Картинка

Маяк. Москва 14.12.2012 - Куда обращаться и как себя вести в случаях, когда вам продали некачественные продукты или обманули в магазине

7 декабря 2012, 16:00

Персоны

В столице заметно выросло число обращений граждан, связанных с качеством продовольственных товаров и нарушением правил торговли. Куда обращаться и как себя вести в случаях, когда вам продали некачественные продукты или обманули в магазине, расскажет главный специалист отдела надзора за питанием населения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве Валентина Сергеевна Чуканова. Ведущий - Григорий Заславский.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы – главный специалист отдела надзора за питанием населения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве Валентина Чуканова. Говорим мы сегодня о надзоре за качеством обслуживания в столичных магазинах, о качестве продуктов и о том, как защитить потребителей. Начнем с того, можно ли вообще по внешнему виду определить качество продуктов. Раньше с таблетками нас убеждали, что, если белая таблетка пожелтела, она уже свой срок выработала и принимать ее не стоит.

ЧУКАНОВА: Что касается продуктов питания, то на первый взгляд можно определить качество только, наверное, сыров, колбасных изделий и, может быть, рыботоваров. Такие продукты, как консервы, например, рыбные или мясные, икра лососевая и вообще изделия, которые находятся в упаковке, качество этой продукции определить невозможно, для этого требуются лабораторные испытания. Что касается тех товаров, о которых я сказала ранее: сыры, колбасные изделия, то можно посмотреть сначала на маркировку продукции, для того чтобы удостовериться, что срок реализации продукции не истек. По внешнему виду продукт должен соответствовать требованиям нормативной документации, поверхность должна быть сухая, чистая у колбасных изделий. Не должно быть ни на сырах, ни на колбасных изделиях плесени, ослизнения поверхностного, на рыботоварах не должно быть омыления. Это как бы на первый взгляд такая оценка. По-другому оценить продукцию с первого взгляда невозможно.

ВЕДУЩИЙ: Вы сказали про икру. Перед Новым годом икра становится одним из самых востребованных товаров. Я понял из разговора с людьми, которые занимаются икрой, что практически безопасной красной икры в магазинах не бывает. Я имею в виду ту, которая в открытых ведрах. То есть, скорее всего, она уже несколько раз выработала весь свой ресурс, срок годности, и уже неоднократно обработана, и найти икру незаконсервированную без всяких вредных добавок практически невозможно. Что касается консервированной, там вредные добавки все указаны...

ЧУКАНОВА: Конечно, икра весовая должна быть с не истекшим сроком реализации. И при проверках такой продукции у нас не было зарегистрировано фактов, чтобы в продаже была в наличии икра весовая с истекшими сроками годности. На всю продукцию есть маркировка, на всю продукцию имеются документы, подтверждающие качество и безопасность, - либо это сертификат соответствия, либо это декларация о соответствии продукции. Но если бывают такие случаи, то покупатели обращаются, и мы выходим на проверку, отбираем эту продукцию на исследование, исследуем ее. И затем уже по результатам исследования, если она нестандартная, тогда предприятие наказывается; либо это хорошая икра, и мы отвечаем потребителю, что икра доброкачественная и ее можно использовать.

ВЕДУЩИЙ: У меня еще такой вопрос, связанный с личным опытом. Купил на Ленинградском рынке якобы парное молоко. Принес домой, вскипятил, и оно сразу разделилось на две фракции: мутная дрянь и жирная слизь. То есть ясно, что никакого отношения к молочному продукту этот товар не имел. Я потом приходил в лабораторию, говорю: я не хочу вас выводить на чистую воду, я совершенно не хочу бороться за правду, но мне интересно, по каким параметрам вы это квазимолоко оцениваете, что оно, по вашим данным, является молоком? Какие такие замечательные параметры для проверки вы придумываете, чтобы можно было такой продукт выставлять на продажу, и при этом по результатам анализа он соответствует всем стандартам?

ЧУКАНОВА: Во-первых, нужно сказать, что парного молока, как и парного мяса, на рынках не бывает в продаже. Парное молоко - это то, которое только что из-под коровы. Вот это парное молоко. Значит, это вас ввели в заблуждение сразу, доводя до вашего сведения неправильную информацию о товаре. Во-вторых, покупая продукцию на рынке, мы надеемся на то, что на каждом рынке имеется ветеринарная лаборатория, они исследуют продукцию по качественным показателям, по микробиологическим показателям, смотрят кислотность, смотрят наличие белка. Я думаю, что, наверное, каждый специалист, который его исследовал, он берет ответственность на себя и гарантирует качество продаваемой продукции…

ВЕДУЩИЙ: Уклончивый ответ. Хороший, грамотный, уклончивый. И главное, что при таких ответах можно продавать всё что угодно.

ЧУКАНОВА: Сказать, на что исследовалось молоко в конкретной лаборатории, я не могу.

ВЕДУЩИЙ: А какие параметры обязательно исследуются?

ЧУКАНОВА: Жирность, кислотность должны исследоваться обязательно. Если нормальная кислотность, нормальная жирность, то молоко должно быть стандартным, оно не может разделиться на какие-то фракции, на какие-то фазы.

ВЕДУЩИЙ: А какие стандарты для маркировки продуктов питания существуют? Я помню, например, и, по-моему, все знают, как маркируются рыбные консервы, что там должна буковка «р» быть и так далее. А вот есть ли стандарты для колбас отдельные, для сыров отдельные?

ЧУКАНОВА: Есть. У нас существует ГОСТ Р51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», где имеется информация о каждом продукте. Но для всех продуктов одна и та же основная информация должна быть: наименование продукции, предприятие-изготовитель, его адрес, состав продукта, затем дата изготовления и дата упаковывания, срок годности продукта, пищевая и энергетическая ценность, условия хранения; масса, если это продукция в вакуумной упаковке, обязательно должна быть; должен быть указан документ, в соответствии с которым выработана продукция, и знак соответствия продукции - соответствует ли она по качеству или нет, подтверждение соответствия…

ВЕДУЩИЙ: Это что-то вроде ОТК?

ЧУКАНОВА: Нет, не ОТК. Если продукция сертифицирована, то сертификат выдает определенный орган, и проставляется знак того органа, который выдал продукцию, - «РС», вы наверняка наблюдали такие буквы...

ВЕДУЩИЙ: «Российский стандарт».

ЧУКАНОВА: Да, «российский стандарт». То есть это говорит о том, что подтверждается соответствие продукции по качеству.

ВЕДУЩИЙ: А вот если, например, появляются продукты, на которых написано: по ГОСТу 1938 года или по ГОСТу какого-нибудь 1980 года - это часто на мороженом указывается, на сырках творожных сейчас стало появляться, - можно ли этому верить, и не является ли это чисто рекламным ходом?

ЧУКАНОВА: 1938 года, я думаю, не будет.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас вот появились творожные сырки.

ЧУКАНОВА: Я не видела, возможно. Но 1955 года есть у нас ГОСТ на мясо, разделку, есть такой ГОСТ. А вообще у нас ГОСТы 1976 года. Но их уже изменили, и они уже теперь 1986 года. Есть какие-то ГОСТы ранних сроков, они действующие. Я думаю, что изготовление продукции по старым ГОСТам, в общем-то, не является нарушением, продукция, наверное, лучше, чем выработанная по техническим условиям.

ВЕДУЩИЙ: А вообще вы согласны с тем, что соответствие старым ГОСТам - это как раз такой залог качества, что действительно ГОСТы были строже, с одной стороны, а с другой стороны, сам состав продуктов…

ЧУКАНОВА: Продукция, выработанная по техническим условиям, она не должна быть хуже по качеству, чем та продукция, которая выработана по ГОСТу. Другое дело, что технические условия (ТУ) разрабатывают сами предприятия, к каждому техническому условию имеется технологическая инструкция с рецептурой. И уже предприятием разрабатывается рецептура в соответствии с тем сырьем, которое имеется в наличии у предприятия, и с тем, какая продукция более выгодная.

ВЕДУЩИЙ: То есть правильно ли я вас понимаю, что при наличии ГОСТа нельзя пользоваться продуктами, если они не соответствуют ГОСТу, а ТУ…

ЧУКАНОВА: Нет, вы меня неправильно поняли. Я имела в виду закладку сырья не по качеству, а, например, в колбасы высшего сорта не допускается закладка муки или соевого белка, или каких-то добавок. А вот то, что касается технических условий, там уже в целях, может быть, экономии сырья закладывается, например, соевый белок взамен мясного сырья, и продукция дешевле. Ведь вы, наверное, обратили внимание, что продукция, выработанная по ГОСТу, намного дороже, чем продукция, выработанная по техническим условиям.

ВЕДУЩИЙ: Теперь буду знать. Но все-таки из ваших слов получается, что технические условия не только более щадящие, но и позволяющие закладывать кучу всякой ерунды.

ЧУКАНОВА: Нет, это не ерунда. Все добавки, которые используются, все разрешены, все согласованы с Институтом питания. И я вам хочу сказать, что для производства колбас использовалась соя еще в 1980-х годах. То есть это пришло не сейчас, не в последние годы. Потому что сырья было мало. Вы же знаете, что у нас, в общем-то, с сырьем плохо.

ВЕДУЩИЙ: Нет, с сырьем у нас хорошо, но вот с мясным неважно.

ЧУКАНОВА: С мясным неважно. Я вот как раз и конкретизирую: с мясным сырьем. И поэтому взамен мясного сырья разрешается закладка соевого белка.

ВЕДУЩИЙ: А вот эти шутки про туалетную бумагу в колбасе при советской власти?

ЧУКАНОВА: Это не шутки, это ерунда.

ВЕДУЩИЙ: Это злобные шутки, это антисоветчина махровая.

ЧУКАНОВА: Я считаю, что это антиреклама, наверное. В общем-то, я считаю, что это глупость большая.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, что является залогом качества пищевых продуктов, помимо того, что надо правильно их хранить?

ЧУКАНОВА: Это соблюдение технологии и более ничего. А потом уже, естественно, хранение, естественно, в торговле чтобы хранили при определенных условиях, чтобы была продукция не с истекшими сроками реализации. Но в первую очередь это технология производства. Выработали правильно по технологии, по технологическим инструкциям, и продукция будет хорошая, будет качественная.

ВЕДУЩИЙ: Вы, наверное, когда подъезжали к нашему Радиокомитету, заметили, что сносят палатки, среди которых было довольно много и продуктовых. Новые палатки, которые вырастают, в них будет жестче проверка?

ЧУКАНОВА: А вы считаете, что будут другие палатки?

ВЕДУЩИЙ: Конечно.

ЧУКАНОВА: А зачем сносить эти?

ВЕДУЩИЙ: Потому что они не соответствуют тем новым стандартам, которые придуманы при новом руководстве Москвы. Новые палатки должны быть единообразными.

ЧУКАНОВА: Мое мнение, что продавать продукты питания в палатках вообще не нужно. Это мое личное мнение.

ВЕДУЩИЙ: В том числе и кулинарию?

ЧУКАНОВА: И кулинарию тоже, да, потому что продукты питания требуют определенных условий хранения, а они не всегда обеспечиваются в палатках.

ВЕДУЩИЙ: Главный, наверное, вопрос, который волнует тех, кто отправляется за покупками, это где чаще всего можно встретить некачественные продукты питания: на рынках, на ярмарках, в сетевых магазинах?

ЧУКАНОВА: Наверное, все-таки на рынках и на ярмарках.

ВЕДУЩИЙ: Вот я, например, часто на Ленинградском рынке покупаю рыбу, а через полчаса несу обратно, чтобы вернуть. Потому что в какой-то момент, вероятно, очарование, обаяние продавцов действует, ты берешь эту рыбу, а потом приносишь домой и видишь, что тухлятина. И начинаешь представлять себе вот этот долгий путь, который проделала эта рыба из озера Севан, например, или из какого-нибудь Средиземного моря до этого рынка, понимаешь, что, наверное, перед тем как попасть на рынок, какое-то время она уже успела полежать в сетевом магазине. Как в старом анекдоте, когда человека две недели после того, как его убили, туда-сюда мурыжат, бросают с территории на территорию, а потом говорят, что жить будет. Так и здесь: кто-то решает, что она еще сможет сослужить службу, эта рыбка, и отправляет ее на тот или иной рынок.

ЧУКАНОВА: У нас на рынках продаются рыботовары и живая рыба, она плавает в воде, вы видите, что покупаете. Что касается замороженной продукции, то предприниматели покупают эту рыбу на наших больших хладокомбинатах, где условия хранения все-таки соблюдаются. Вы, наверное, не раз видели на рынках, как ее там бьют, разбивают молотками деревянными, отделяют одну от другой. И транспортируется она в Москву тоже в охлаждаемом транспорте. Поэтому сказать, что ее продержали где-то в магазине, а потом ее отправили на рынок, нам такие случаи не встречались…

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, нужно обязательно с вами вместе пройтись по Ленинградскому рынку, потому что такое ощущение, что вы живете в каком-то другом городе.

ЧУКАНОВА: Нет, не в другом городе. Вы сами-то видите, что вы покупаете, как потребитель? Вы берете рыбу охлажденную, живую или замороженную? Если вы берете охлажденную рыбу, наверное, по внешнему виду уже видно, какая она: то ли она была заморожена, ее разморозили и продают как охлажденную, то ли она на самом деле охлажденная.

ВЕДУЩИЙ: Я как покупатель не могу отличить охлажденную курицу от курицы, которая была заморожена, а потом где-нибудь под прилавком ее разморозили в ведре с холодной водой. И я не могу отличить замороженную рыбу от той, которая была заморожена, разморожена и снова заморожена, потому что та рыба, которая однократно заморожена, теперь тоже замораживается в такой ледяной корочке. Если раньше, когда ты видел слишком много льда, то возникало подозрение, что она была разморожена, потом ее вместе с водой заново заморозили, теперь это уже не показатель.

ЧУКАНОВА: Почему? Сейчас вообще на рынке, по-моему, я имею в виду вообще продовольственные рынки, рыба вся идет в глазури, замороженная рыба вся идет в глазури. Если вы видите, что рыба не в глазури, у вас должен возникнуть вопрос, что, наверное, она была замороженной, ее разморозили и продают вам как охлажденную. Сразу возникает вопрос: почему рыба не в глазури?

ВЕДУЩИЙ: То есть и норвежская семга тоже должна быть в глазури?

ЧУКАНОВА: Нет, норвежская семга не должна быть в глазури. Она же приходит к нам не замороженной, а охлажденной. Приходит она в больших ящиках, она вся во льду. Срок реализации у нее большой, 10-14 дней. И она выдерживает эти сроки.

ВЕДУЩИЙ: А как проверить санитарно-технологические нормы изготовления продуктов питания?

ЧУКАНОВА: Технологические?

ВЕДУЩИЙ: Да.

ЧУКАНОВА: Я же вам говорила уже. Качественную продукцию вырабатывают, не хранят, а вырабатывают. И технологические нормы - это нужно выходить на предприятие-изготовитель и смотреть, соблюдается ли технология изготовления продукции, не нарушается ли технологический процесс.

ВЕДУЩИЙ: Мы же как рядовые потребители не можем этого сделать?

ЧУКАНОВА: Вы не можете, а мы можем. Мы можем проводить плановую проверку предприятия один раз в три года в соответствии с нашим законом.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо.

ЧУКАНОВА: Мы можем выходить на предприятие с проверкой при наличии жалоб от потребителей. Если что-то потребителю не нравится, есть вопросы, мы считаем, что нужно выйти на предприятие, мы выходим на предприятие, проводим проверку соблюдения технологических процессов, отбираем на исследование продукцию, на которую поступила жалоба потребителя, отправляем в лабораторию и тогда уже смотрим.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а часто подтверждается? Или вы склонны в итоге делать заключение, что это были субъективные ощущения покупателя?

ЧУКАНОВА: Нет, у нас очень много есть подтверждений лаборатории о том, что в продаже была нестандартная продукция.

ВЕДУЩИЙ: А кто в таких случаях чаще оказывается виноват?

ЧУКАНОВА: Виноват продавец.

ВЕДУЩИЙ: А не изготовитель?

ЧУКАНОВА: Все зависит от того, какие нарушения, чему не соответствует продукция: ГОСТу, санитарным правилам.

ВЕДУЩИЙ: И чаще все-таки оказывается, что именно продавец в результате неправильного хранения допустил…

ЧУКАНОВА: Нет, почему? Бывает так, что виновато предприятие-изготовитель, бывают такие случаи.

ВЕДУЩИЙ: На что чаще жалуются, а что чаще оказывается плохим: мясные продукты, молочные, кисломолочные, мороженое?

ЧУКАНОВА: Жалуются на всё. Сказать, на что чаще, это затруднительно, я бы так сказала. И что чаще оказывается не соответствующим документации нормативной, тоже я такую выборку не делала, но где-то в 60-70% случаев жалобы подтверждаются.

ВЕДУЩИЙ: Вот я, например, часто слышу, что раньше мороженое было другим. Всегда говорят, что всё раньше было вкуснее, солнце светило ярче, воздух был чище.

ЧУКАНОВА: Правильно. Если раньше мороженое вырабатывали и закладывали в него сливочное масло, а теперь закладывается пальмовое масло, кокосовое масло, то, естественно, это отражается на качестве продукции, правильно?

ВЕДУЩИЙ: Некоторое время тому назад я узнал, что практически перестали пользоваться сливочным маслом при изготовлении шоколадных конфет. И сегодня в составе всех до единого трюфелей уже сливочное заменяется на растительное, то есть пальмовое масло, и меня это очень удивляет. Я прихожу, например, в фирменный магазин и говорю: мне тройной одеколон. Я его открываю, нюхаю - запах незнакомый. Они с гордостью говорят мне: мы поменяли рецептуру. Как можно поменять рецептуру некоего продукта, у которого есть совершенно определенный запах, определенные традиции, его больше 100 лет уже делают? И то же самое с конфетами. То есть сегодня, когда ты ешь шоколадные конфеты, все конфеты совершенно с другим вкусом. И когда звонишь (а я человек въедливый, я начинаю звонить на фабрику), то выясняется, что поменялся состав. А как можно поменять, если у этого продукта есть название и есть рецепт?

ЧУКАНОВА: А вы смотрели, вырабатывается он по тому же документу, по которому раньше вырабатывался, или все-таки это новый продукт, на него разработана новая документация?

ВЕДУЩИЙ: А как можно, если название то же самое?

ЧУКАНОВА: А можно внести изменения в рецептуру.

ВЕДУЩИЙ: Как это можно?

ЧУКАНОВА: Можно согласовать ее с определенными организациями и внести какие-то изменения.

ВЕДУЩИЙ: Но это же очевидное нарушение моего права потребителя.

ЧУКАНОВА: Для этого существует информация для потребителя о составе продукции, нужно читать, из чего состоит продукт. Если вас состав не устраивает, вы выбирайте себе другой продукт.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Значит, тогда завтра под названием «Мишка косолапый» можно будет выпускать соленое масло? Но мы-то покупаем это как шоколадную конфету определенного состава!

ЧУКАНОВА: Естественно.

ВЕДУЩИЙ: И рассчитываем получить именно этот состав, натуральный.

ЧУКАНОВА: Но вы же не читаете, что вы покупаете. Вот если бы вы прочли и увидели, что там пальмовое масло или кокосовое масло, вы бы отказались от этой продукции, правильно?

ВЕДУЩИЙ: Да. До нас дозвонились слушатели, давайте ответим. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Марина. Я хотела бы узнать такую вещь. Вот нередко в магазине стоит ценник на какой-то товар. А когда подходишь к кассе, тебе пробивают совершенно другую сумму за этот товар. Является ли это нарушением? И как с этим бороться?

ВЕДУЩИЙ: Я всегда борюсь и всегда добиваюсь, что мне разницу возвращают. В «Седьмом континенте», во всяком случае, всегда есть нарушения по ценникам. Но всегда возвращают, даже я добился, что извинения просят.

ЧУКАНОВА: Да, такие случаи есть у нас, такие жалобы тоже есть, и они зачастую подтверждаются, практически всегда. Либо ценник отсутствует, либо цена, указанная в ценнике, не соответствует тому, что пробивается на кассе. В сетевых магазинах цены на продукты выставляют сотрудники магазина, а определяет цены офис и на кассах автоматически устанавливают цену, которую назначил офис. Это настолько часто бывает в сетевых магазинах, особенно в «Седьмом континенте», там постоянно происходит переоценка товара, товара много завозится, и сотрудники магазина просто не успевают заменить ценники. Мы привлекали к административной ответственности, наказывали и директоров магазинов, начальников секций и даже юридическое лицо. «Седьмой континент» как юридическое лицо привлекался к административной ответственности за такое нарушение.

ВЕДУЩИЙ: А как вообще себя вести, если покупатель уверен в том, что ему продали некачественный товар, некачественный продукт, вот что с ним делать, как это зафиксировать, куда обращаться?

ЧУКАНОВА: Во-первых, нужно обратиться к руководителю предприятия, зафиксировать можно в «Книге отзывов и предложений».

ВЕДУЩИЙ: А «Книгу отзывов» вы смотрите когда-нибудь?

ЧУКАНОВА: Да, конечно. При проверках мы обязательно смотрим, есть ли жалобы и какие жалобы. И если вопрос не решается, то можно обратиться еще к руководителю сети, там есть специальные службы, есть отделы защиты прав потребителей, есть отделы качества продуктов. Если они тоже не принимают никаких мер, то потребитель имеет право обратиться в Роспотребнадзор, то есть к нам.

ВЕДУЩИЙ: А с самим этим продуктом что делать? Если это молоко, обычно возвращают деньги. Ну а если это какой-то более дорогостоящий продукт, например, купил человек армянский коньяк, открывает, а там не коньяк, а спирт коньячный?

ЧУКАНОВА: Понятно. Мы выходим на проверку и отбираем продукцию в магазине.

ВЕДУЩИЙ: То есть принести его вам?

ЧУКАНОВА: Нет, приносить его не нужно.

ВЕДУЩИЙ: А что с ним делать?

ЧУКАНОВА: Мы отбираем из этой партии в магазине продукцию.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Людмила. Мы вчера купили детское шампанское к Новому году. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь следит за тем, какую выпускают воду и шампанское, в данном случае для детей? Здесь одни добавки: ароматизаторы, консерванты, красители. Это что, хотят вообще нашу нацию погубить?

ВЕДУЩИЙ: Хороший вопрос. Я перестал покупать специальные детские товары, потому что их состав действительно очень часто намного хуже, чем то, что продается для взрослых. Почему – непонятно.

ЧУКАНОВА: Мы ранее уже этот вопрос обсуждали, может быть, потребитель не слышал, что все те добавки, которые имеются в составе продукта…

ВЕДУЩИЙ: Но если одни добавки! Вот детское шампанское, совершенно верный был звонок, оно состоит из одних добавок. Все-таки такого тоже не должно быть, хоть какой-то состав натуральный должен быть как условие.

ЧУКАНОВА: Понимаете, в чем дело, предприятию разрешено самому разрабатывать технические условия. Предприятие разработало, внесло туда те добавки, которые разрешены Институтом питания, на которые имеется свидетельство о регистрации. На каждую добавку имеется свидетельство о регистрации, в котором написано, где можно использовать эту добавку. То есть предприятие без этих разрешительных документов на использование добавок, оно не включает их в рецептуру продукции. Поэтому у нас всё согласовано.

ВЕДУЩИЙ: Всё схвачено.

ЧУКАНОВА: На всё имеется разрешение. И когда мы начинаем говорить о том, почему это всё закладывается, получается так, что производитель только виноват. Почему никогда не спрашивают то учреждение, которое дает разрешение на всё это?..

ВЕДУЩИЙ: Да нет, конечно, виноват покупатель, что покупает это, мать и отец виноваты.

ЧУКАНОВА: Нет, мать и отец не виноваты. Но надо смотреть и читать. Если вам не нравится этот продукт, наверное, нужно купить что-то другое.

ВЕДУЩИЙ: Выбора нет. Нет хорошего детского шампанского. И в этом ужас, что при обилии вроде бы продуктов выбора, к сожалению, нет.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Галина Григорьевна. Хотела спросить насчет пальмового масла. Я слышала информацию, что оно очень вредное. Это действительно так? И вот если, например, в рецептуре пишут растительное масло, что подразумевают – подсолнечное или пальмовое?

ЧУКАНОВА: Это подразумевается любое растительное масло.

ВЕДУЩИЙ: Скорее всего, не оливковое.

ЧУКАНОВА: Может быть, в каких-то продуктах есть и оливковое, например в майонезе.

ВЕДУЩИЙ: Там наверняка напишут, что оливковое, это будет рекламный трюк.

ЧУКАНОВА: Не думаю.

ВЕДУЩИЙ: Укажут оливковое, и люди начнут покупать его активнее. А по поводу пальмового масла я слышал самые разные отклики. Специалисты из Института питания говорят, что оно даже полезно. Но мой сын, которому 12 лет, все время хочет увидеть какого-нибудь сотрудника Института питания, чтобы задушить его своими собственными руками. Я его удерживаю от этого радикального шага. Так вот, полезно или нет, как вы считаете?

ЧУКАНОВА: Все продукты, все добавки, которые используются при выработке нашей продукции, они все полезны в какой-то степени.

ВЕДУЩИЙ: Нет, мы знаем, что консерванты, которые в икру добавляют, они совсем не полезны. Другое дело, мы надеемся, что они все-таки в тех количествах добавляются, которые не опасны для здоровья.

ЧУКАНОВА: Во-первых, они добавляются с целью продления сроков реализации, сохранности и качества продукции.

ВЕДУЩИЙ: Это понятно. Но понятно одновременно и то, что если этого консерванта добавить чуть больше, то продукт будет чуть вреднее.

ЧУКАНОВА: Но будем надеяться на то, что производитель закладывает всё по рецептуре.

ВЕДУЩИЙ: Ну, и какой-нибудь совет хороший, добрый перед Новым годом для тех, кто хочет остаться в живых, пережить праздники и дальше радовать себя и своих близких хорошим состоянием здоровья.

ЧУКАНОВА: Я бы посоветовала всем покупателям при выборе продукции смотреть на маркировку этой продукции, читать информацию о составе продукта и приобретать то, что им более подходит по их вкусу. Полезные, хорошие продукты.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. К этому совету трудно не присоединиться. И я в данном случае согласен с вами.

Маяк. Москва. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация