ну и, как по многим вопросам, здесь тоже могут быть спекуляции, и надо просто их отмести и расставить все точки над "i". Ну и третье – это вот уже сама фигура Дерибаса и последующих, так сказать, некоторых иностранцев. Это связь с Одессой, с тем, как возникает эта "жемчужина у моря", как ее стали много позже называть, как возник этот город и вообще центр, один из центров Российской империи и, так сказать, русской экономической, административной и культурной жизни. Да, и вот постараемся вот эти вопросы осветить с вами.
А что касается Дерибаса, это вторая половина и даже больше, так сказать, последняя треть 18-го века, ну и собственно самое-самое-самое начало века 19-го. В основном последняя треть 18-го века – это опять же время Екатерины Второй, ну и затем Павел Первый.
САФАРОВ: Все-таки вот это приглашение, феномен европейца на русской службе. Что влекло в нашу страну европейцев, кто они были? Понятно, что это очень разные люди, но тем не менее, вот какой-то есть ли такой обобщенный портрет? Потому что по сути это действительно феномен, это не один и не два. И фигуры эти реально оказались не временщиками, не пересидеть какое-то тревожное европейское время у нас в стране в правление матушки-государыни, а действительно с пользой, с самоотдачей, с тем, что Россию по сути они стали воспринимать как свою родину, многие оставались здесь, вступали в браки, и так далее. То есть это история ну по сути такого превращения европейца в русского.
МАРЧУКОВ: Ну действительно, европейская колонизация или, так скажем, приглашение жителей Центральной, Западной и Южной Европы в Россию носило разный характер, и разных людей приглашали. Ну, с одной стороны, это крестьяне или там ремесленники, допустим, из германских земель, переселенцы-колонисты, которых сажали в Приазовье, в Причерноморье, на Волге на землю, где они занимались крестьянским трудом. А с другой стороны – это как бы другой полюс, приток аристократии европейской, представителей знатных европейских родов либо офицерства. Вот тот же самый Дерибас, который у нас стал Дерибасом, а у них он был де Рибас, поскольку этническое происхождение тоже смешанное у него, вот он был наполовину каталонец (ну, у нас называют испанец, но фактически каталонец). И сразу вспоминается не состоявшаяся пока Каталонская Народная Республика. А по другой линии он был ирландец. То есть вот, так сказать, человек смешанного происхождения, но жил, служил в третьей стране, как бы мы сейчас сказали в Италии, в Неаполитанском королевстве. Поэтому собственно тут, во-первых, вся Европа в его фигуре переплелась, слилась...
Полностью слушайте в аудиоверсии!