Династии Отечества Чаковских Самара помнит до сих пор
СТУПАК: Здравствуйте, в студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак. В эфире программа "Династии Отечества", где мы рассказываем об известных людях, чьи имена неразрывно связаны с историей нашей страны. Марат, приветствую вас.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: Основатель династии – предприниматель, открывший в конце 19-го века первую в Самаре торговую баню, где был собственный водопровод, прачечная, центральное отопление, все устроено по последнему слову того времени. И память об этом человеке до сих пор сохраняется в городе. Его сын стал известным петербургским врачом, но прославил эту фамилию многолетний главный редактор "Литературной газеты" и автор романа "Блокада", посвященного героической обороне Ленинграда и подвигу жителей города в годы Великой Отечественной войны". Сегодня вспоминаем династию Чаковских.
Матвей Абрамович Чаковский – купец первой гильдии, владелец нескольких доходных домов в Самаре, включая историческое здание, где в 1911 году останавливалась на несколько недель Марина Цветаева. Его внук Александр Борисович Чаковский – советский и российский писатель, драматург, военный корреспондент. Вершина его творчества – роман "Победа", за который в 1983 году он получил Государственную премию СССР.
Вообще мне представляется, Марат, что эта династия выделяется среди всех наших героев. И прежде всего вот обычно мы можем проследить их биографию очень подробно. А что мы знаем об основателе династии – о Матвее Абрамовиче Чаковском? Ведь сведений очень мало сохранилось, они очень скупые. Кроме того, что в 1886 году он открыл ту самую баню. Кто были его предками, как он появился в Самаре и вообще где он родился – я вот лично таких сведений найти не смогла.
САФАРОВ: Да, это действительно так, поскольку Матвей Абрамович Чаковский принадлежал к кантонистам. Кантонисты – это были малолетние, несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов в Российской империи. И сами эти подростки, по сути, тоже уже принадлежали к военному сословию, к военному ведомству, по своему происхождению были обязаны к военной службе, обучались в кантонистских школах. Название само пришло из Пруссии, как и многое в военном лексиконе 19-го века, от названия полковых округов – кантонов. И это название относилось очень часто к таким национальным, что называется, группам кантонистов. Среди них особые (и в литературе даже 19-го века оно было отражено, например, у Герцена есть упоминание таких кантонистов) – это еврейские подростки, которых набирали в местечках, в западных губерниях, и они с малолетства уже находились на военной службе. Подавляющее большинство из них в течение этих 25 лет военной службы, они принимали православие, становились русскими людьми и, выходя в отставку, по сути уже сливались с местным населением. Но некоторые из них, особенно кто поступал на службу уже достаточно в таком зрело-подростковом возрасте, кто помнил свои собственные обряды, традиции, свою старую, ту самую семью, в которой они родились, сохраняли верность иудейской вере. И вот Матвей Абрамович Чаковский из последних, то есть тех, который действительно отслужил в кантонистских этих полках, но по выходу в отставку вернулся на гражданскую, что называется, службу, жизнь, поселился в Самаре, но сохранил приверженность своей религии. Это важно, поскольку Матвей Абрамович, помимо своих больших успехов в банном деле, в домовладении (он один из крупнейших самарских домовладельцев конца 19-го века), он еще и щедрый попечитель еврейских молелен, синагог. Поэтому здесь такая история. И поэтому у Матвея Чаковского как бы нет происхождения никакого, поскольку у кантонистов оно как будто бы начинается с момента зачисления их в полки. Вся прошлая жизнь остается где-то за скобками. Видимо, она где-то так же в западных губерниях Российской империи происходила, в черте оседлости, но этого мы не знаем...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Династии Отечества. Все выпуски
- Все аудио
- Династии Отечества