Картинка

Авторские материалы Новые ценники позволят не запутаться

1 декабря 2025, 16:54

Персоны

В российских магазинах могут появиться ценники с единой мерой для весовых продуктов. Т.е. цена будет указана не только та, что на упаковке, но и стоимость килограмма, литра или штуки продукта. Для этого в Союзе потребителей России вместе с депутатами Госдумы работают над тем, чтобы скорректировать правила торговли. По задумке авторов изменений, это исключит "игру" с ценниками, при которой потребителю непросто разобраться в настоящей цене покупки. Насколько такие нововведения помогут потребителю в выборе – разбиралась Марина Костюкевич.

Привлекательная цена. За это бьются сети, производители, поставщики. Задача – показать покупателю приятную информацию, чтобы он взял с полки продукт и отправился с ним на кассу.

В результате на полках появились продукты, ценники на которые радуют глаз, хотя на деле должны раздражать. Секрет прост – указана не вся информация. Например, на витрине – сыр. Цена за двухсотграммовую упаковку – 200 рублей. А рядом упаковка похожего сыра, но цена уже – 80 рублей. К ней-то и потянется покупатель. И, возможно, не обратит внимания, что 80 рублей – это цена за 100 граммов сыра. Тем более, если с другой стороны лежит этот же сыр внарезку 300 граммов, но написано: 1000 рублей за килограмм.

Легко запутаться и купить то, что, на первый взгляд, дешевле, а на деле – дороже.

Нужен унифицированный подход – чтобы цены были указаны за килограмм и за литр. На упаковках это уже написано, теперь важно указать это на ценнике, говорит председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Вопрос регулирования ценников у нас решается на уровне постановления Правительства. И, безусловно, крайне желательно, чтобы уточнения были внесены, в том числе, возможно, какие-то предложения есть у депутатов, но решаться вопрос должен в правительстве. Потому что та ситуация, которая сложилась сейчас – с указанием цены за 100 граммов, при том, что товар продается поштучно, и вес там может быть различным, конечно, эта ситуация недопустима. Но решаться вопрос должен на уровне правил продажи товаров на уровне постановления Правительства.

В Союзе потребителей России ранее подсчитали, что в результате так называемой шринкфляции (уменьшения количества или веса товара при сохранении размеров упаковки) потребители совокупно теряют примерно по триллиону в год. Сейчас в организации вместе с депутатами Госдумы готовят корректировку правил торговли, чтобы ввести единую меру для весовых продуктов.

Бизнес-сообщество такой подход сочло избыточной мерой. Там считают, что ценник не безразмерный и излишнее количество информации только больше запутает потребителя. Уже сейчас на нем указывают две цены – по карте и без, с молочным жиром или без, и если сюда еще добавить стоимость продукта в литрах или килограммах, покупатель просто не сможет вычленить то, что нужно, считает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.

КАРПОВ: Если будет указываться еще и цена, исходя из условной единицы, это просто будет путать дополнительно потребителя. Особой пользы это не принесет, потому что потребители все давно уже ориентируются и понимают, что упаковка далеко не всегда является показательной – литр-килограмм и прочее, и все внимательно смотрят. Более того, у потребителей всегда есть любимые товары, на которые они ориентируются, и далеко не всегда они сравнивают.

Кроме того, внесение полной информации на ценник может увеличить цену товаров – ведь это потребует дополнительных расходов. И затраты на замену ценников продавцы, скорее всего, переложат на потребителя, говорит научный руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: Это – издержки для торговли, которые лягут в стоимость товара. Некоторые перекосы есть, но вот так бороться, бегать ценники менять... В любом торговом центре около 2, а то и 3 тысяч номенклатур товара. Люди все это знают и понимают, что там происходит с ценами, разумные люди все это знают.

Эксперты подчеркивают: шринкфляция не скрывает реальный вес товара – он указан на упаковке, как это требуют правила, но уменьшает психологическое восприятие цены. Кажетcя, что приведение ценника к единой системе должно упростить ее расчет, но есть опасность, что потребителей это может сбить с толку, поскольку в целом нарушится прежнее восприятие цен. Выбор усложнится, и это начнет формировать новые модели поведения.

В Минпромторге же считают, что гораздо важнее контроль качества продуктов, чем переписывание ценников. Ведомство с марта будущего года расширит перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Прежде всего, это товары бакалеи: крупы, злаки, бобовые и другая продукция мукомольно-крупяной промышленности, используемая в пищу после термической обработки, картофель быстрого приготовления, натуральный и искусственный мёд.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация