Время Новороссии О старообрядцах в Крыму
Персоны
Старообрядцы в Новороссии. Выставка "Старые русские в Новороссии: история и культура старообрядцев Приазовья" открыта в Крымском этнографическом музее. Об истории, занятиях рыболовством, духовной культуре староверов Приазовья расскажет доктор исторических наук, профессор Института антропологии и этнологии Российского государственного гуманитарного университета Александр Пригарин.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Время Новороссии", в студии Марат Сафаров.
Совсем недавно в Крымском этнографическом музее в Симферополе открылась выставка "Старые русские в Новороссии: история и культура старообрядцев Приазовья". Проходили Третьи Крымские этнографические чтения с темой "Этнография Крыма и сопредельных территорий". Выставка эта организована Крымским этнографическим музеем совместно с учебно-научным Институтом антропологии и этнологии Российского государственного университета. И другие коллеги поддержали, поддержало Министерство культуры Республики Крым.
О старообрядцах в Крыму. Вообще старообрядческая тема у нас проходит нитью через разные наши проекты. Мы напоминаем об этом наследии, феномене старообрядчества, современной жизни приверженцев старой веры на территории России. Очень гордимся тем, что и сами старообрядцы по-доброму относятся к нашим выпускам. И я знаю, что и предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий является слушателем нескольких наших программ, добрые отзывы от владыки мы ощущали и слышали его молитвенную поддержку. Это всё очень важно. А самое главное, что вот этот рассказ о старообрядчестве из разных частей нашей страны приходит, и не только из признанных, таких классических духовных центров московских – Преображенки, Рогожского кладбища, но и из южных краев нашей страны, в том числе из Крыма.
И благодаря сегодняшнему участию в нашей программе доктора исторических наук, давнего друга нашей программы, профессора Института антропологии и этнологии Российского государственного гуманитарного университета Александра Пригарина (соорганизатора этой выставки), мы сможем узнать о старообрядцах Крыма еще больше. Александр Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
ПРИГАРИН: Здравствуйте.
САФАРОВ: Совсем недавно мы говорили об этнографической экспедиции, которая проходила в Донбассе, о Новороссии, посвященная городам и сельской местности Крыма. Ну вот новые результаты, уже такие, можно сказать, воплощенные в выставки в Крымском этнографическом музее. Пользуясь случаем, всех наших слушателей, кто этой зимой (может быть, на новогодние выходные, на Рождество) собирается в Крым, не только в курортные города, но очень призываем вас посетить и Симферополь, и Крымский этнографический музей. Потому что, конечно, его собрание, его экспозиция и вот теперь и выставка. И сразу же, еще не начиная говорить о ней, сразу скажем, что завершается она 11 января 26-го года, поэтому есть возможность ее посетить. Так вот, очень так настойчиво призываем наших слушателей (ну и, конечно, крымчан самих) эту выставку посетить.
Но начать все-таки скорее хотелось бы не с самой выставки, а с того момента, как старообрядцы стали заселять Крым. Ведь совпадает многое. С одной стороны, уже первый век раскола по сути к концу 18-го века, и с другой стороны – начало освоения Крыма Россией (конец 18-го, екатерининская эпоха, конец 18-го века). Сразу же ли с этого периода времени старообрядцы появляются в Крыму, или все-таки эта история чуть более поздняя?
ПРИГАРИН: Безусловно, вы правильно отметили, что вся история начинается в конце 18-го – начале 19-го века. И для всех, кто занимается старообрядцами, есть такой сюжет, который выходит далеко за регионы, это создание собственно единоверия как такого компромиссного варианта между официальной и старообрядческой церквями, так сказать, которые возникают прежде всего на этих территориях – на территориях сегодняшней Таврической губернии. То есть, ну сегодняшней… исторической Таврической губернии. И очень важно сказать, что, если этот задум, который реализовывал Потемкин вместе с местными архиереями, оказался успешным именно благодаря деятельности такого важного центра единоверия, как Корсунский монастырь. Это территория примерно сегодняшней Каховки, так сказать, то есть она исторически очень важна.
Слушайте в аудиофайле!