Картинка

От первого лица Александр Хандруев в программе "От первого лица"

21 ноября 2008, 14:14
Сегодня в витринах дорогих магазинов можно увидеть вполне пролетарские лозунги: "Ударим распродажей по кризису!" Способы привлечь покупателей, конечно, могут быть разными, хотя это и становится делом все более трудным. Попробуем объективно и профессионально разобраться в существе вопроса; наш собеседник - экономист, профессор Александр Андреевич Хандруев. Что происходит в отечественной и мировой экономике, поскольку российская экономика уже стала ее неотъемлемой частью?

(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

В последнее время в аналитических материалах приходится слышать фразу: падение индексов не достигло дна... Где находится это самое "дно", и насколько должны упасть индексы, чтобы его достичь? Все ведущие мировые индексы построены на весьма простом принципе: отбираются акции ведущих компаний, которые "делают погоду" в мировой экономике в том числе; котировка их акций приводится к некоему усредненному знаменателю, и появляется индекс. И если показатель снижается, это означает, что желающих купить акции этих компаний меньше.

На фондовый рынок допускаются котировки только публичных компаний, и если нет желающих акции купить, то их курс падает, что означает: доверие к компаниям падает, а впереди их, вполне возможно, ожидает полоса неприятностей. Примером может служить положение крупнейшей автомобильной компании США "Дженерал Моторс", котировки акций которой резко упали. Такое положение отражает отношение инвесторов, да и вообще людей, которые держат, пускай и крошечные, пакеты акций. Но что это означает для людей, у которых нет акций, кто живет на пенсии или пособия?

Александр Хандруев в радиостудии

Существует много достаточно простых, даже примитивных объяснений: мы страдаем за компанию с американцами, у которых завалилась экономика; доводилось слышать и трактовку, которая возлагает ответственность за кризис на... китайцев и их громадными валютными резервами.

Впрочем, считает Александр Хандруев, ни американцы, ни китайцы не виноваты: дело в том, что в последние восемь-десять лет происходил перегрев мировой экономики. Экономика росла очень быстрыми темпами, возникли внутренние диспропорции, которые не проявлялись только потому, что все покрывалось экономическим ростом. Быстро росла финансовая надстройка, появилось множество финансовых инструментов нового типа. Банк не может выдавать кредиты беспредельно; у банка есть ограничения по капиталу. Как быть, если потребности по кредитам есть?

Александр Хандруев в радиостудии

Финансисты стали переоформлять кредиты в ценные бумаги, которые списывались с балансов банка. Эти ценные бумаги начали обращаться на финансовом рынке, что привело к непомерному разбуханию финансовой надстройки. Если мировой ВВП можно оценить в шестьдесят триллионов долларов, то надстройка составляла уже около пятисот триллионов. По сути дела, подчеркивает эксперт, образовался гигантский пузырь, куда, кстати, входили и цены на нефть: экономисты считают, что первые пятьдесят процентов цены на нефть были образованы финансовым пузырем. И от этого Россия, замечает Александр Хандруев, также получила определенные выгоды...

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация