Авторские материалы Цифровые двойники умерших: как "голос из прошлого" разводит на деньги
Персоны
Мошенники не гнушаются использовать цифровых двойников умерших людей. Эта технология должна была помогать пережить утрату, но всё чаще становится инструментом обмана. Эксперты фиксируют: в России такие случаи уже приобрели массовый характер. Как именно мошенники используют цифровые копии и почему это угрожает каждому, расскажет Александр Ельшевский.
Нейросети, способные воссоздать голос, мимику и даже привычные выражения умершего человека, изначально создавались для психологической поддержки. Родные могли виртуально «пообщаться» с теми, кого уже нет рядом. Кроме того, при помощи подобного можно было делать виртуальные слепки известных людей. Даже не имея видеозаписей, по одним лишь портретам можно оживить изображение, а нейросеть синхронизирует мимику с текстом, который генерируется на основе загруженных данных – переписки или произведений.
Уже есть проекты, где известные писатели и исторические личности говорят и отвечают на вопросы. Вот, к примеру, Лев Толстой говорит о том, почему бросил университет.
"Я был молод и сомневался в устоявшихся порядках, искал живого знания, а натыкался лишь на мертвенные строчки..."
Но, как это часто бывает, технология быстро оказалась в руках злоумышленников. В Центре цифровой экспертизы Роскачества отмечают: главная цель мошенников – уязвимые люди, переживающие потерю. Или те, кто не знает, что человека уже нет, и могут принять созданный фейк за старого знакомого. Подделка может «попросить» о деньгах, предложить нажать на ссылку или даже согласиться от лица умершего на оформление микрозайма.
Впрочем, ТАСС в пресс-службе Центра биометрических технологий заявили, что получить микрозайм с помощью "цифровой копии" человека невозможно. В РФ не существует сервиса, который позволяет провести такую операцию.
Но опасность для обычных граждан все равно велика, ведь проверить подлинность такого «сообщения» невозможно: жертва видит знакомое лицо, слышит голос и не подозревает подвоха.
Аналогичные приёмы преступники используют и в живых дипфейк-атаках. Ещё недавно в мессенджерах гуляли «видеокружки» – короткие ролики без звука и в низком качестве. Так скрывались огрехи синтеза. Сегодня технологии шагнули дальше. Особенно тревожно звучат истории о клонированных голосах. Достаточно нескольких записей – например, с автоответчика, или голосовых сообщений со взломанного аккаунта – и нейросеть создаёт копию тембра и интонации.
Вот реальная история. Послушайте голос настоящего человека и фейк, который сделали мошенники.
"Меня взломали и стали рассылать, причем изучили, как именно и к кому обращаться".
Проснувшись ночью или прослушивая сообщение на ходу, человек почти не замечает подвоха. Мошенники пользуются этим эффектом: они взламывают аккаунты, изучают стиль общения, а затем массово рассылают подделки.
Жертвами становятся и блогеры. Их видео и аудио скачивают целиком, затем собирают «новые обращения» к подписчикам.
"Я смотрю, кто-то выкачивает мои видео, они вышли на новый уровень".
Чтобы создать реалистичный дипфейк-видеоролик, преступникам нужны сотни изображений жертвы. Но для голоса – всего пара минут записи. Иногда результат получается «рваным», поэтому аферисты маскируют дефекты низким качеством картинки или короткими фразами.
Но мошенники понимают: массовость компенсирует недочёты. Чем больше жертв получат подделку, тем выше шанс на успех.
Эксперты предупреждают: самая надёжная защита – критическое мышление. Если пришло сообщение от близкого – перезвоните по сохранённому номеру, задайте вопрос, который знаете только вы. Не переводите деньги без личного подтверждения. И никогда не доверяйте «голосу из прошлого» в мессенджере. Поддельные голоса, видеокружки и цифровые двойники становятся новым инструментом обмана. Вчера это выглядело как эксперимент, а сегодня – как массовое явление.
Если хотите быть на шаг впереди мошенников, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Без обмана», там я вместе с экспертами борюсь за здравый смысл и разбираю фейки, отделяя реальные угрозы от инфошума. Телеграм-канал «Без обмана», во всех поисковиках – первой строчкой; пишите название и мою фамилию. Логотип – с "елочкой".