Шинель Программа "Шинель"
С первого октября в России началась осенняя призывная кампания. Призыв в Вооруженные силы - это испытание не только для призывника, но и для самой армии, и говорить мы будем не только о призыве, но и о неуставных отношениях - "казарменном беспределе". Так предпринимает ли армия необходимые меры, чтобы искоренить неуставные отношения? Наши собеседники - Михаил Вячеславович Яненко, начальник пресс-службы Главной военной прокуратуры, и Владимир Николаевич Богатырев, консультант-эксперт Общественной палаты РФ, руководитель аппарата ассоциации офицеров запаса МЕГАПИР...
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
Ведущие - Геннадий Дзюба, Александр Сладков (по телефону).
- Каковы тенденции в отношении неуставных взаимоотношений сегодня, в какую сторону меняется статистика?
ЯНЕНКО: Если говорить о статистике - она в целом благоприятная. На протяжении последних двух лет происходит пусть и очень постепенное, но сокращение масштабов так называемых неуставных отношений. Я отнес бы к ним еще и злоупотребление должностным положением со стороны сержантского состава и офицеров, хотя это и несколько иная квалификация преступлений (в народе это называется рукоприкладством).
- Насколько обоснованным было опасение государственных мужей, что перевод службы на один год, увеличение призываемого контингента неминуемо вызовет взрыв неуставных отношений в армии? Взрыв произошел?
ЯНЕНКО: На самом деле изменение сроков службы в армии началось уже в 2007-м году - с двух лет на полтора, а на годичный срок службы перешли практически полтора года назад: сейчас уже в третий раз молодые люди призываются в армию сроком на один год.
Действительно, опасения были. Мы прогнозировали обострение ситуации в казармах, поскольку в них должны были пересечься те, кто служил два года, полтора, а теперь - и год. Но, к счастью, наши опасения не подтвердились; статистика восьми месяцев этого года свидетельствует: неуставные отношения в войсках сократились на тринадцать процентов, а так называемое рукоприкладство со стороны младших командиров и офицеров - на одиннадцать процентов.
- Гибель людей, суицид, - у вас есть данные?
ЯНЕНКО: Я сейчас не готов дать вам такие цифры, но могу сказать, что количество пострадавших от неуставных проявлений и рукоприкладства сократилось пропорционально уменьшению числа этих преступлений. Конечно, мы не можем сказать, что таких преступлений не стало вообще или оно где-то полностью искоренено; за эти же восемь месяцев более восьмисот военнослужащих были осуждены за неуставные отношения...
- Где, на ваш взгляд, просматриваются наиболее болезненные точки - по видам и родам войск, по регионам? И какие меры предпринимаются военной прокуратурой?
ЯНЕНКО: Больше преступлений совершается там, где больше личного состава. Поэтому по регионам такой яркой зависимости нет. А вот там, где более масштабные воинские коллективы, там больше фиксируется таких правонарушений.
- Сейчас призыв будет снова большой - количественно почти втрое больше, чем полтора - два года назад. Какие меры намечены Главной военной прокуратурой, каково взаимодействие с войсками?
ЯНЕНКО: В последние годы мы работаем и с командованием, и, что особо меня радует, с обшественными организациями в вопросах предупреждения всех видов преступности, в том числе и пресловутых неуставных отношений. Считаю, что есть немалая заслуга в улучшении координации нашей работы, более тесного взаимодействия как с командирами, так и с общественностью, и в этих двенадцати процентах она и материализуется...
Шинель. Все выпуски
- Все аудио
- Шинель