Картинка

Шинель Программа "Шинель"

26 июня 2009, 13:11
Несколько дней назад очень незаметно прошла очередная годовщина огромной трагедии нашего народа и государства - начала Великой Отечественной войны. Событие это действительно прошло абсолютно незамеченным; оно как бы ушло на задний план и на улицах, и на телеэкранах. Означает ли это, что память о событии теряется, уходит в Лету? Можем ли мы сделать что-нибудь для сохранения нашей истории? И должны ли делать что-либо, - нужна ли нам память?

(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

Ведущий - Геннадий Дзюба.

Как мы вообще определяем ключевые даты в государстве? Когда мы задали этот вопрос нашему собеседнику, последовала пауза: впрочем, реакция более чем естественная... Ну, конечно, день начала Великой Отечественной войны (если спросить про Вторую мировую, - это уже иной срез темы). Наверное, полет Гагарина в космос. Возможно, события 1812-го года; можно вспомнить революцию. А дальше-то что? И вообще, можем ли мы, простые люди, сделать что-либо для сохранения отечественной истории, и что обязано делать государство? Да и нужно ли вообще этим заниматься?

Наш гость - Вячеслав Немышев, военный журналист, специальный корреспондент, работавший на наших центральных каналах - в "Вестях" на РТР, на НТВ, а сейчас - на канале "Звезда". Он пишет книги, пишет интересные рассказы; кк ни странно, эти рассказы - о войне: львиная доля его журналистской деятельности относится как раз к горячим точкам. Вячеслав публиковался в "Совершенно секретно", в альманахе "Искусство войны" и даже в датском литературном журнале "Новый берег". Как, на его взгляд, меняется с годами отношение российского общества к историческим событиям?

НЕМЫШЕВ: Мне кажется, кардинального изменения традиций не происходит; просто время берет свое. Я недавно вернулся из Белоруссии, где готовил материал как раз к дню начала войны. И вы представляете, - я снял последнего пограничника из тех, кто встретил немцев на берегу Немана, участника тех событий; больше не осталось никого, - все уже умерли. Имя этого человека - Федор Данилович Присич. У него потрясающая судьба: он и тогда, и сейчас остался один...

Но люди помнят. Помнит наше поколение, помнит поколение наших отцов. Даже моя дочь, - ей шестнадцать лет, - даже она многое знает и помнит. Все зависит от воспитания, от того, как мы, родители, воспитываем своих детей.

- Но, когда мы говорили с тобой, ты сказал: в Белоруссии помнят все...

НЕМЫШЕВ: В Белоруссии - все, потому что каждый третий белорус погиб в той войне, и эта трагедия чувствуется на всей территории Белоруссии. Я ощущал это каждой клеткой своего тела, у меня иногда сводило горло, я не мог говорить: я шептал... Даже сейчас, говоря об этом, я чувствую комок в горле, хотя и стараюсь сдерживать эмоции... Белоруссия была одним из эпицентров трагедии; Москва - немного дальше, если взять Сибирь - еще дальше... Но люди все равно помнят, пусть иногда поверхностно, но все же...

- Меня удивляет отношение к своим историческим событиям в других государствах: невозможные фестивали, сумасшедшие шествия... И не обязательно это Бразилия: вспомните Скандинавские страны, Ирландию: вроде бы там и не очень темпераментные люди живут. Но как они относятся к своим приснопамятным датам! Иногда и не сказать, что к победам; к каким-то полулегендам! Наша история вместила столько горя, как и горькой радости побед, что, может, этим и объясняется такое легковесное отношение?..

Шинель. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Шинель

Новые выпуски

Авто-геолокация