Династии Отечества Покрассы снова в моде
Персоны
СТУПАК: Здравствуйте. В студии Марат Сафаров и Полина Ступак. В эфире программа "Династии Отечества", где мы рассказываем об известных людях, имена которых навсегда вписаны в историю нашей страны. Марат, приветствую вас.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: Песни "Марш Буденного", "Москва Майская", "Три танкиста", "Родной городок", музыка для кино и спектаклей, а также многочисленные лирические композиции. В общей сложности их наследие составляет несколько сотен произведений в самых разных музыкальных жанрах. Их сочинения стали музыкальным символом первых десятилетий молодой советской страны Сегодня мы поговорим о династии музыкантов Покрассов.
Братья Покрасс – известные советские музыканты и композиторы. Среди их произведений – романсы и песни советских времен, марши, а также музыка к фильмам "Танкисты", "Трактористы" и "Девушка с характером". Были создателями и художественными руководителями различных музыкальных коллективов, в том числе знаменитого оркестра Центрального дома культуры железнодорожников.
Самуил, Даниил, Дмитрий и Аркадий были не только родственниками. Это по сути самый такой настоящий творческий коллектив, и песни свои они либо по отдельности, либо совместно сочиняли. Кстати, существует такая версия, что старший брат Самуил ну можно сказать, даже в наследство после себя младшим братьям оставил свои сочинения, которые те впоследствии использовали уже в своих произведениях, причем делали это неоднократно. Но, Марат, мне кажется, интересным будет начать с того, а как они вообще пришли к маршам. Если вспомнить, что родились они в еврейской семье, отец их был продавцом в колбасном магазине, он любил народные песни, дети поначалу учились играть на скрипке, а первыми их сочинениями были романсы.
САФАРОВ: И более того, вот вы уже сказали о том, что они использовали архив своего уехавшего в эмиграцию брата Самуила. Такие мифы ходили вокруг Покрассов, прежде всего Дмитрия Покрасса, ходили постоянно разные легенды, это просто, можно сказать, такой персонаж московского музыкального фольклора, поскольку легенды вокруг Покрасса, его успеха, конечно, зависть к нему колоссальная. Потому что были такие десятилетия, ну можно сказать так, примерно с конца 20-х до конца 40-х, может быть, начало 50-х. Это когда Покрасс, Дмитрий Покрасс, был, ну можно сказать, сопоставим с Дунаевским, например. То есть это была величина в музыке, когда его мелодии, прежде всего его марши, звучали отовсюду. И как он говорил (мы об этом скажем, он же очень тесно был связан с Наркоматом путей сообщения, с железными дорогами нашими), "не было той станции в Советском Союзе, где бы я не выступал". Его на самом деле знали, и когда по радио передавали его мелодии и песни, указывали автора. Ну, можно сказать, в течение всего дня советские слушатели были, в общем-то, слушателями его мелодий, и постоянно им напоминали, что Покрасс, Покрасс, Покрасс. Конечно, его было много, может быть, даже чересчур много, был такой период. Потом наступили десятилетия в его долгой жизни, когда Дмитрий Покрасс остался, во-первых, один, все братья умерли, а самое главное – музыка его ушла. И потом она опять вернулась, мы об этом скажем, когда Покрасс стал вновь модным, уже в наши дни. Не только это интерес к ретро-музыке, это вообще эпоха. Безусловно, композитор – талантливейший человек, который почувствовал время, работал, ну можно сказать, не покладая сил. Это была удивительная работоспособность – около 300 песен...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Династии Отечества. Все выпуски
- Все аудио
- Династии Отечества