Маяк. Москва 30.10.2013 - О переводе госуслуг в строительстве в электронный вид
Персоны
ВЕДУЩИЙ: Гости программы - начальникуправления обеспечения реализации мероприятий административной реформы Департамента градостроительной политики Москвы Рафаэль Луганский и консультант управления отраслевых проектов Департамента информационных технологий Москвы Михаил Мишаков. Мы будем говорить о новых возможностях, которые открывает перевод государственных услуг в строительстве в электронный вид, о том, насколько эффективно это стимулирует бизнес, поскольку все-таки речь идет о снижении административных барьеров. Да, мне уже подсказывают, потому что видно - для бизнеса это очень назревшая задача. И Рафаэль уже рвется сказать о том, насколько эффективна эта мера?
ЛУГАНСКИЙ: Ну, ни для кого не секрет, мы живем в 21 веке. Это век информационных телекоммуникационных технологий передовых. И поэтому электронные сервисы, они очень и очень популярные. Вот с февраля текущего года мы предоставили возможность проектным и строительным организациям получать в электронном виде две государственные услуги. Это проведение экспертизы проектной документации и выдача разрешений на строительство. Ну, выдача разрешений на строительство, она имеет отношение, в том числе, и для граждан, поскольку для строительства жилых частных домов на новой территории, там тоже требуется разрешение на строительство. Поэтому граждане тоже могут получать в электронном виде эту государственную услугу.
ВЕДУЩИЙ: Это касается новых территорий Москвы?
ЛУГАНСКИЙ: Да, это касается новых территорий Москвы. Потом, с апреля текущего года мы перевели еще две государственные услуги. Это выдача градостроительного плана земельного участка и выдача свидетельств об учреждении архитектурных…
ВЕДУЩИЙ: А сколько это стоит?
ЛУГАНСКИЙ: Все государственные услуги предоставляются бесплатно.
ВЕДУЩИЙ: Но для того, чтобы ее получить, нужно как-то доказать свое серьезное намерение?
ЛУГАНСКИЙ: Необходимо заполнить соответствующую интерактивную форму, указать необходимые реквизиты документов, прикрепить материалы, которые необходимы в соответствии с административными регламентами. Например, по госуслуге выдача свидетельства об учреждении архитектурного градостроительного решения, соответственно надо прикрепить материалы архитектурно-градостроительные.
ВЕДУЩИЙ: Тоже в электронном виде?
ЛУГАНСКИЙ: Тоже в электронном виде. Не надо посещать соответственно орган исполнительной власти, не нужно нести никаких документов. Это спокойно заполняется интерактивная форма, загружаются вот эти материалы, и заявка отправляется.
ВЕДУЩИЙ: Рафаэль, но мы все привыкли, что вот когда идет речь о каких-то официальных документах, это же обязательно какая-то печать должна быть, подпись, а здесь вот у тебя на руках что получается?
ЛУГАНСКИЙ: Ну, у заявителя на самом деле есть возможность. Он может результат государственной услуги, то есть документ, разрешение, согласование, заключение он может получить как и на бумаге, так и в электронном виде или может указать, что только в электронном виде. В электронном виде это будет документ, соответственно подписанный электронной цифровой подписью. В соответствии с законодательством документ, подписанный электронной цифровой подписью, да, там нет никаких штампов, нет никакой живой подписи, которую мы привыкли видеть, но это такой же юридически значимый документ.
ВЕДУЩИЙ: А насколько охотно бизнесмены переходят на такую форму общения?
ЛУГАНСКИЙ: Ну, статистика постоянно растет, увеличивается количество организаций, пользующихся электронными сервисами. Да, не так резко и быстро, как, может быть, хотелось бы, чтобы все переходили, но, тем не менее, динамика положительная.
ВЕДУЩИЙ: У меня еще последний вопрос вот в этом блоке. Насколько сокращает такой электронный бумагооборот процесс согласования?
ЛУГАНСКИЙ: Ну, уже нужно сказать то, что отправляя соответственно в бумажном виде, соответственно заявитель должен был бы идти сам, сдавать эти документы. То есть, если бы в его заявлении были какие-то технические ошибки, опечатки, ему бы пришлось его переписывать. А кстати, интерактивная форма, она вот этих технических опечаток, ошибок позволяет избежать, потому что там строго все предусмотрено.
ВЕДУЩИЙ: Ну, а сам процесс оформления, получения этих документов, он сокращается или нет?
ЛУГАНСКИЙ: На самом деле в принципе сроки регламентны. Они не зависят от того, в электронном виде предоставляются либо на бумаге, но, конечно, безусловно, предоставление в электронном виде, конечно, способствует тому, что органы исполнительной власти предоставляют быстрее эту государственную услугу. Дело в том - я не могу просто не отметить - предоставление в электронном виде это еще и соответственно возможность, то есть заявитель не предоставляет при обращении за госуслугой документы, которые находятся в распоряжении других государственных органов.
ВЕДУЩИЙ: То есть не надо такое количество справок собирать?
ЛУГАНСКИЙ: Да. То есть, если я раньше, обращаясь за выдачей того же самого разрешения на строительство должен был принести ВПЗУ, я должен был принести правоустанавливающие документы на земельный участок, то сейчас…
ВЕДУЩИЙ: Это все уже есть там?
ЛУГАНСКИЙ: Да. Все есть, все моментально запрашивается, орган исполнительной власти получает через базовый регистр. Это такая шина, которая позволяет соответственно из ведомственных систем запрашивать вот эти документы. И, конечно, это ускоряет определенным образом процесс.
ВЕДУЩИЙ: У меня теперь вопрос к Михаилу Васильевичу, который представляет у нас Департамент информационных технологий. Все-таки мы говорим о взаимоотношении бизнеса и получении госуслуг со стороны бизнеса. Но бизнесмены это те же люди, которые имеют повседневную привычную жизнь. Вот получение услуг вот таких в электронном виде насколько сейчас развито вообще в Москве и насколько это входит в привычку горожан?
МИШАКОВ: Рафаэль Луганский рассказал уже более детально, как мы переходили, переводили государственные услуги в строительной и градостроительной сфере в электронный вид. Я хочу отметить еще один факт, что перевод государственных услуг - это долгосрочный процесс, долгосрочный тренд правительства Москвы. Он заключается в том, что все государственные услуги, которые можно перевести в электронный вид в соответствии с законодательством, будут переводиться в него.
ВЕДУЩИЙ: Ну, вот что, например, в перспективе нас ожидает? Самая простая какая-нибудь услуга, которая будет переведена.
МИШАКОВ: Ну, не буду говорить про перспективы. Это всегда такой тонкий момент. Я скажу то, что уже достигнуто и достигнуто совсем недавно. Это запись детей в кружки в электронном виде обеспечена в полном объеме на портале государственных услуг города Москвы. Вы можете прямо сейчас зайти, в период этого эфира, зарегистрироваться, если вы не зарегистрированы, и соответственно записать ребенка в кружок по каратэ, по футболу, по музыке и иные направления, вплоть до вязания и плетения.
ВЕДУЩИЙ: И в ясли тоже можно?
МИШАКОВ: И в ясли, и в первый класс школы.
ВЕДУЩИЙ: То есть родители - это такой локомотив, который движет?
МИШАКОВ: Да. На самом деле мы регистрировали взрывной рост регистрации, когда эти услуги были введены, и очень много заявителей заходило на портал и получает эти государственные услуги в ежедневном режиме. Я хочу сказать, что работает очень большая структура информационных систем для обслуживания жителей города Москвы через портал государственных услуг города Москвы. Можно получить информацию о штрафах ГИБДД, записаться на прием к врачу и так же получить иные государственные услуги. Там их представлено уже именно в электронном виде и до пятого этапа, до возможности получения результатов в электронном виде, их там уже более 60 представлено услуг и сервисов. И дальше они будут увеличиваться с каждым днем.
ВЕДУЩИЙ: А вот что касается градостроительного департамента, вот пересечение интересов. Здесь, по-моему, сейчас семь услуг только возможно получить вот в таком электронном виде?
МИШАКОВ: Да, семь услуг.
ВЕДУЩИЙ: А сколько, вам кажется, оптимальным было бы, и какие именно услуги?
МИШАКОВ: Давайте я поподробнее здесь уже расскажу, как это все проходило, уже с точки зрения информатизации, с точки зрения того подготовительного периода перед началом оказания государственных услуг в электронном виде.
ВЕДУЩИЙ: То есть вы сначала изучали, какие наиболее востребованы?
МИШАКОВ: Безусловно. Многие говорят, что мы внедряем государственные услуги, просто вот решили сегодня и завтра начинаем внедрение. Как и по другим услугам, в части комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, который возглавляет Марат Шакирзянович Хуснуллин, сперва мы провели аналитику оказания государственных услуг в других странах. Чаще всего это были англоязычные страны. Это - Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Австралия, Новая Зеландия, то есть те страны, которые в рейтинге DoingBusiness которому сейчас уделяется огромное внимание в Российской Федерации, занимают лидирующие позиции.
ВЕДУЩИЙ: То есть - делаем бизнес?
МИШАКОВ: Да. Ну, это рейтинг такой, это комплексированный показатель удобства ведения бизнеса в каждой стране. Его делает Всемирный банк и, в том числе, мы на него ориентируемся.
ВЕДУЩИЙ: А мы сейчас на каком?
МИШАКОВ: Мы сейчас по последнему рейтингу на 92 месте, мы поднялись на определенные позиции, благодаря усилиям, в том числе, и правительству Москвы. Вот после того, как мы провели этот анализ стран, мы начали уже внедрять свое, то есть проектировать, смотреть, что мы можем перевести, какие государственные услуги. Пилотным режимом по переводу государственных услуг была выбрана государственная экспертиза проектно-сметной документации и разрешение на строительство, как наиболее массовой, востребованной услуги. Я могу сказать, что перевод государственной услуги - это не просто вот интерактивные формы на портале. В процессе оказания услуги участвуют четыре информационные системы, участвуют чиновники разных ведомств. Вот для понимания мы, прежде чем внедрять электронный вид, мы, в том числе, и переоснастили, и переобучили сотрудников органов исполнительной власти по работе с программой, обновили им компьютеры на рабочих местах, соответственно научили их с ними работать, чтобы процесс шел полностью гладко. Дальше. Мы выбрали пилотные организации. Это большое спасибо этим пилотным организациям.
ВЕДУЩИЙ: Строительные?
МИШАКОВ: Да. Это Мосинжпроект, это компания «Терра аури», это казенное предприятие «Управление гражданского строительства». Огромное спасибо их директорам, которые восприняли наши призывы помочь нам. И первые государственные услуги мы проводили в пилотном режиме на этих организациях. То есть они подавали заявки в электронном виде полностью юридически значимые. Мы смотрели, как эти заявки проходят по всем информсистемам и выдавали им же уже в электронном виде результат оказания услуги.
ВЕДУЩИЙ: Это сокращает число работников, например, в тех компаниях, которые вы перечислили? Вот не должны люди с этими бумагами ездить и так далее?
МИШАКОВ: Скажем так, все современные компании свою бизнес-модель строят сами. Вот как раньше было. Был один человек в одной крупной компании, который готовил все документы на разрешение строительства. Отдавал их курьеру, курьер по доверенности ехал в одно окно органа власти и в одно окно их сдавал. Дальше человек, который готовил документы, начинал уже общаться с органом власти в части каких-то замечаний, уточнений и так далее. Сейчас мы уже видим, что портал исключил полностью курьерство.
ВЕДУЩИЙ: А согласование тоже идет в электронном виде, бесконтактным методом?
МИШАКОВ: Согласование тоже идет бесконтактным методом, но согласование допускается только в одной государственной услуге сейчас, это экспертиза проектно-сметной документации, когда в электронном виде отдаются замечания и в электронном виде они же устраняются.
ВЕДУЩИЙ: А вот у меня к Рафаэлю вопрос, насколько это удобно? Вот вы имеете дело действительно с людьми, которые реально занимаются проектированием и строительством. Все-таки вот когда ты смотришь человеку в глаза, ты как-то можешь с ним что-то согласовывать, а вот по электронному пути?..
ЛУГАНСКИЙ: На самом деле, во-первых, это проще. Во-вторых, мы планируем реализовать такую функцию, как запись к эксперту. Но в любом случае это намного проще. Во-первых, не надо идти стоять в очереди. Ты зашел в «Личный кабинет» на www. pgu.mos.ruи увидел, что вот к такому-то разделу проектной документации у тебя замечания есть. Ты поправил, учел, опять же заверил электронно-цифровой подписью и обратно же отправил эксперту. На самом деле намного удобней.
ВЕДУЩИЙ: И бизнесмены этим пользуются, на ваш взгляд, да?
МИШАКОВ: Мы, безусловно, каждый день мониторим процесс оказания государственных услуг. Я хочу отметить, что с 1 октября в соответствии с распоряжением правительства по даче разрешений на строительство и экспертизу проектно-сметной документации по объектам городского заказа идет только в электронном виде. То есть одно окно не принимает заявителей, которые пришли с бумагами, если они строят объекты по городскому заказу. Поэтому с 1 октября мы видим рост по экспоненте заявлений. Каждый день и Департамент градостроительной политики, и Департамент информационных технологий, и сам орган власти, который оказывает государственную услугу, мониторят качество оказания услуги, работают с заявителем. И вот по результатам уже там какого-то объема поданных заявок нам уже были какие-то предложения, которые готовы улучшить, но в целом многие застройщики положительно это оценивают, что наконец-то появился инструмент, с которым можно реально работать. И самое главное, что он полностью юридически значим.
ВЕДУЩИЙ: Теперь объясните мне, пожалуйста, вот с точки зрения потребителя работы градостроительного комплекса. Возникают время от времени в разных округах столицы конфликты, касающиеся планов девелоперов. И могут ли жители, допустим, как-то воспользоваться, относится ли это, чтобы они получили госуслугу, чтобы им объяснили, что да, здесь все проработано и как бы принято решение, и бесполезно уже нервы тратить, уже все расписано и обращено или, вы знаете, вот по этому проекту есть какие-то юридические проработки, и здесь ваше мнение может сыграть какую-то роль? Есть такая госуслуга или нет?
ЛУГАНСКИЙ: На самом деле такой именно госуслуги нет, но есть, наверное, информационные ресурсы, которые позволяют соответственно такую информацию получить.
ВЕДУЩИЙ: То есть я имею в виду подтверждение для жителей, которые могли бы обратиться, получить действительно госуслугу по тому, насколько уже проработан этот госпроект и насколько как бы уже этот вопрос решен, и с юридической точки зрения он абсолютно безузпречен?
МИШАКОВ: Вот правительство Москвы и комплекс градостроительной политики и строительства в частности, руководство комплекса и руководители департаментов, они уделяют очень большое внимание открытости информации, очень большое внимание. И это как бы деятельность не показная, а деятельность действительно проработанная в части предоставления жителям достоверной и полной информации по текущему состоянию дел в городе в части строительства и по перспективному. Хочу отметить, что у всех органов исполнительной власти города Москвы, входящих в комплекс, есть свои сайты. То есть, зайдя на сайт, можно получить информацию по конкретному органу власти. Есть также комплексный сайт, который включает в себя все материалы, который более полный. Там много оперативной информации, в том числе и для жителей. Это сайт «Строительный мир», можно набрать его в поисковике. Он там один из первых из запросов. На нем можно ознакомиться, что строится рядом с моим домом. На нем можно ознакомиться, какие пятиэтажки будут сноситься, в какой трафик.
ВЕДУЩИЙ: Можно задать там вопрос?
МИШАКОВ: Там есть обязательно служба обращений. Причем запросы там структурированы, то есть можно отправить вопрос в части там шумит строительная площадка, в части там каких-то проблем, что будет на этом месте построено, и получить регламентный ответ. Эта система работает. Я могу сказать, что сам Марат Шакирзянович под псевдонимом им пользуется, и уже многие были наказаны за формальный ответ. Поэтому, во-первых, всех приглашаю посещать «Строительный мир», искать информацию, которая им нужна.
ВЕДУЩИЙ: То есть, если сталкиваются с этой проблемой или с каким-то случаем, когда требуется обсуждение или решение для того, чтобы принять такое взвешенное решение, вот именно жителям можно обратиться на этот сайт?
МИШАКОВ: Ключевой вопрос - обращения жителей - вот мы разбирали вместе совместно с комплексом Департамента информационных технологий. На самом деле в комплекс идет очень большое обращение от жителей: что здесь будет, почему здесь не строится или наоборот, почему здесь строится? Разбирали этот вопрос. Большинство обращений жителей идет из-за того, что они недоинформированы.
ВЕДУЩИЙ: Вот. Мой вопрос с этим связан.
МИШАКОВ: Они сами не пытаются искать информацию, к сожалению, потому что, допустим, половина даже не пытается зайти на сайт органов власти и получить эту информацию, а просто пишет запрос. Мы все-таки призываем сперва получить эту информацию, если же уже ее нет или информация неполная, направить запрос. Потому что сотрудники целой службы в Департаменте градостроительной политики работают, чтобы максимально наполнить той информацией, которая будет доступна жителям и понятна.
ВЕДУЩИЙ: А вот что касается госуслуг и получения информации. Это все-таки разное, да? Мы сейчас ведь осваиваем все-таки информационную грамоту. Если говорить о широких слоях населения, то еще не все приспособились. Ну, может быть, молодые больше, а люди среднего возраста все-таки по старинке, бумажки, справки и так далее. Вот госуслуги и просто информационные порталы - это разные, да?
МИШАКОВ: Ну, давайте я немножко поясню. В правительстве Москвы как сделано? Все порталы, в том числе и портал государственных услуг, объединены в единое веб-пространство. То есть сверху есть поисковик, который набирает, там зашли ли вы на портал правительства Москвы - mos.ruили вы зашли на сайт pgu.mos.ru. - портал государственных услуг города Москвы, или зашли вы на сайт комплекса, везде есть сверху поисковая строка, которая позволяет найти нужную информацию. То есть, вбивая в эту поисковую строку какую-то информацию, она ищется по всем сайтам правительства Москвы, которых там уже около тысячи, а может быть и больше, и выдает вам именно тот таргетированный ответ, который вы хотите. В части еще поиска информации, я могу сказать, что у нас существует портал открытых данных правительства Москвы, где можно увидеть все Dataset, практически доступные сейчас Dataset правительства Москвы. Портал каждый день наполняет новыми Dataset и, в том числе, там есть информация и комплекса градостроительной политики и строительства. С ней можно ознакомиться. Она как в человекочитаемом виде представлена, так и в машиночитаемом виде. То есть, заходя туда, житель может получить информацию по проектам планировки в части градостроительства, по детским садам, по школам и так далее. Это юридически значимая и достоверная информация. Планируется, что с каждым годом, кварталом там будет все больше и больше информации. Она все будет больше и больше доступна для публичного анализа.
ВЕДУЩИЙ: А вот что именно там? Вы говорите, она будет все больше и больше открытой и все более и более разветвленной, эта информация. А что вот вы как профессионал уже понимаете, что надо бы?
МИШАКОВ: Ну, вот в части градостроительства у нас есть определенные планы публикации этой информации. Сейчас опубликованы проекты планировки территории в доступном виде. Их можно там посмотреть. Так же сейчас определен график публикации. Мы планируем там общие документы, как генеральный план публиковать в открытом доступе, но, естественно, с изъятиями определенными и далее. Но опять же это вопрос будущего. Все-таки надо понимать, что документы, которые получает градостроительное сообщество, они должны быть достоверны, полны, и для этого есть иные инструменты, тоже в рамках правительства Москвы, чтобы их получить, потому что на основании них ведется и проектирование, и строительство. Данный портал, он тоже будет наполняться этими документами. Но сейчас он больше наполняется теми документы, которые нужны не узкому сообществу строителей, а именно широкому сообществу населения. Вот когда население полностью будет охвачено, соответственно мы готовы уже там…
ВЕДУЩИЙ: Может быть, тогда и строители более тонко будут чувствовать настроение жителей и уже выбирать проекты? То есть вот эта согласительная работа, она может начинаться уже на уровне проработки проекта. Потому что отчасти, да, сидят проектировщики и думают, что с точки зрения бизнеса вот хорошо бы здесь построить, а в это время сидят жители, условно сидят, в своих домах и думают, а нам бы здесь хотелось совсем другого.
МИШАКОВ: Ну, в любом случае раньше как проходили общественные слушания? Вот если мы вернемся лет 10 назад, 15, то как раньше проходили общественные слушания? В префектурах и управах расставлялись стенды. На них были распечатаны ватманы, на них нарисованы проектные решения и так далее. Сейчас соответственно можно уже получать информацию по проектным решениям в электронном виде. Поэтому мы все равно все идем в электронный вид постепенно, и всех приглашаем посещать, и сайты правительства Москвы, и пользоваться электронными государственными услугами.
ВЕДУЩИЙ: Да. Мы сегодня очень подробно говорили о тех возможностях, которые открывает перевод государственных услуг в строительстве в электронный вид, и все-таки о том, насколько это эффективно стимулирует бизнес, когда снижаются административные барьеры, и все-таки жители как потребители градостроительных услуг, могут подключиться и тоже формировать свое мнение уже на стадии проработки решений. Правильно?
МИШАКОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: Я благодарю гостей.