От первого лица Сергей Мироненко в программе "От первого лица"
У микрофона – ведущая Наталия Бехтина.
Гость программы – директор Государственного архива РФ Сергей Владимирович Мироненко. Он приглашен в студию для того, чтобы подвести некие итоги прошедшей в начале декабря Международной научной конференции "История сталинизма".
– Меня удивило оживление почты после серии программ о подготовке международной научной конференции "История сталинизма". Сейчас почта не слишком велика, что понятно: почтовые расходы и прочее. В основном в письмах жалуются на начальство, на плохую жилищно-коммунальную систему, а тут вдруг пошла общественно значимая почта. И заметно, что письма разделились на две четкие кучки. В одних письмах люди пишут о том, что все это вранье, что не было ничего, никаких репрессий и т.д. В других письмах содержатся рассказы о личных горестных историях. Это и от детей раскулаченных, и от детей партийных руководителей. Поражает то, что до сих пор, а сколько лет прошло, общество выглядит достаточно расколотым по этой линии. Что показала конференция?
Мироненко: Конференция показала, что научное сообщество в оценке роли и места Сталина едино. В мероприятии приняло участие в общей сложности около 450 человек, что для научной конференции чрезвычайно много. Мы вынуждены были даже пленарные заседания перенести в зал, который вмещает 400 человек, в то время как первоначально планировалось 150. Все это только подтверждает очень большой интерес к теме.
Также было очень приятно, что в работе конференции приняли участие знаковые для отечественного, европейского и мирового сознания и общества люди – Юрий Петрович Любимов, Даниил Александрович Гранин, президент Французской академии Элен Каррер д'Анкос. Все это люди с мировыми именами. Их участие придало необыкновенный блеск конференции, помимо того, что там были десятки ученых с мировыми именами – российских, американских, немецких, японских. Легче назвать страны, представителей которых на конференции не было.

Конференция показала, что место и роль фигуры Сталина и созданный им режим остаются одним из самых острых вопросов научной и общественной дискуссии в России. И в ходе работы было выражено опасение по поводу углубления разрыва между научным знанием и обыденными представлениями значительной части российского общества о сталинизме и сути диктатуры. В общественное сознание в последнее время проникают представления, противоречащие современным научным знаниям, опирающимся на широкую документальную базу и многочисленные исследования. Почему так происходит? Этот вопрос занимал и участников конференции.
– Был ли найден ответ?
Мироненко: Ответ на этот вопрос не так легко найти. Потому что большинство участников этой конференции не политологи, а историки, которые занимаются прошлым. А вопрос этот касается современного российского настоящего. Одна из составляющих этого – память о войне. Даниил Александрович Гранин в совершенно блистательной форме показал, как на протяжении послевоенного времени усилиями Сталина, а потом Брежнева память о войне постепенно замещалась памятью о Победе.
– Но память о Победе обязана жить…
Мироненко: Этого никто не оспаривает. Победа великая, но какой ценой она далась и какова роль Сталина в этой Победе. Сразу после конференции я получил книгу крупнейшего российского искусствоведа, члена-корреспондента Академии художеств, профессора Санкт-Петербургского университета, зав. отделом западноевропейского искусства Николая Николаевича Никулина. Он 18-летним мальчиком был мобилизован в первые дни, прошел всю войну и закончил ее в Берлине. Но когда читаешь его воспоминания, человека, который все это пережил, не то, чтобы дрожь пронизывает, а охватывает ужас от тех жертв, которые были принесены бездарным руководством нашей страны. Которое кричало о том, что мы малой кровью на чужой территории, а в итоге миллионы, десятки миллионов лучших людей страны безжалостно бросало в мясорубку войны.

– Большая часть аудитории "Радио России" – люди не молодые, и многие из них либо прошли через это, либо хорошо помнят по рассказам своих родителей и близких. И какая интересная аберрация памяти иногда происходит! То ли потому, что, попадая в этот кровавый котел в 18 лет, тем не менее, для многих война остается лучшим воспоминанием в жизни. Потом они победили, их радостно встречали, и много лет подряд затем общество им говорило и будет говорить "спасибо". Отчего происходит так: кто-то напишет подобную книгу, а кто-то будет после передачи писать, звонить и говорить, зачем вы все врете?
Мироненко: То, что говорят "врете", это на совести тех, кто это говорит. Я не вру и стараюсь никогда не врать. Теперь насчет памяти. Память человеческая – инструмент очень интересный. Она не хочет плохого, она сама как бы очищается. Человек в состоянии ужаса долго жить просто не может. Таково устройство человеческой памяти, и люди помнят хорошее. А хорошее было у каждого человека. И лучше помнить хорошее, чем плохое.
Но задача истории говорить людям правду, какой бы тяжелой и горькой она ни была, потому что, если мы начинаем говорить неправду, из этого произрастает поклонение перед Сталиным, перед теми временами. Можно об этом много говорить. Например, что был Сталин, и был порядок.
Но не было порядка. В том-то все и дело. А были бездарные решения накануне войны и в ее ходе. Победили? Да, победили, но какой ценой. Ценой страшной. И потом стали эту правду о войне, которая была, замалчивать и говорить совсем не то…
Полностью беседу с С. Мироненко слушайте в аудиозаписи программы.
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица