Картинка

Маяк. Москва О Московском государственном институте электроники и математики

5 декабря 2011, 16:00

Персоны

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - ректор Московского государственного института электроники и математики Владимир Петрович Кулагин. Мы сегодня, наверное, будем больше говорить о физиках, а не о лириках, потому что ваш Технический университет предполагает определенные профессии. Но вы нашим радиослушателям для начала дайте информацию об истории вуза. Естественно, многие москвичи о нем знают. У нас работает девочка-корреспондент, ее папа оканчивал ваш институт, и даже два факультета - в те времена это было возможно.

 

КУЛАГИН: Да, совершенно верно. Ну, МИЭМ основан в 1962 году. В следующем году он будет праздновать свое 50-летие. Раньше он назывался Московский институт электронного машиностроения, находился он в Большом Вузовском переулке. Сейчас вуз называется Московский институт электроники и математики и находится в том же переулке, который ныне называется Большой Трехсвятительский. Вуз с богатыми традициями. Его закончили одаренные студенты. Выпускники вуза были и министрами образования…

 

ВЕДУЩИЙ: Даже можно кого-то назвать, не краснея?

 

КУЛАГИН: Александр Николаевич Тихонов - выпуск МИЭМа, ректор МИЭМа, долгое время он проработал в Министерстве образования в должностях заместителя министра, первого заместителя министра, министра образования.

 

ВЕДУЩИЙ: Свои люди в образовании - это хорошо.

 

КУЛАГИН: Да. Сейчас он возглавляет Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций. Николай Дмитриевич Ковалев - выпускник МИЭМа, был директором Федеральной службы безопасности, сейчас является депутатом Госдумы. Очень много можно называть выпускников МИЭМа, которые сейчас являются руководителями бизнес-структур в области ИКТ-технологий, IT-технологий. Это можно назвать и Сашу Данилина, который работает ответственным руководителем компании Microsoft, Рената Юсупова, который является одним из директоров компании Kraftway, Наталью Касперскую - известная лаборатория по борьбе с антивирусами, тоже выпускница МИЭМа.

 

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, ваши выпускники - самая лучшая реклама вашего вуза.

 

КУЛАГИН: Очень приятно с ними общаться. Когда у нас происходят некоторые встречи, когда мы обсуждаем программу развития вуза, встречаемся с абитуриентами, приглашаем наших выпускников, чтобы они рассказали о том, как они учились, чего они достигли, какие перспективы у абитуриентов. Конечно, интересно с ними говорить, у них богатый опыт, богатые традиции, и они отлично понимают те направления, которые дает вуз, как они востребованы сейчас у нас, в современном обществе, которое требует высокотехнологичных технологий и соответствующих специалистов, которые умеют ими пользоваться, развивать и достигать конкретных результатов.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Петрович, Россию называли страной инженеров, был такой период. Потом как-то так оказалось, что в инженерах, как и во многих других, перестали нуждаться, и люди - прекрасные специалисты, с прекрасным опытом, они ушли в другие сферы. Сейчас пошла вторая волна. Звучат призывы: давайте поднимать престиж трудовых профессий, инженеров вернем. Это очень сложно. Если судить, например, по тем абитуриентам, которые к вам поступают, есть какие-то подвижки, молодежь уже повернулась в сторону таких профессий? Или же опять она идет туда, где, как ей кажется, будет лучше, даже, может быть, не по велению сердца, и специалистов определенного направления уже переизбыток не только в Москве, но и в России?

 

КУЛАГИН: Вот здесь я могу привести некоторые показатели статистические. За последние два года уровень ЕГЭ тех студентов, которые поступают в МИЭМ, стал вырастать. Это говорит о том, что появляется некоторая конкуренция, то есть большее количество абитуриентов, школьников, которые окончили школу, претендуют поступить именно в технический вуз. Это есть показатель достаточно положительный, и он говорит о том, что начинает быть более востребована специальность инженера. С другой стороны, хочется что отметить. Сейчас промышленные предприятия начинают возрождаться. В МИЭМе, как и в других технических вузах, еще сохранились научные школы, которые подпитываются мощными преподавателями, заслуженными преподавателями, которые взрастили очень много кандидатов и докторов наук, написали много книг, получили конкретные результаты, удостоены наград государственных. Правда, этим ученым сейчас уже далеко за 60 лет, но они действуют, они работают, они встречаются со студентами. Вот этот момент хотелось бы отметить, то есть момент, когда промышленные предприятия готовы опять идти навстречу вузам, чтобы провести какие-то исследования. И на базе этих исследований с использованием имеющихся еще научных школ привлекать студентов, аспирантов - вот те схемы, которые работали ранее, в 80-х годах, которые были очень эффективными. Они заставляли молодежь оставаться в вузах, в дальнейшем эти молодые люди вырастали в классных научных исследователей.

 

ВЕДУЩИЙ: Например, какие значимые, интересные исследования, может быть, даже не совсем завершенные, которые обещают какую-то перспективу в будущем, были проведены в последнее время в вашем институте совместно с другими преподавателями, специалистами?

 

КУЛАГИН: Ну, я могу назвать два направления, последние достижения этого года. Мы выиграли грант в программе нанотехнологий, профессор Карасев, ученик академика Маслова. Академик Маслов работал в МИЭМе, ему сейчас 80 лет, известный математик. Карасев в программе нанотехнологий с использованием математических моделей создает некоторый эмулятор. И вот эти результаты, естественно, привлекли большое количество ученых как из других вузов, так и, естественно, ученых, студентов, аспирантов МИЭМа. Результаты получены очень интересные, проект был с успехом сдан комиссии. И мы, естественно, надеемся, что на базе полученных результатов будет создана научно-исследовательская лаборатория, которая в дальнейшем будет иметь перспективное развитие.

 

Следующий проект. Мы выиграли в этом году грант с ведущими учеными мира. Он направлен на космические исследования. И здесь опять же и математика, и информационные технологии имеют место быть, потому что без них подобные исследования проводить очень сложно. Вообще МИЭМ, конечно, дает базовое образование в области математики и информационных технологий. Это те пласты, на основе которых мы строим инженера нового уровня, который способен работать в широком спектре развивающихся направлений нашей промышленности, высокотехнологичных, как мы называем, потому что современное оборудование очень сложное. К примеру, если мы говорим сейчас о стоимости компьютера, достаточно мощный компьютер стоит порядка 1 тысячи долларов, то прибор, который меряет напряжение, ток, различные частотные характеристики, гармонический анализ проводит, он стоит порядка 7 тысяч долларов. А без этих измерений, без этих исследований в физике, в технологиях, в технике очень тяжело обойтись. Поэтому здесь, естественно, нужны специалисты грамотные, умеющие пользоваться этими приборами как при исследованиях, так и в дальнейшей работе.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Петрович, а насколько хороша у вас техническая база, оснащенность? Медиков учат на макетах делать операции, они в подушку колют уколы, я так утрированно говорю. Вот у вас есть проблемы с оборудованием, или вы считаете, что в какой-то степени можете дать фору и западным, например, университетам?

 

КУЛАГИН: Есть проблемы с лабораторной базой. Этот вопрос касается не только МИЭМа, этот вопрос, наверное, касается многих вузов. Как мы выходим из положения? Естественно, у нас есть соглашения с научно-исследовательскими институтами и научными предприятиями. Для серьезных исследований мы используем лабораторную и исследовательскую базу, которая находится у них. Многие вещи мы делаем на своей базе - есть что-то, что осталось от предыдущего времени. Но сейчас современные технологии, те же самые компьютерные, позволяют многие вещи проводить дистанционно, это, наверное, наше будущее, когда сложный прибор находится где-то на удалении, и через Интернет с использованием компьютера мы можем проводить на нем исследования. Кроме этого, есть некоторые эмуляторы, тренажеры, используя которые, мы можем проводить обучение студентов. Да, мы не всегда можем купить дорогое оборудование, для вуза это задача достаточно сложная. Но мы можем использовать подобные тренажеры для обучения. И специалист, приходящий на предприятие, знает, как работать с данным прибором, и вписывается за достаточно короткое время в научно-исследовательский процесс того или иного промышленного предприятия, даже в производственный процесс. Этот вопрос, конечно, очень актуален. И сейчас определенная работа проводится. Есть ряд научно-исследовательских университетов (НИУ), которые получили соответствующее финансирование на совершенствование своей научной базы. Но это касается, к сожалению, не всех технических вузов, не всех технических университетов.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Петрович, есть такая практика, что при многих институтах, даже при университете, работают школы, которые ребята заканчивают, и у них больше шансов поступить, потому что они уже прекрасно знают программу. У вас, может быть, есть такого плана школа, или это только в проекте, чтобы после определенного класса поступали к вам и продолжали учиться при вашем институте?

 

КУЛАГИН: Могу сказать, при МИЭМе очень долго, больше 20 лет функционирует физико-математическая школа. Раньше, конечно, в данной школе готовили ребят для поступления в МИЭМ. Дополнительно изучались и физика, и математика, русский язык, то есть те предметы, которые составляли базу при сдаче экзаменов. Сейчас, когда у нас введен единый государственный экзамен, у абитуриентов появились более широкие возможности для поступления в вузы на базе своего среднего балла. Но физико-математическая школа опять же работает при МИЭМе, она пользуется широкой популярностью.

 

ВЕДУЩИЙ: Там тоже конкурс, чтобы поступить, и серьезный?

 

КУЛАГИН: У нас школа физико-математическая бюджетная. На нее есть конкурс на бюджетные места. Но те, кто желает, за определенную плату, совершенно недорого, занимаются дополнительно физикой, математикой и информатикой. Единственное, что здесь для нас не совсем, наверное, хорошо, что к нам поступает только часть ребят. Процентов 20-25 поступает в МИЭМ.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть они получают прекрасные знания, которые вы им предоставляете, и потом поступают еще куда-нибудь?

 

КУЛАГИН: Они поступают в МГУ, в МИФИ, в физтех. Мы гордимся в принципе все-таки.

 

ВЕДУЩИЙ: Что базу вы им дали?

 

КУЛАГИН: Да. У нас очень сильная математика. Один из первых факультетов прикладной математики был создан при МИЭМе. И мы одно время гордились, и сейчас гордимся, что математика давалась на уровне МГУ. Сейчас мы нашу физико-математическую школу немножко расширяем. Мы подключили современные технологии, Интернет, и в ней сейчас учатся ребята из школ других городов, практически в таком очно-дистанционном стиле, они получают задачи, решают их, преподаватели оценивают их знания. По крайней мере, они получают тот уровень задач и те варианты, которые они будут сдавать на ЕГЭ и которые в конечном итоге должны знать для продолжения учебы в других вузах, не только в МИЭМе. Мы считаем, что это очень правильное направление, которое, в общем-то, и популяризирует вуз, с одной стороны, а с другой стороны, решает очень полезную задачу для абитуриентов сегодняшнего дня.

 

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Вас беспокоит доцент Московского авиационного института Филиппов Олег Иванович. У меня первый вопрос. В вашем университете квалификация инженера есть или только бакалавры и магистры?

 

КУЛАГИН: В нашем университете сейчас есть бакалавриат, есть магистратура и есть специализация инженер.

 

СЛУШАТЕЛЬ: Второй вопрос. Со стажем 42 года, кандидат, доцент имею зарплату 7705 рублей, 3 тысячи за звание, 3 тысячи 2 рубля за степень. Молодежь к нам на такую зарплату не идет. Хотелось бы знать, как вы выходите из этого положения? И каков состав по возрасту профессорско-преподавательского персонала?

 

КУЛАГИН: Могу сказать следующее. Да, состав профессорско-преподавательский у нас немолод - за 60 лет в основном, профессора у нас - за 65 лет. Что мы делаем для того, чтобы сохранить кадры и привлечь молодых? Естественно, здесь используем те направления, которые базируются на проектах и контрактах, которые мы выигрываем в различных программах. Именно они, на наш взгляд, дают возможность привлечь молодых специалистов - студентов, аспирантов, получить какие-то результаты, закрепить их в вузе. Вот пока единственный вариант, который позволяет нам привлекать молодежь в настоящее время.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Петрович, у вас девчонки учатся?

 

КУЛАГИН: Несмотря на то, что вуз технический и специальности все мальчишечьи, так можем сказать, у нас достаточно большой процент девушек, может быть, 35-40 процентов. Но они в основном сосредоточены на экономико-математическом факультете. Тем не менее нашим ребятам совершенно не скучно с ними проводить дискотеки, есть свой театр, есть очень много кружков, где они занимаются. Более того, я могу сказать, что у МИЭМа есть свой лагерь, своя база отдыха, спортивно-оздоровительный лагерь на Рузском водохранилище находится. Там у нас яхт-клуб. И вот каждое лето там проводятся и занятия, и учеба. Наши ребята, и девчонки, и мальчишки, отдыхают в этом спортивно-оздоровительном лагере, он пользуется очень большим авторитетом, большой популярностью.

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Инна. Владимир Петрович, скажите, пожалуйста, есть ли у вашего вуза база, куда вы можете своих выпускников потом как бы порекомендовать, трудоустроить, образно говоря или впрямую? Потому что у меня племянник тоже хочет учиться в техническом вузе и пока не знает, где он применит свой талант после него. Помогаете ли вы своим выпускникам в этом плане?

 

ВЕДУЩИЙ: В трудоустройстве?

 

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да. И в каких сферах, может быть, вы даже сотрудничаете с иностранными партнерами?

 

КУЛАГИН: Во-первых, у нас порядка с 50-ю научно-исследовательскими предприятиями и институтами заключены партнерские соглашения. Суть в чем. Да, мы туда предлагаем наших выпускников. И они практически на 100 процентов трудоустраиваются по специальности. За четыре года исследований, по-моему, два наших выпускника обратились на биржу занятости с просьбой найти для них место. Мы говорим, что 99,9 процента наших выпускников устраиваются по специальности. Если мы выйдем на сайт, который приводит рейтинг успешности выпускников тех или иных вузов, то я могу сказать, что МИЭМ стоит на 6-м месте. Успешность рассчитывается по зарплате, которую получают ребята, выпускники через 5 лет, и по специальностям. Выпускник МИЭМа через пять лет, в соответствии с этим сайтом, получает 75 тысяч, следующий уровень - 80 тысяч. Это есть уровень МГУ и уровень физтеха. Специальности очень широкие. Мы, естественно, взаимодействуем с РКБ имени Хруничева, мы взаимодействуем с Институтом космических исследований Российской академии наук, мы взаимодействуем с Институтом физических измерений, то есть спектр специальностей, спектр направлений для молодых специалистов очень широк. И, обучаясь в вузе, студент постепенно за время обучения выберет ту специальность, которая ему наиболее близка, которая наиболее интересна для дальнейшей работы.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а с зарубежными партнерами вы сотрудничаете, может быть, практику проходят ребята где-то за границей?

 

КУЛАГИН: Здесь я могу сказать следующее. Естественно, у нас есть тесный контакт с некоторыми зарубежными фирмами, с австрийскими фирмами. Наш вуз аттестован по системе качества, мы являемся единственными представителями России в этом направлении. И очень большая работа ведется с данными фирмами, которые занимаются данным направлением, данной работой. Наши выпускники работают в американских фирмах, и очень часто мы взаимодействуем с ними с той целью, чтобы проводить не только совместные исследования, но и совместные стажировки, обмен специалистами. Результаты вуза ежегодно представляются на CeBIT- это известная выставка, которая проходит в марте в Германии. МИЭМ представляет свои работы порядка последних 10 лет. И за последний год все экспонаты, а вуз МИЭМ там был единственным, были удостоены соответствующих дипломов. Очень много наших разработок используется нашими же выпускниками, которые работают за рубежом. Я, наверное, могу назвать порядка полутора десятков наших контактов, которые распространяются и на Китай, и на Соединенные Штаты Америки, и на Турцию, и, естественно, на Австрию, как я уже говорил, и Англию. Поэтому есть здесь достаточно широкий спектр перспективных направлений, которые мы действительно хотим развивать в дальнейшем.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Петрович, такой вопрос. Когда есть возможность потенциальным абитуриентам прийти на день открытых дверей, когда он у вас запланирован?

 

КУЛАГИН: Ближайшая встреча с нашими абитуриентами запланирована на 8 декабря в 18 часов вечера, специально чтобы молодые люди, молодые ребята могли прийти вместе со своими родителями и подробно расспросить наших ведущих преподавателей, деканов о тех направлениях подготовки молодых специалистов, которые поддерживает наш вуз. Мы ждем всех на эту встречу. Она у нас не единственная. Следующая встреча запланирована на февраль. Мы постоянно проводим подобные встречи, посвящая их определенным темам: как правильно сдать ЕГЭ, как правильно повести себя, набрав тот или иной балл, - это достаточно сложные вопросы, в которых нужно ориентироваться молодым людям, которые хотят поступить в вуз.

 

ВЕДУЩИЙ: У вас нет никакого дополнительного, индивидуального тестирования? Например, я знаю, в Медицинской академии имени Сеченова проводили дополнительное тестирование, по-моему, по химии. В этом году его отменили. Вы ориентируетесь только на результаты ЕГЭ?

 

КУЛАГИН: Мы ориентируемся на результаты ЕГЭ. Практически 95 процентов наших специальностей требуют знания физики. Знание физики - это уже тест достаточно серьезный. Это уже показывает, что молодые люди серьезно относятся к вузу, раз они в школе сдали единый государственный экзамен по физике.

 

ВЕДУЩИЙ: Владимир Петрович, а что у вас с военной кафедрой?

 

КУЛАГИН: Военная кафедра в вузе была. В настоящий момент ее нет. Поэтому ребята, которые заканчивают наш вуз, магистратуру, если они поступают в аспирантуру, то там решается вопрос об их призыве, но после окончания вуза.

 

ВЕДУЩИЙ: Их не могут взять со 2-го курса или 3-го?

 

КУЛАГИН: В следующем году, как я уже говорил, вузу 50 лет. И мы в следующем году проходим лицензирование и аккредитацию. Лицензию мы уже бессрочную получили. В следующем году мы должны аккредитовать наши специальности. Аккредитация позволяет закрепить ребят на тех специальностях, которые у нас есть. Я надеюсь, что мы эту процедуру пройдем, получим соответствующие документы аккредитационные на наши направления подготовки, что даст возможность молодым людям спокойно заниматься учебой 4-6 лет, в дальнейшем аспирантура либо докторантура, все эти уровни образования МИЭМ поддерживает и располагает достаточно серьезными научными школами.

 

ВЕДУЩИЙ: У вас представлены все виды обучения, я имею в виду дневное, вечернее, заочное, платное, бесплатное, для людей с первым образованием? То есть у вас палитра разнообразна в этом плане?

 

КУЛАГИН: У нас представлена дневная форма обучения, у нас представлена вечерняя форма обучения, заочной формы обучения у нас нет, но у нас есть интернет-обучение, которое поддерживает форму дополнительного образования.

 

ВЕДУЩИЙ: Дополнительного или второго?

 

КУЛАГИН: Второго, потому что дополнительное образование у нас есть аспирантура и докторантура. Эти, естественно, направления у нас поддерживаются. Достаточно большое количество специальностей для аспирантов, шесть докторских советов, которые закрывают защиту по данным специальностям. Естественно, есть возможность получения второго высшего образования.

 

ВЕДУЩИЙ: Я прочитала на сайте вашего института, что у вас есть система внутренних грантов. Это для ваших самых выдающихся студентов?

 

КУЛАГИН: Внутренние гранты предназначены для того, чтобы стимулировать научную деятельность молодых людей, наших студентов. И на младших курсах, когда они только-только выбирают некоторые направления для дальнейшего обучения, мы пытаемся их стимулировать за те или иные достижения. Дальше, на 3-4 курсе, начинается уже этап участия во внешних грантах - «Умник», «Старт». У нас достаточно большое количество студентов, которые выигрывают эти гранты. Деньги небольшие, но тем не менее они позволяют небольшому коллективу, состоящему из 2-3-4 человек…

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, в том числе и моральное удовлетворение, естественно.

 

КУЛАГИН: Да, это и моральное, и стимул. Это позволяет под руководством того или иного преподавателя проводить научные исследования, что, конечно, дает и пример, и некоторое позиционирование по отношению к другим ребятам, с кем они учатся, с кем они занимаются. И в рамках этих проектов родились очень интересные идеи, они реализованы, типа «Умный мел». Вот один из экспонатов, который представлялся на CeBIT.

 

ВЕДУЩИЙ: Умный мел?

 

КУЛАГИН: Да, умный мел.

 

ВЕДУЩИЙ: А немножко информации можно, что это такое?

 

КУЛАГИН: Суть в том, что сейчас известная ситуация, когда мел, доска и тряпка - атрибуты наших лекторов.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, это уже отходит в прошлое как анахронизм.

 

КУЛАГИН: Умный мел, его технология заключается в том, что преподаватель использует доску и воспроизводит на ней различные материалы - графический, текстовый, любой абсолютно, не подходя к доске, управляя соответствующим прибором; это светодиод, он выводит те или иные символы, он рисует, стирает. То есть это ситуация, которая позволяет представлять информацию, выводить соответствующую информацию из компьютера либо просто рисовать различные формулы, что, естественно, облегчает, с одной стороны, управление данной информацией и представление ее школьникам, с другой стороны, позволяет работать на новых технологиях, что намного повышает эффективность учебного процесса.

 

ВЕДУЩИЙ: Я с вами согласна. Наверное, какие-то факультеты у вас более востребованы, какие-то менее. Самые востребованные факультеты какие? Это первый вопрос. И такой подвопрос. Вы как человек, как ректор понимаете, что ничто не стоит на месте, наука развивается, все движется вперед. Тяжело ли, например, современному вузу пробить организацию новых факультетов или кафедр?

 

КУЛАГИН: Формирование факультета, формирование кафедры - это вопрос внутренний.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть, например, нужен факультет, и через два года мы его организуем, потому что он очень популярный?

 

КУЛАГИН: Эта задача решается в рамках ученого совета. Если ученый совет решает, что данные структурные изменения внутри вуза приносят соответствующую пользу, то, естественно, это решение принимается и работа в этом направлении проводится. Это внутренний вопрос. Наиболее востребованные? Ну, я считаю, что шесть факультетов. Конечно, востребован факультет автоматики и вычислительной техники, востребован факультет информационных технологий. Как я уже говорил, базовое образование - математик плюс информационные технологии - дает необходимый минимум для современного инженера. Современный инженер должен это знать. Математика дисциплинирует ум, без компьютера мы сейчас не можем продвинуться ни в какой области. Что мы ни возьмем, управление компьютером, элементы программирования должны быть обязательными. Много сейчас говорится об электронике. Да, многие говорят, что про электронику у нас в России можно забыть. Но смотря о какой электронике мы говорим. Если производство элементной базы, это одно. Сейчас все страны производство своей элементной базы заказывают, допустим, на Тайване. Там соответствующие фабрики, там есть соответствующая организация труда, и никто не считает позорным продукт заказывать там. Но мы говорим об электронике часто на системном уровне, о получении системных решений, когда вот эти элементы, которые производятся, выступают как элементарные кирпичики для построения более сложных приборов, вот об этой электронике мы говорим. Здесь, естественно, у нас есть очень большой задел, есть соответствующая школа, есть соответствующие кадры, которые позволяют растить наших специалистов, работающих именно на этом уровне в области электроники.

 

ВЕДУЩИЙ: Спасибо.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация