Валенки Никас Сафронов в гостях у Романа Трахтенберга и Лены Батиновой

5 марта 2009, 19:04

Персоны

 
ТРАХТЕНБЕРГ: У нас в гостях Никас Сафронов. Приятно начинать беседу с подарков. Никас подарил мне картину. Очень красивую. Очень хорошая картинка.
 
САФРОНОВ: У меня есть такая техника √ дрим вижн.
 
ТРАХТЕНБЕРГ: Это я даже не понимаю, что это такое. Как это?
 
САФРОНОВ: Ну, вот есть такая техника в стиле импрессионистов. Как бы сны, такие отрывочные сны. Вот это один из эскизов.
 
ТРАХТЕНБЕРГ: Смотри. И каждый сможет представить все, что хочешь.
 
САФРОНОВ: Вот. Это самое важное. Это почти сказка.
 
ТРАХТЕНБЕРГ: Вот это тогда называется искусство. Потому что, когда все понятно, это фотография. Правильно, Никас?
 
САФРОНОВ: Я согласен. Есть разные техники. Есть символизм.
 
ТРАХТЕНБЕРГ: Вот это нажил, а! Вот это нажил Трахтенберг!
 
БАТИНОВА: Осчастливили.
 
САФРОНОВ: Талантливый человек изначально уже нажил себе тем, что он талантлив. Остальное ему только прилагается. Сегодня как раз давал большое интервью для Первого канала о Пуговкине и говорил о нем как о человеке-истории, как о человеке эксклюзивном и так далее, что при жизни не ценят таких людей, а когда их не станет, делают фильмы, передачи. Вот один мне олигарх сказал: ╚Вот если бы он сейчас живой был, я бы ему дом подарил в Швейцарии!╩
 
ТРАХТЕНБЕРГ: Мы слышали такие истории. Еще у Оскара Уайльда, у него богач и тряпичник. Богач говорит: ты давай работай, а я тебе потом подарю тачку. И тот работал, а потом говорит: ╚Надо бы мне за своим урожаем ухаживать, цветочки сейчас завянут╩. Богач говорит: ╚Нет, нет, иди у меня за моими поухаживай. А я же тебе обещал подарить тачку, и я обязательно подарю╩. Потом бедняк умер. И богач говорит: ╚Так он умер не вовремя, ведь я ему собирался подарить тачку╩. А вот, Никас, скажи, пожалуйста, стоит ли действительно помогать, например, дарованиям каким-то?
 
САФРОНОВ: Я думаю, что 100%. Я не помню, кто изобрел электричество, наш Попов и еще один итальянец, который уехал в Лондон, открыл свой бизнес и Попова уже приглашал в гости. А Попов с русской ментальностью все время писал письма царю: ╚Дайте, помогите, материала нет, денег нет, людей нет╩ и так далее. А итальянец говорит: ╚Да приезжай, я тебе все дам, но только будешь работать на меня╩. Вот есть западная система и восточная. Когда Восточная объединилась с Западной Германией, у восточных немцев было очень много ситуаций самоубийств, потому что они не справились с этим натиском. Те быстренько захватили все места на востоке, скупили все дома по дешевке. И у тех началась депрессия. Я считаю, это величайший Г. Коль, который сумел все-таки все восстановить. Но его потом за какую-то мелочь осудили, обозвали, отругали, и он, бедный, ушел почти с позором. Вот это глупо и обидно.
 
Вообще талантливому человеку надо помогать обязательно. Потому что талант настолько увлечен, а надо, чтобы была помощница, надо, чтобы были какие-то люди. Если он что-то делает цельное, если он что-то делает большое. Понимаете, если актер величайший какой-нибудь или певец┘ Дали любил деньги и имел их достаточно. Но он иногда приходил в магазин, давал тысячу долларов и говорил: ╚Вот этого хватит на булочку?╩ - ╚Что вы, что вы!╩ Человек-амфибия, сумасшедший миллионер! Они немножко с придурью, что ли, большие таланты, они не от мира сего и не всегда понимают, потому что трудно сосредоточиться на всем. Но есть, кто получает и от этого, и от этого и становится и бизнесменом. Например, Леонардо да Винчи был достаточно способен к бизнесу. Он дружил с королями, дружил с папой римским, с Медичи, богатыми людьми.
 
ТРАХТЕНБЕРГ: Никас, а у тебя были такие, как бы сказать, меценаты, которые тебе давали деньги не за твою работу? За работу - это я не считаю помощью. То есть человек заплатил, он получил удовольствие, ну дал на чай еще, сказал, что мне очень понравилось, спасибо тебе большое. Ты ему тоже говоришь спасибо. А вот просто человек, как, например, Савва Морозов. То есть он давал деньги художникам на холсты, на краски. Он давал их не просто так. Он сказал, что вы мне потом отдадите вашими картинами. Приходит человек и говорит: ╚Моя картина стоит 100 рублей╩. Ну, понятно, что она там рублей пять стоила. Он говорит: ╚Хорошо. 100 рублей. Ладно. На тебе еще 100 рублей, иди купи красок╩. Понятно, половину человек пропил, что-то опять написал, какую-то картину. Какие-то из этих художников стали великими, и их полотна стали практически бесценными. И достались они ему за просто так. Но это меценат. Он же помогал не для того, чтобы купить за три копейки творения. Были у тебя такие знакомые?
 
САФРОНОВ: Нет, меценат, конечно, меценат. Он, наоборот, поощряет и дает возможность человеку почувствовать, что он состоялся, что у него все получается. Человек должен быть свободен. Такое есть предвзятое мнение, что художник должен быть бедным, больным, инвалидом, голодным, худым.
 
ТРАХТЕНБЕРГ: Не должен?
 
САФРОНОВ: Да нет, конечно. Он начинает думать о хлебе. Он думает, как бы угодить вот этому начальнику, который, может быть, ему что-то сделает. И начинается такое холуйство, понимаете? Художник должен быть богатым и от этого свободным.
 
ТРАХТЕНБЕРГ: Вот смотри, художник думает о хлебе. А какой же он тогда художник? Он должен думать об искусстве. Хлеб и все остальное - это вторично.
 
САФРОНОВ: Вот поэтому и не получается у художников то, что надо. Вот все великие состоявшиеся художники были богатыми. Веласкес, Эль Греко, Гойя. Во-первых, им заказывали короли и папы римские, если брать западное искусство. Или цари. ╚Пользуйтесь, - Иван Грозный говорил, - той же техникой, что делал Рублев Андрей╩. То есть, понимаете, вот хороший художник Рублев, и его даже сам Иван Грозный поощрял.
 
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.

Валенки. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Доктор Хаос
  • Естественный отбор
  • Любимец публики
  • НИИ им. Батиновой и Тихомирова
  • Толковый словарь

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация