Авторские материалы Скорость не снизил – дважды ответ
Персоны
Верховный суд подтвердил возможность многократного наказания водителей за превышение скорости с помощью близко стоящих камер, если такое нарушение возможно было устранить. Это решение не касается так называемых длящихся нарушений, которые невозможно предотвратить в одну минуту. С подробностями – наш корреспондент Олег Яхонтов.
Чем руководствовался водитель воронежского автобуса, разогнавшегося в центре города до 85 км/ч при разрешенных 60 км/ч, не известно. Но нарушение сразу зафиксировали две дорожные камеры с разницей в 22 секунды. Из чего можно сделать вывод, что они стояли на расстоянии примерно полкилометра друг от друга. Соответственно, в автотранспортное предприятие пришло два штрафа по 500 рублей за нарушение скоростного режима. Однако постановление было обжаловано на основании Административного кодекса, где сказано, что за одно и то же нарушение нельзя привлекать к ответственности дважды. Дело дошло до ВС, который подтвердил, что формально речь идет о двух разных нарушениях, зафиксированных разными камерами в двух разных местах. По словам партнера компании "Скрипченко и партнеры" юриста Виктора Скрипченко, каждое из противоправных деяний образует самостоятельный состав правонарушения.
СКРИПЧЕНКО: Нужно понимать, что в данном конкретном случае одна камера фиксирует скорость в 85км/ч и другая в 85 км/ч, а машина при этом проходит 500 метров. Соответственно, суды пришли к тому, что у водителя возможность снизить скорость была. Да, прошло не так много времени, но при этом он совершил другое правонарушение по другому адресу, которое зафиксировано другой камерой. То есть юридически даже разница в 3 секунды уже говорит о том, что мы находимся в другом месте, с другой камерой с разницей в 100 метров. И рассчитывать не стоит, что это будет один штраф.
Суды приняли во внимание, что на этом участке дороги скорость ограничена до 60 км/ч. И водитель не мог про это не знать, поскольку двигался по центру Воронежа. Кроме того, 22 секунды – достаточное время для того, чтобы безопасно скинуть скорость с 85 км/ч. В отличие от так называемых длящихся нарушений, которые, по мнению юриста Виктора Скрипченко, невозможно предотвратить в одну минуту.
СКРИПЧЕНКО: Если в понедельник оштрафовали за то, что у вас – тонированный автомобиль, и в этот же понедельник вас пытаются вновь за это оштрафовать, то здесь у вас есть возможность доехать до сервиса, растонировать машину, вы скажете сотрудникам ГАИ, что вас сегодня уже к ответственности за это привлекли, они вас отпустят, и ответственности не будет.
То есть, например, за передвижение без техосмотра, без полиса ОСАГО штраф положен, но раз в сутки, которые даются на устранение нарушений. В случае со скоростью возможность ее снизить у водителя была, но он ею не воспользовался. Правда, с 1 сентября прошлого года изменились требования к установке комплексов фотовидеофиксации на дорогах. По новым правилам камеры не могут стоять близко даже в городах. Расстояние между ними должно быть не менее 1 км. А за городом – 5 км. Но закон обратной силы не имеет. Инцидент произошел до вступления в силу этих правил. Поэтому ВС и принял такое решение. Если бы речь шла о нарушении, совершенном после 1 сентября 2024 года, то, возможно, шансы на положительное решение выросли бы.