Картинка

Время Новороссии Итоги Греческого проекта

14 сентября 2025, 07:30

Персоны

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире программа "Время Новороссии", в студии Марат Сафаров.

В прошлом выпуске (наши постоянные слушатели помнят) мы разбирали подробно неделю назад Греческий проект Екатерины Второй – глобальные геополитические задачи, которые Екатерина и ее соратники ставили по освоению Причерноморья, и даже были виды на Средиземноморье, на проливы, на очень сложные такие проекты, которые связаны были и с ослаблением Османской империи, и с возможным возрождением Византии в 18-м веке. Мы говорили о контексте, об отношении европейских государств разных: с одной стороны – Англии и Франции, с другой стороны – Австрии, которую Екатерина в союзники или во всяком случае, так скажем ну, в соратники сказать нельзя, потому что австрийская позиция менялась), ну во всяком случае приглашала к этому проекту Австрию так же. Но многоточие мы поставили с нашим собеседником – постоянным участником программы "Время Новороссии", старшим научным сотрудником Института российской истории Российской академии наук, кандидатом исторических наук Андреем Марчуковым. И договорились продолжить или, точнее, как-то вот подытожить этот Греческий проект, чем он завершился. Андрей Владиславович, прежде всего приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

МАРЧУКОВ: Добрый день.

САФАРОВ: И, конечно, вопрос, он на поверхности. Вот решается судьба греков. Да, при этом есть у нас свои внешнеполитические задачи и по сути и внутреннеполитические, потому что идет освоение Новороссии, Крыма в этот период времени. Но сами греки на Балканах, в самой Греции исторической и другие собственно балканские народы, они нам помощники в этом процессе, или они такие сторонние наблюдатели, которые с надеждой смотрят на Россию? Почему задаю этот вопрос? Потому что исторически в 19-м веке так складывалось, понятно – была болгарская поддержка в ходе русско-турецкой войны 1877-78 года. Безусловно, нельзя сказать, что это только лишь как бы такое мирное население, которое ждет русской победы на их землях и освобождения. Но вот здесь, в 18-м веке, это зрители, созерцатели или все-таки наши помощники по этому проекту, ну хотя бы на его таком начальном этапе?

МАРЧУКОВ: Давайте скажем прямо: главным образом судьбу этих народов, да и не только этих, решали в европейских столицах – в Петербурге, в Лондоне, в Париже, в Вене – ну прежде всего вот здесь. Ну, конечно, в Стамбуле куда ж без него, поскольку речь шла о его территории и его подданных. Что касается отношения, поведения представителей местных народов, то, конечно, все было сложно, не так однозначно, как если мы скажем, что все, как один, так сказать, хлебом-солью встречали либо русских, либо там англичан и французов. Либо же наоборот мы скажем, что они просто пассивно сидели и покуривали трубочку в то время, как там русские, турки англичане, французы друг с другом воевали за эти территории. Конечно, поддержка была. Но, с другой стороны, если мы вспомним вообще ситуацию конца 19-го века, русско-турецкой войны 1877-78 годов, то в русской общественной мысли по-разному оценивали вообще поведение и понимание местными народами – болгарами, сербами – того, как они должны бороться за свою собственную независимость. И оценки эти зачастую бывали критическими в плане того, как эти люди вообще понимают исторический и политический контекст. Поэтому, конечно, поддержка была, на них рассчитывали, как и рассчитывали на поддержку молдаван, валахов, значит, в русско-турецких войнах, и эта поддержка оказывалась. Но, с другой стороны, безусловно, прежде всего это был разговор великих держав и решение ими судьбы Османской империи и судьбы вот этих народов христианских...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Время Новороссии. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация