Картинка

Сергей Стиллавин и его друзья Цифровое телевидение. Телеканал "Моя планета"

25 ноября 2013, 10:00

Персоны

 

СТИЛЛАВИН: Сегодня у нас понедельник, и после 10 утра по Москве мы в этой студии встречаемся с теми людьми, которые редко приходят к микрофону, потому что занятые. Но по понедельникам в это время им есть что сказать, обратиться к вам, к нашей аудитории. И бессменный участник этой рубрики - Дмитрий Медников. Дима, доброе утро.

МЕДНИКОВ: Доброе утро.

СТИЛЛАВИН: Заместитель генерального директора ВГТРК и главный продюсер телеканала "Россия". Ему можно задавать вопросы, кстати, относительно сетки или прогнозов.

ВАХИДОВ: Программ, проектов.

СТИЛЛАВИН: Да, да, что ожидает. И сегодня у нас в гостях Николай Табашников, главный редактор канала "Моя планета". Коля, доброе утро.

ТАБАШНИКОВ: Доброе утро, дорогие друзья.

МИТРОФАНОВА: Здравствуйте.

СТИЛЛАВИН: Не будем говорить о том, что вы пришли с иконой сегодня, но она осталась за студией.

МЕДНИКОВ: Нас всегда в Коле это поражает, он все время ходит с разными удивительными предметами. Он вот приходит мрачно с каким-то предметом, ставит его и весь вечер может на него смотреть. И так каждый день разные предметы. Вот сегодня с иконой. Это удивительно… причем никогда не объясняет, с чем это связано.

ТАБАШНИКОВ: Вообще, это с годами приобретенное качество, я должен сказать, потому что раньше я был веселей, вот. Но работа на "Моей планете" сделала меня, в общем-то, бирюком. Простите. Но видя вас, мой бирюк куда-то девается, уходит, и я, в общем, возвращаюсь в свое более юное состояние, по крайней мере хочется верить. Вот, Маргарита…

СТИЛЛАВИН: Старики омолаживают, да-да.

ВАХИДОВ: "Олдскул" на "Маяке"…

СТИЛЛАВИН: Друзья мои, мы сегодня не только о телеканале "Моя планета" поговорим, но и вообще о цифровом телевидении, которое в представлении простолюдинов (я про себя)…

МИТРОФАНОВА: Или женщин.

СТИЛЛАВИН: Оно вот-вот должно придти практически, или где-то уже пришло. Дима, наверное, к вам тогда этот вопрос. Что сейчас происходит с цифровым телевидением в стране, и когда оно придет к простолюдинам?

МЕДНИКОВ: Цифровых телевидений в стране есть три. Цифровое телевидение как государственная программа - это цифровой мультиплекс, замена эфирного вещания аналогового на эфирное вещание цифровое. Есть хаотическое цифровое телевидение - это самостийно складывающийся рынок коммуникаций с доставкой каналов, получением аудитории, платежеспособным спросом, рекламой - вот этими 200 каналами дома. И есть пакет "Цифровое телевидение" - это пакет каналов ВГТРК. Основная проблема вообще рынка цифрового телевидения в России, она такая же, как везде. Она заключается в том, что почти все новые рынки начинают занимать мальчики, на деньги мальчиков, для мальчиков. Вот. И они почему-то уверены, что когда они друг для друга это делают, то это превратится в бизнес. А это совершенно ошибочно. Потому что функция мальчика, она же известно какая. Мальчик - это снабженный каким-то очень условным, таким искусственным интеллектом банкомат, которые помимо этого способен выполнять определенный набор узкосервисных задач. То есть вот когда нас, например, спрашивают: «Как вы хотите, чтобы ваша аудитория настроила пакет "Цифровое телевидение"? Вот она должна предпринять комплекс мер, куда-то позвонить, с кем-то поговорить?» Мы говорим: нет-нет-нет, у нее есть одна задача: сказать об этом мужу и поставить задачу. Как она сформулирует эту задачу, наша аудитория, это ее вопрос. Как муж реализует эту задачу, это его вопрос, это предмет его мужской гордости. Если мы это ему расскажем, не будет преодоления, потому что это предмет его мужской гордости - как он добыл нашей аудитории пакет цифровых каналов. И если говорить серьезно, то сейчас все больше и больше появляется каналов, которые сделаны не в качестве хобби, а профессионально. Собственно, вот мы свой цифровой пакет создавали - мы сейчас № 1 на рынке по охвату аудитории ежедневной, - мы начинали позже всех. Как всегда в таких случаях водится, все объясняли, что уже войти в этот рынок невозможно и поздно. Вот. Мы начинали с канала "Моя планета". В канал "Моя планета" никто не верил, все говорили, что познавательная документалистика - это прерогатива развитой, мощной телевизионно-империалистической мысли. Мы опровергли этот тезис, мы производим много хорошей, качественной, интересной, познавательной документалистики в России. Мы в следующем году произведем больше тысячи документальных фильмов в совокупности.

СТИЛЛАВИН: Свежих?

МЕДНИКОВ: Премьерных.

ТАБАШНИКОВ: Очень свежих и хорошо пахнущих, я бы сказал.

МИТРОФАНОВА: Это о природе, что ли?

ТАБАШНИКОВ: Там много о чем: и о природе, и о еде.

МЕДНИКОВ: У нас сейчас три познавательных канала: канал "Моя планета", канал "Наука" и канал "История". Россия вообще одна из немногих стран сейчас, у которых есть свой познавательный пакет каналов. Это всегда очень интересная вещь. Вот вы знаете, да, что всегда пожилые люди говорят о том, скажем, что на телевидении должно быть больше науки. Как только ты делаешь научный канал, ты всегда ожидаешь, что придет много людей, скажем так, за 50 лет, которые будут с интересом смотреть…

СТИЛЛАВИН: А почему вы на меня так руками указали?

МИТРОФАНОВА: Ну, ты так выглядишь…

ВАХИДОВ: За 50 вы выглядите, Сергей…

СТИЛЛАВИН: Нет, до 50, до 50…

МЕДНИКОВ: Просто вы на радио так давно…

СТИЛЛАВИН: А, радиовозраст такой.

ТАБАШНИКОВ: Год за три тут идет.

МИТРОФАНОВА: Как у кошек.

МЕДНИКОВ: А потом - удивительная вещь: основная, скажем, целевая аудитория научных форматов - это 18-34 года, серьезно говоря, мальчики и девочки.

МИТРОФАНОВА: Кто плохо в школе учился.

МЕДНИКОВ: Нет.

СТИЛЛАВИН: Это как раз здесь отражается проблема образования нашего, людям интересно?

МЕДНИКОВ: Нет, нет, это не проблема, людям просто интересно, в этом возрасте людям интересно.

ТАБАШНИКОВ: Ну, это гаджетоманы в основном, и не только.

МЕДНИКОВ: Да нет, это абсолютно не гаджетоманы, это просто интересно. Существует вот это бурчание вечное: молодая аудитория хочет смотреть бесконечные реалити-шоу, им хочется смотреть сленговые какие-то странные истории, разговаривать варваризмами и иже с ними, они ничем не интересуются. Делаешь познавательный канал - аудитория немедленно 18-34 года. Чем более возрастная аудитория, тем больше она, с позволения сказать, бухтит, что нужно больше познавательного формата, с удовольствием смотрит криминальные романы и переключается с науки. Молодая аудитория все больше говорит о том, цинично, что она хочет смотреть жесткие фильмы, что ей нравится смотреть криминал, и тихонько-тихонько сбегает смотреть документалистику. Это вот такая забавная история получилась.

МИТРОФАНОВА: Такой фэншуй внутри.

МЕДНИКОВ: Да. И, в общем, вот мы создали три канала. Канал "Моя планета" был поддержан, за что большое спасибо, Русским географическим обществом, в силу того, что задачи по понятным причинам пересекаются - это популяризация, вообще ощущение открытия, научного ли, вот если меня Николай не поправит, он может меня поправить…

СТИЛЛАВИН: Есть мнение, что все открытия уже сделаны.

МИТРОФАНОВА: Нет, это в музыке.

МЕДНИКОВ: Вот мы когда хотели сделать нашу познавательную линейку, тоже такое было мнение, нам все четко объясняли, что все открытия уже сделаны.

ВАХИДОВ: Не имеет никакого смысла.

МЕДНИКОВ: И вот мы последним в этом году запустили канал "История", и он, конечно, ошеломительно идет в России с учетом традиционного интереса российской аудитории к истории, у него темпы роста даже быстрее, чем у "Моей планеты" и "Науки". Хотя, может быть, это связано с тем, что когда мы запускали "Планету" - никто не верил, когда запускали "Науку" - все верили немножко, а когда запустили "Историю", уже поверили, что очень важно.

ТАБАШНИКОВ: Мы подготовили почву.

МЕДНИКОВ: Да.

ТАБАШНИКОВ: Разрыхлили, полили. Ну а, как говорится, потом семена упали.

СТИЛЛАВИН: Итак, друзья, сегодня мы в традиционной нашей рубрике, название которой мы вынашиваем (и когда вынесем, то обязательно вас с ним познакомим), о цифровом телевидении и о телеканале "Моя планета" говорим. У нас в гостях Николай Табашников - главный редактор канала "Моя планета" и Дмитрий Медников - замгендиректора ВГТРК и главный продюсер телеканала "Россия". И если у вас есть вопросы, можете их задавать, и о "цифре", и о "Планете", и вообще о планах и об ожидаемом. И вот Дмитрию Медникову вопрос хочу задать уже практический.

МЕДНИКОВ: Это очень правильно: в гостях у вас Николай Табашников, но вы его не будете спрашивать…

ТАБАШНИКОВ: Зря я пришел…

СТИЛЛАВИН: Сейчас начнем! Дима, когда говорят "цифровое телевидение", у меня сразу представление такое: нужен другой телик и как-то по-другому подрубиться. А как - я вообще не очень себе, честно говоря, представляю. Вообще охват технический сегодня насколько широк в стране? И где, как это можно сделать?

ВАХИДОВ: Ну, тот же пакет цифрового телевидения от канала "Россия".

СТИЛЛАВИН: Как он идет?

МЕДНИКОВ: Канал "Моя планета" принимают 60 процентов домохозяйств России.

МИТРОФАНОВА: Но это просто как антенна, вот из стены торчит?

ТАБАШНИКОВ: Это кабель, да. Это разные способы доставки. Есть, пардон, тарелки, есть кабель, который есть фактически в 100 процентах домов. Есть IPTV, вот, разные есть варианты.

ВАХИДОВ: Но есть эфир на канале "Россия-2", где лучшие программы можно увидеть, опять же телеканал "Моя планета".

ТАБАШНИКОВ: Ну, так скажем, не великая часть, все-таки…

СТИЛЛАВИН: А почему вообще техническая потребность создать "цифру" появилась? Вот чем не устраивала существовавшая до этого система телевизионная? Невозможность передавать картинку в таком качестве, то есть, например HD по обычной, так сказать, линии не погонишь, она не дойдет, да? Телевизоры потянули за собой?

МЕДНИКОВ: Много каналов, массовый интерес аудитории к разным каналам. Одно дело смотреть отдельные фильмы, другое дело смотреть цельный канал - с логикой, редакционной позицией, вот этой познавательной идеологией. Дополнительные сервисы и качество картинки. Всё это вместе, конечно, способствует развитию "цифры". И в первую очередь, в первую очередь на самом деле существуют три драйвера: это спорт (для мальчиков), это познавательный канал (для всех) и это сериалы (для мужской и женской аудитории). Вот эти три драйвера… Увеличение количества телевизоров. Скажем, в квартире появляется не один телевизор, а три телевизора, и все члены семьи хотят смотреть что-то разное. А кто-то еще хочет пользоваться при этом смартом, кто-то пользуется секонд-скрином на мобильных приложениях, а кто-то… Вот мы будем запускать в следующем году (это a propos, отклоняясь), будем запускать в следующем году формат "Райзинг стар" осенью.

СТИЛЛАВИН: "Райзинг стар" - Восходящая звезда"?

МЕДНИКОВ: Совершенно восходящая.

СТИЛЛАВИН: Откуда восходит?

ВАХИДОВ: С 5-й улицы Ямского Поля.

ТАБАШНИКОВ: Из Израиля…

МЕДНИКОВ: Форматно она восходит из Израиля, да. И там фантастическая инновационная система голосования.

СТИЛЛАВИН: Прямо встроенная в телик?

МЕДНИКОВ: Встроенная в айпад. То есть ты голосуешь через свои плагины в соцсети, ты голосуешь через специальные приложения, ты там появляешься со своей аватаркой на видеостене, когда голосуешь, ты голосуешь онлайн…

МИТРОФАНОВА: А за что голосуешь-то?

МЕДНИКОВ: За поющих, за поющих.

МИТРОФАНОВА: А, во как!

МЕДНИКОВ: Состязаешься в онлайн-голосовании с жюри, видишь, кто из твоих, простите, как выражаются, френдов зачекинился…

ТАБАШНИКОВ: Или налайкал…

МЕДНИКОВ: …и тоже голосует за того, за кого ты, или, не дай бог, против… И это вообще всё создает сейчас достаточно интересную цифровую среду, о которой можно отдельно поговорить, в которую в принципе успешно вписывается канал "Моя планета", который успешно делает Николай.

ТАБАШНИКОВ: Да, мы вот недавно…

СТИЛЛАВИН: Все-таки Николай…

ТАБАШНИКОВ: Да, у нас появилась недавно возможность все-таки вещание онлайн осуществить, потому что раньше это делали пираты и регулярно воровали и само вещание, и отдельные программы, и так далее. В общем, конечно, мы долго терпели это и создали свою собственную возможность зрителям смотреть в онлайне. Есть клуб "Моя планета", там есть онлайн-вещание. Пожалуйста, смотрите.

СТИЛЛАВИН: Николай, вот Дмитрий сказал о том, что можно выстраивать канал со своей идеей, то есть целостный. Как вы сейчас сформулируете, какая у канала "Моя планета" идея?

ВАХИДОВ: Миссия.

СТИЛЛАВИН: Если уже Дмитрий упомянул о том, что вот есть монстры, много лет снимают, работают, мы все знаем этих англоязычных журналистов…

ВАХИДОВ: Ну, тот же "Дискавери ченэл".

ТАБАШНИКОВ: Нет, мы уже не знаем.

ВАХИДОВ: Не знаем?

ТАБАШНИКОВ: Мы раньше знали, а сейчас уже не знаем.

СТИЛЛАВИН: Нет, ну знали, как они сидели в болотах, выслеживали удодов…

МИТРОФАНОВА: Бобров.

СТИЛЛАВИН: …подкладывались в кладку к птицам каким-то диким, вот. И они там все, в общем-то, освоили. Какая идея у "Моей планеты"?

ТАБАШНИКОВ: Она приблизительно та же, что и у наших больших и уважаемых конкурентов в виде "Дискавери" или "Нэшнл джиографик".

СТИЛЛАВИН: Но наш взгляд из той кладки…

ТАБАШНИКОВ: Хотя их тоже уже много, и уже не каждый… Вот если мы скажем, что мы конкурируем с "Нэшнл джиографик"…

МИТРОФАНОВА: А их там несколько каналов.

ТАБАШНИКОВ: …а их там вагон и маленькая тележка, они уже очень расслоились, и мы, собственно, двигаемся в этом же направлении. Изначально "Моя планета" - это канал об истории, путешествиях, открытиях и людях. По-прежнему это так и есть, это такой универсальный канал…

МИТРОФАНОВА: Но на "России" был особый какой-то взгляд, на "России" было больше материалов о России, я так поняла, что правильно.

ТАБАШНИКОВ: Ну, мы только наращиваем количество вещания о России, потому что одна шестая часть суши, как ни странно, жителями этой одной шестой части суши минимально исследована была, и поэтому мы очень много и снимаем, и ездим по стране.

МИТРОФАНОВА: Симпатичных девушек послали…

ТАБАШНИКОВ: Благо есть такой мощный партнер в виде Русского географического общества, который нам очень помогает. Потому что путешествовать по России - дело затруднительное, очень даже, я бы сказал, мучительное и чрезвычайно дорогое.

СТИЛЛАВИН: Дороже, чем в Африку?

ТАБАШНИКОВ: Да.

СТИЛЛАВИН: Да?

ТАБАШНИКОВ: В некоторых случаях - несомненно.

ВАХИДОВ: Ну и тяжелее просто, мне кажется, с бытовой точки зрения там для съемочных…

ТАБАШНИКОВ: Тяжелее, и с логистикой все сложнее, да, все-таки размер имеет значение в нашем случае, это надо и добраться, это и погода плохая. У нас вот в феврале были съемки на Камчатке, съемочная группа не могла выехать четыре недели после окончания съемок.

МЕДНИКОВ: Логистика, которая иногда выглядит как нарты - вертолет - нарты - юрты…

ТАБАШНИКОВ: Вертолет, который не может взлететь, даже вездеход не может уехать, потому что такой ураган, что ничего не видно.

СТИЛЛАВИН: Нет-нет, мы разговаривали, у нас в съемочной группе, вот мы делаем "Большой тест-драйв", естественно, пул операторов-то у нас общий…

МЕДНИКОВ: Для телевидения, да?

СТИЛЛАВИН: Да, да. И рассказывал один из операторов, как они оказались на нашей полярной станции, делали какой-то репортаж, который надо было снять за два дня, но из-за того, что логистика с самолетом там была как-то устроена сложно…

ВАХИДОВ: Или с вертолетом, да.

СТИЛЛАВИН: Да, они задержались там на месяц или на полтора.

ТАБАШНИКОВ: Это я и имел в виду, вот именно эту историю.

СТИЛЛАВИН: И самое страшное было выходить в "удобства", потому что рядом с ними дежурил людоед-медведь, которого нельзя было пристрелить, потому что садятся люди на пять лет за убийство медведя белого. И вот ходить в уборную было страшно физически. И так люди жили полтора месяца, в общем, в ужасе.

МИТРОФАНОВА: Зато есть что вспомнить.

МЕДНИКОВ: И он так же, вот этот белый медведь думает: вот они ходят, а их даже нельзя сожрать, запрещено…

ТАБАШНИКОВ: Посадят, вообще ужас…

ВАХИДОВ: Ты же видишь цифры?

ТАБАШНИКОВ: Я вижу цифры, да.

ВАХИДОВ: Ты видишь доли программ. Что смотрят?

ТАБАШНИКОВ: Доли программ - нет.

МЕДНИКОВ: Мы ему не показываем...

ВАХИДОВ: Ну, приблизительно. Ты же понимаешь, что лучше всего смотрится?

МИТРОФАНОВА: Мне Андрей Понкратов нравится.

ТАБАШНИКОВ: Вы знаете, у нас… у меня есть давняя любовь - это Понкратов, здесь я разделяю с Маргаритой, да, но у нас появились новые…

МИТРОФАНОВА: Через "а" пишется обычно…

ТАБАШНИКОВ: Он - "о".

МИТРОФАНОВА: Все "Па", а он "По"…

ТАБАШНИКОВ: Да, он соригинальничал. Вот. Мне очень нравится, сейчас у нас новая программа появилась для более молодой аудитории, называется "Неспокойной ночи".

ВАХИДОВ: Видел выпуск из Стокгольма, шикарная получилась история.

ТАБАШНИКОВ: Ну, там прямо совершенно огненный парень попался в наши сети, и совершенно как бы за него не стыдно, он, я думаю… Мне не хочется кого-то выделять, но, естественно, потрясающая "Танцующая планета", потрясающий Антон Зайцев, который рассказывает о еде, как, наверное, никто в мире.

МИТРОФАНОВА: И не толстеет…

ТАБАШНИКОВ: Толстеет, толстеет.

СТИЛЛАВИН: Людям, вот аудитории, все-таки вы же проводили, наверное, исследования, темы какие более всего нравятся на канале? Темы международные, как танцы, которые имеют отношение ко всему миру, либо, например, репортажи из нашей страны или из-за рубежа?

ВАХИДОВ: Локальные наши?

МЕДНИКОВ: Людям нравится мир глазами понятных им людей.

ВАХИДОВ: Русских.

ТАБАШНИКОВ: Да.

МИТРОФАНОВА: Вот Николай Табашников сам по Италии. Вообще когда ты дома бываешь?

ТАБАШНИКОВ: Я довольно давно уже не выезжал за границу.

МЕДНИКОВ: Вы лучше спросите, когда он на работе бывает. Когда он дома, это второй вопрос. Вот непонятно совершенно…

ТАБАШНИКОВ: С понедельника по пятницу. Нет, я как главный редактор канала оказался угнетен как телеведущий, потому что мы в какой-то момент два года назад решили, что мы больше не будем делать таких универсальных путешествий, где как бы обо всем и ни о чем. И у нас появились авторские линейки, когда каждый автор говорит о чем-то своем, о том, что его тревожит. Вот один говорит о еде, другой - о танцах, третий - о том, что происходит ночью, четвертый делает еще что-то. Есть Тимофей Баженов, это вообще нечто непередаваемое.

МИТРОФАНОВА: Да-да, он вчера в водопад залез…

ТАБАШНИКОВ: Вот. И мне никакой линейки не досталось. И я поэтому теперь надзираю, страдаю и называю себя Прометеем прикованным.

СТИЛЛАВИН: Друзья мои, часто можно слышать мысли о том, что у человека нет телевизора, что он не смотрит телевизор, но почему-то всегда найдется что сказать о том, что происходит на телевидении, несмотря на то что есть полный отказ от его контента. Сегодня мы традиционно, как и обычно в понедельник, встречаемся в этой студии с людьми из телевидения, из "ящика", как это в старые времена говорили. Сегодня наша тема - цифровое телевидение, и у нас в гостях Николай Табашников - глава канала "Моя планета".

ТАБАШНИКОВ: Главный редактор, глава у нас другой человек.

МИТРОФАНОВА: А кто?

СТИЛЛАВИН: Ну, извините…

ТАБАШНИКОВ: Председателем совета директоров является…

МИТРОФАНОВА: Нет, ну не так подробно. Помнишь, выходил на сцену парень такой приятный с хвостиком?

ТАБАШНИКОВ: Есть генеральный директор, там большая административная…

СТИЛЛАВИН: Ну, сейчас ты представляешь канал…

ТАБАШНИКОВ: Я как главный редактор, да.

СТИЛЛАВИН: Ну, хорошо, главный редактор. И Дмитрий Медников - заместитель генерального директора ВГТРК и главный продюсер телеканала "Россия". Если есть вопросы вообще…

ВАХИДОВ: Есть! Очень много вопросов.

СТИЛЛАВИН: Для Дмитрия это будет неожиданно - ваши вопросы?

ВАХИДОВ: Да нет. Например, вот опять же к теме сегодняшнего разговора. "Когда "Россия-1" будет вещать в формате 16 на 9?" - Юрий, Амурская область причем.

МЕДНИКОВ: "Россия-1" вещает в формате 16 на 9 в формате канала "Россия HD". "Россия-1" в формате 16 на 9 не может сейчас вещать не потому, что мы не производим 16 на 9, а потому, что существующая система доставки доставляет 4 на 3. Для этого специально был сделан канал "Россия HD", который можно смотреть в формате 16 на 9.

Вообще существует распространенный миф о том, что в России плохо снимают и не очень хорошая картинка. Это миф. Я бы ни в коем случае не хотел критиковать наших коллег и партнеров - связную индустрию, но то качество, в котором мы картинку снимаем, многократно превышает то качество, в котором аудитории эту картинку доставляют. Мы давно у себя всё внутри снимаем в формате HD, мы храним всё в формате HD и производим в формате HD, и даже передаем в формате HD. Другой вопрос, что в большинстве своем аудитория не может это посмотреть в формате HD, потому что эту картинку при распространении берут, в несколько раз сжимают, перекручивают, потом стирают, потом раскручивают, всё это называется кодеки и сжатия, и аудитория получает ее в том виде, в котором она получает, и "дывится", почему это хуже, чем Blu-ray.

ТАБАШНИКОВ: В несколько изможденном виде, я бы сказал.

МЕДНИКОВ: А мы, повторюсь, всё снимаем в HD. Поэтому мы запускали "Россия HD", просто чтобы можно было посмотреть, как выглядят те или иные эфирные события, которые сейчас видны SD 4:3, как они видны в большом телевидении, на большом экране. Для этого мы сейчас запускаем наш один из флагманских проектов следующего года - международный познавательный канал IQ HD.

СТИЛЛАВИН: Международный?

МЕДНИКОВ: На русском языке, из только нашего производства. Это объединение фильмов, историй "Моей планеты" и "Науки 2.0" со всеми международными правами в формате HD.

ТАБАШНИКОВ: То есть по всему миру это будет видно.

ВАХИДОВ: Но опять же на русскоязычную аудиторию.

ТАБАШНИКОВ: На русскоязычную.

МЕДНИКОВ: На русскоязычную аудиторию. Вы же понимаете, что существует много волн уехавших за границу и работающих там людей, которые говорят с нами на одном языке. И сериальные каналы, они в данном случае ориентированы на преимущественно более возрастную аудиторию. А вот той аудитории, ей абсолютно интересно также увидеть мир глазами через свой язык.

ТАБАШНИКОВ: Плюс очень много путешественников, в отелях, пожалуйста, смотрите.

МЕДНИКОВ: Да. И мы постоянно получаем запросы, почему не существует международной версии "Моей планеты". А с учетом того, что в России много науки, мы думаем, что и научная Россия будет крайне интересна. Тем более что мы не только, естественно, про Россию делаем, мы вообще делаем про глобальную науку. И это для нас будет одним из ключевых проектов следующего года.

СТИЛЛАВИН: Если уж мы заговорили о форматах и как доходит до потребителя, люди, которые посещают торговые центры (я не являюсь адептом такого вида отдыха, но все равно иногда приходится)…

МЕДНИКОВ: Да ладно скромничать, были замечены…

СТИЛЛАВИН: Да, да. Вот о том моменте единственном я и хочу рассказать. Захожу в магазин, а там стоят - как сейчас промо делают в торговых центрах, в аэропортах, где машины стоят или какие-то новые технологические фишки, - стоят телики 4K. То есть на нас уже сделали деньги на обычных телевизорах, впарили уже все телевизоры HD, теперь, значит, новая тема - 4K.

ВАХИДОВ: Кино.

ТАБАШНИКОВ: Ну, есть уже и 8К даже, это уж совсем когда безобразно хорошее изображение, уже неприятно смотреть, да.

ВАХИДОВ: И не имеет никакого отношения к кино.

СТИЛЛАВИН: Да. Дима, как сегодняшние наши телеканалы, там ВГТРК в целом, относятся вот к этой гонке именно в форматной картинке?

ВАХИДОВ: Технологической.

СТИЛЛАВИН: Да. То есть мы как, будем за этим гнаться, вот эти "К" теперь повышать, скажем, каждые два года, каждый год, не знаю?

МЕДНИКОВ: В конечном итоге будем, конечно. Это новые возможности для зрителя, это действительно дает творческие возможности совершенно неограниченные. Другой вопрос, это все время натыкается на невозможность это зрителю показать, потому что мы запускаем, скажем, в следующем году ряд проектов, которые снимаем в 4К или примерно 4К, там сложные…

СТИЛЛАВИН: Три с половиной…

МЕДНИКОВ: Ну, как это сказать, вот есть такой термин про некоторые виды HD - SD+. Вот 2,5К или 4К - это, конечно, сложно... Проблема в том, что в России бесконечное количество телеканалов, большая часть из них с профессиональной точки зрения неудачные, но при этом они занимают бесконечное количество спутниковых частот. И вместо того, чтобы запустить большее количество хороших HD-каналов, возможно, на эксперименте уже с 4К, все вынуждены постепенно ждать, когда же наконец вот эти вот…

СТИЛЛАВИН: Отомрут?

МЕДНИКОВ: Хотя бы каналов 100 помрут и перестанут занимать спутниковую емкость, которую им совершенно не надо занимать, они просто не все об этом сейчас знают.

СТИЛЛАВИН: Ну, сейчас они узнают об этом…

МЕДНИКОВ: А с течением времени они, безусловно, об этом узнают, им нужно уйти в небытие.

СТИЛЛАВИН: А навскидку? Дима, о каком количестве каналов, сегодня производимых в стране, можно говорить? Ну, локальных там, вот общая масса - это около тысячи?

МЕДНИКОВ: Около ста. А, нет, сейчас существующих? Или сколько нужно?

СТИЛЛАВИН: Да-да-да, сколько сегодня существует, делается.

МЕДНИКОВ: Я думаю, что точно за 300-400. Дальше вопрос… Дело в том, что очень небольшое количество каналов делают как таковые каналы, у них есть лицензия, у них есть отрезки, у них есть фрагмент, и, наконец, очень небольшое количество каналов занимаются собственным производством. Или покупают премьерный контент, или заказывают его, или сами производят. Большинство покупают архивы каких-то мохнатых годов и бесконечно переупаковывают это, по сути занимаясь…

ВАХИДОВ: Телеканал "Четверг"…

МИТРОФАНОВА: Да ты что, есть такой? Это после "Пятницы"?

ВИКТОРОВ: А "Ретро ТВ"?

ТАБАШНИКОВ: "Ретро ТВ" - это еще очень приличная и уважаемая история.

МЕДНИКОВ: Нет-нет-нет, "Ретро ТВ" - это концепция. Это - увидеть прошлое глазами будущего, и это прекрасно. Пронзаем время, видим, что было в прошлом. Замечательная вещь, это как раз концептуальность. А в большинстве своем это просто пиратство, пиратство не в смысле нарушения законодательства, а это пиратство человеческого трафика.

СТИЛЛАВИН: Паразитирование.

МЕДНИКОВ: Паразитирование. Ты, вместо того чтобы увлечь зрителя чем-то новым, предложить ему игру, позабавить его, проверить свои силы, покупаешь коллекцию 1980-х годов…

СТИЛЛАВИН: Романтик-коллекшн.

ВАХИДОВ: С этими ужасными картинами…

МЕДНИКОВ: …и тысяч на девять часов ставишь это. Понятно, что математически оно все равно какую-то аудиторию соберет. Бизнеса там особо никакого, радости творчества совсем никакой, но в совокупности, когда такое количество появляется, не побоюсь этого слова, мусорных каналов, вот когда продвигают услугу "200 каналов, купите девайс", человек покупает 200 каналов и пытается с ужасом среди этих 200 каналов найти что-нибудь посмотреть. И обнаруживаешь, что он там смотрит федеральные каналы и еще, возможно, с десяток. То есть получается, что остальные 170 - это такой вот тоскливый, никому не нужный балласт. И, конечно, сейчас будет изменение, и мы этому изменению будем способствовать. Мы будем запускать хорошие каналы, вследствие чего плохие каналы будут умирать, о чем мы с большим удовольствием плохим каналам сообщаем.

СТИЛЛАВИН: Некролог такой, да?

ВАХИДОВ: Какая историческая программа-то…

ТАБАШНИКОВ: Ну, это правда, это правда. Действительно, мы вышли уже на тот уровень, так сказать, развития нашего телевидения, когда количество должно превращаться в качество.

МИТРОФАНОВА: То есть вы прислушиваетесь к тому, что хотят зрители?

МЕДНИКОВ: Да.

МИТРОФАНОВА: А как?

МЕДНИКОВ: Мы исследуем, исследуем, исследуем и исследуем.

ТАБАШНИКОВ: Существует и обратная связь, плюс все-таки если ты не производишь свой собственный контент, то шансов как-то уцелеть, по крайней мере в нашем жанре, очень мало. И поэтому, когда ты что-то делаешь сам, к этому будет интерес. Если ты повторяешь по восьмому разу то, что раньше кто-то еще показал, скорее всего, ты…

МЕДНИКОВ: По восьмому разу повторяешь то, что до этого было показано примерно 97 за последний месяц.

ТАБАШНИКОВ: Ну вот, да. Поэтому здесь как раз абсолютно понятная история.

МИТРОФАНОВА: Фильм "Ларец Марии Медичи".

МЕДНИКОВ: Да нет, в хороших повторах проблемы нет. Проблема в том, что существует бесконечное количество не нужных аудитории телеканалов, которые, если говорить серьезно, которые девальвируют для зрителей идею цифрового телевидения. Потому что зритель ожидает от цифрового телевидения увеличения возможностей, а получает напряжение, связанное с необходимостью найти тот же самый любимый канал, который он и так смотрит, среди невероятного количества бессмысленных.

ТАБАШНИКОВ: Плюс еще все-таки копеечку-то заплатить за это дело.

МЕДНИКОВ: Конечно. И по-хорошему их должно быть 100, может быть, 200 в определенный момент, они просто все должны быть сделаны с учетом того, что сейчас зритель хочет получить. Ну и, конечно, чем больше вообще продукта произведено в России, российской индустрией для российского зрителя, тем лучше. Потому что вот, на мой взгляд, это вопиющая была история, когда в России не было своего познавательного пакета телеканалов.

СТИЛЛАВИН: Тут-то и вылезли "Трансформеры" и "Чип и Дейл спешат на помощь" в начале 1990-х.

МЕДНИКОВ: Опять, совершенно не плохо, ничего нет плохого ни в "Трансформерах", ни в "Чип энд Дейл". Хорошо, когда есть конкуренция. Вот когда конкуренции нет, люди так смотрят и говорят: ну да, российский, конечно, познавательный фильм конкурентным сделать нельзя, нельзя, бессмысленно, рынка нет, аудитории нет, никому не интересно, не будем запускать… Дай бог, если есть "Дискавери" и есть "Моя планета", пусть они конкурируют на этом рынке, на другом, это замечательно. Но, конечно, в России есть о чем рассказать, кому рассказать и как это сделать. И у нас сейчас на рынке в Каннах форматы, собственно говоря, "Моей планеты" и "Науки" были вообще одними из самых востребованных. Отдельно был востребован, конечно, "Танковый биатлон", потому что тут, конечно, наших иностранных друзей и коллег…

МИТРОФАНОВА: Они аж опешили…

МЕДНИКОВ: Они совершенно не поняли, что происходит. Потому что они понимают, что в принципе, в принципе древние, те, кто запускали что-то в космосе, наверное, могли запустить такую программу. Всё ездит, стреляет, огромные полигоны, 150 телекамер. Мы понимаем, что в Греции, наверное, если вообще все телевидение собрать вместе, то это в принципе и есть танк.

МИТРОФАНОВА: Один.

МЕДНИКОВ: Один.

ВАХИДОВ: На ходу. И кто-то умеет стрелять.

МЕДНИКОВ: Нет-нет-нет, я все-таки не стал бы так опрометчиво говорить, что на ходу, но танк есть… Но помимо этого форматы очень хорошо продавались, продавались, локализуются.

СТИЛЛАВИН: И вот танковые эти бои, они тоже нашли покупателя?

МЕДНИКОВ: Конечно, нашли. Нет, ну вы представьте себе, это же как происходит? Вот показывают много в России фильмов о том, что американские танки самые лучшие. Для стран, которые купили российские танки…

МИТРОФАНОВА: Коля мне сказал, какие страны особо заинтересовались нашими "Танками". А ты можешь это вслух сказать?

ТАБАШНИКОВ: Арабы, китайцы, конечно.

СТИЛЛАВИН: Друзья мои, сегодня Николай Табашников - главный редактор канала "Моя планета" и Дмитрий Медников - заместитель генерального директора ВГТРК и главный продюсер телеканала "Россия" в нашей еженедельной понедельничной рубрике…

МИТРОФАНОВА: С рабочим названием "Ящик"…

СТИЛЛАВИН: Пока что условно всё, условно. Добрались до того, что наши форматы, во-первых, получаются, а во-вторых, на телеярмарках продаются, продаются.

ВАХИДОВ: Ну, востребованы.

СТИЛЛАВИН: Дмитрий, мы хотим подробностей. Коля сказал, что китайцы и арабы жаждут…

МЕДНИКОВ: И Южная Америка.

ТАБАШНИКОВ: Это мы говорили только про "Полигон".

МЕДНИКОВ: Про "Танковый биатлон".

ТАБАШНИКОВ: Про "Танковый биатлон".

МЕДНИКОВ: И "Полигон". То есть те, кто покупает российскую военную технику, им, конечно, интересно и посмотреть, и показать, и в том числе обосновать свой выбор.

СТИЛЛАВИН: Может, с росвооружениями в пакете идете? Ракеты - и сюжет про ракеты, вернее, шоу про ракеты…

МЕДНИКОВ: Вы имеете в виду, прилетают ракеты и…

СТИЛЛАВИН: И летит DVD вместе с ними…

МЕДНИКОВ: До этого мы пока, слава богу, я надеюсь, не дойдем…

ТАБАШНИКОВ: Что важно, что продаются все-таки и форматы, которые носят исключительно познавательный характер. Вот мы говорим там о науке, и "Наука 2.0" произвела изрядное количество форматов, которые совершенно четко конкурируют с западными коллегами и очень хорошо идут, прямо продаются, и с огромным удовольствием. Я вот, пардон, так сказать, по роду своих занятий общаюсь с коллегами с ВВС, и я им регулярно там показываю: вот смотрите, мы это сделали, это сделали… У них так немножко округляются глаза, они говорят: "Вы?! У вас есть компьютерная графика?" Мы говорим: "Ну, в общем, да, это мы сделали". Они так как бы немножко удивляются. Это приятно, потому что они не ожидают увидеть в нас таких конкурентов. Но все равно рынок настолько большой и великий, что мы, в общем, наоборот, только подстегиваем друг друга, и всем места хватит, планета по-прежнему довольно большая.

МИТРОФАНОВА: А если так разрекламировать Россию? Действительно, красота же, есть места… но ты сказал, сложная логистика и вообще опасно. А этот конфликт может быть когда-нибудь разрешен? То есть вот туристы, может быть, со всего мира, которые посмотрят о нашей стране передачи, потом заговорят: ну, хорошо, мы поедем. А тут вроде как страшно…

ТАБАШНИКОВ: Так они и едут.

МЕДНИКОВ: Дело не в страшно, дело в том, что мы тоже понимаем, что…

МИТРОФАНОВА: Сильно рекламировать не надо?

МЕДНИКОВ: Не-не-не, речь не об этом.

ТАБАШНИКОВ: Очень, очень надо.

МЕДНИКОВ: Речь идет о том, что поездка куда-нибудь на край Аляски тоже, я думаю, что дело радикально недешевое. Мы когда говорили с Николаем, мы говорили не о туристической поездке в Нижний Новгород или в Великий Новгород, мы говорили, вот он лучше в этом разбирается, о каком-нибудь плато, заповеднике, где тебе требуется так же, как когда ты едешь в Африку или в те же самые Штаты…

СТИЛЛАВИН: Прививка.

МЕДНИКОВ: Прививка не нужна, слава богу. Едешь в Штатах на вертолетную какую-нибудь экскурсию вокруг Гранд-Каньона - да, это, конечно, очень дорого. Но мы говорили о том, что интересно показать России и миру из того, что действительно сложно обычному человеку посетить. А так, конечно, это способствует тому, что и ружья лучше покупают, и в страну лучше ездят. Это безусловно.

ТАБАШНИКОВ: Нет, конечно, страну нужно показывать, потому что у нас же грандиозные возможности для экотуризма.

МИТРОФАНОВА: Ну да.

ТАБАШНИКОВ: Я имею в виду, сама природа как бы зовет нас к этому. Другое дело, что с инфраструктурой плоховато, плюс лететь далеко.

МИТРОФАНОВА: Вот это да.

ТАБАШНИКОВ: Условно говоря, ты хочешь попасть на вулканы на Камчатке, увидеть Долину гейзеров. Это надо долететь просто даже из Москвы до Петропавловска-Камчатского 10 часов, потом еще пару часов на вертолетике. И, в общем, сами понимаете, что это дешево не будет никогда, но зато эффект, который произойдет в голове и в глазах, он, конечно, будет абсолютно ядерной бомбой.

ВАХИДОВ: Может быть, несколько вопросов от наших слушателей?

СТИЛЛАВИН: Так сразу хотите? Давайте, давайте, пожалуйста.

ВАХИДОВ: А почему нет? Как человеку, который отвечает за телевидение в нашем холдинге, правильно?

МЕДНИКОВ: Но кнопки у меня с собой нет…

ВАХИДОВ: Да-да-да. "Общественно-политические ток-шоу идут слишком поздно, - пишет Влад, 50 лет, из Карелии. - Можно ли с этим что-то сделать?"

МЕДНИКОВ: Можно. Можно передвинуть раньше.

ВАХИДОВ: Значит, хорошо. "Будет ли возможность посмотреть того же "Холмса" в HD? И где?"

МЕДНИКОВ: Да, конечно, на "России HD" обязательно можно будет посмотреть. Более того, и сейчас можно посмотреть, насколько мне известно, на "России HD" в HD.

ВАХИДОВ: К тебе вопрос, Коля. "Хочу работать видеооператором на "Моей планете". Есть ли вакансии? С кем можно пообщаться и куда прислать резюме?"

ТАБАШНИКОВ: Самый простой путь - через Фейсбук. У нас есть такая…

ВАХИДОВ: Официальная страничка?

ТАБАШНИКОВ: Да, страничка "Моей планеты", там за этим следят наши маркетинговые девушки. Вот. Туда обратиться, прислать резюме, в общем, мы открыты, потому что как раз хороший оператор - это большая редкость.

ВАХИДОВ: И вот из Республики Татарстан: "Почему нет детских передач в последнее время на федеральных каналах?" Ну, я так понимаю, у людей, наверное, нет доступа к телеканалу "Карусель".

МЕДНИКОВ: Ну, дело даже не в этом. Во-первых, доступ к телеканалу "Карусель", скорее всего, есть. Во-вторых, это точно вопрос не к нам, потому что у нас как минимум на двух федеральных каналах есть детские программы.

ТАБАШНИКОВ: Да, плюс мы "Уроки географии" сейчас делаем.

МЕДНИКОВ: Были детские мультфильмы на канале "Культура". У нас в прайм-тайм выходит программа, удивительно, "Спокойной ночи, малыши".

ВАХИДОВ: С Дмитрием Маликовым.

МЕДНИКОВ: У нас соответственно на познавательных каналах есть детская линейка.

ТАБАШНИКОВ: Да, у нас есть на познавательных каналах большое количество близких и понятных детям программ.

МЕДНИКОВ: И у нас есть федеральный по своему статусу, целиком и полностью создаваемый совместно с 1-м каналом телеканал "Карусель", который существует в Первом мультиплексе и сейчас уже имеет охват больше 70 процентов, и он к 2015 году будет 100 процентов. Мне кажется, что это хорошо.

ТАБАШНИКОВ: Я бы добавил от себя, что я много раз слышал от разных молодых мамочек о том, что они используют канал "Моя планета" в роли фонового канала домашнего. То есть они не ставят "Никелодеон" или "Дисней", а ставят "Мою планету", и дети, начиная с полутора-двух лет, сидят. Потому что там симпатичная, не раздражающая картинка, плюс иногда пальмы, солнце, море и так далее.

СТИЛЛАВИН: Радостней, чем нарисованные уродцы.

ТАБАШНИКОВ: И всё это вместе абсолютно работает. Мама ходит, слушает это всё, а ребенок сидит смотрит. В этом смысле мы являемся образцом семейного телевидения. И это хорошо.

СТИЛЛАВИН: Да. Николай, и пользуясь случаем, поскольку осталось совсем чуть-чуть до новостей…

ТАБАШНИКОВ: Обидно очень…

СТИЛЛАВИН: Все-таки, пожалуйста, проанонсируйте нам те проекты, те программы, которые в ближайшее время обязательно надо увидеть на "Моей планете".

ВАХИДОВ: Самые интересные.

ТАБАШНИКОВ: Мы сделали специальную линейку для мужчин, которую нужно обязательно посмотреть, но и женщинам это тоже будет интересно, Маргарита.

МИТРОФАНОВА: Что такое? Баскетбол? НБА?

СТИЛЛАВИН: Там показывают женщин?

ТАБАШНИКОВ: Нет-нет-нет, мы сделали программу, это будет пять больших документальных фильмов, о настоящих мужиках - о рыбаках, которые работают в разных частях нашей страны. Вот где-то в районе 10 или 15 декабря у нас будет премьера. То есть мы решили, что мы должны посмотреть, кто же герой нашего времени. У нас сейчас с маскулинностью в стране есть сложности, да.

СТИЛЛАВИН: Мужики-рыбаки…

ТАБАШНИКОВ: Вот. И мы решили, что нужно этих мужиков найти и показать. Нашли и покажем. И это действительно невероятно.

МИТРОФАНОВА: С усами все?

ТАБАШНИКОВ: Через одного.

СТИЛЛАВИН: Так-так-так, это для мужиков…

ТАБАШНИКОВ: Сами понимаете, что там рыбалка - одно из древнейших занятий человека, наряду с какими-то другими занятиями….

МИТРОФАНОВА: Бортничеством…

ТАБАШНИКОВ: Бортничеством, например, охотой. Но только рыбалка носит…

МЕДНИКОВ: Николай, соберись, последний шанс, коротко, через запятую…

ТАБАШНИКОВ: Ну, во-первых, мы отправились в очень далекие и красивые места, в частности на Байкал, или к поморам, или на Дальний Восток, и всё это дело сняли. Наша съемочная группа уходила на две недели на корабле с рыбаками и смотрела, как все это происходило. Смотрите, не пожалеете!

СТИЛЛАВИН: Друзья мои, середина декабря - мужики-рыбаки на канале "Моя планета". Да, друзья мои, сегодня у нас в гостях были Дмитрий Медников и Николай Табашников. Спасибо большое за то, что уделили нам время.

ВАХИДОВ: Спасибо огромное!

ТАБАШНИКОВ: Спасибо вам. Зовите - придем и расскажем еще.

СТИЛЛАВИН: Спасибо.

Сергей Стиллавин и его друзья. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • 50 оттенков стильного
  • 8 марта
  • А вот это попробуйте
  • Агентство Недвижимости
  • Азбука автохимии
  • Битва за Сталинград
  • Большой тест-драйв
  • Брендятина
  • В ролях
  • В центре внимания
  • Внешний фактор
  • Война
  • Врач народов
  • Всероссийская перепись фермеров СВОЁ
  • Всё для победы
  • Голубая лента
  • Госстрой
  • Гости съезжались на дачу
  • Гость из будущего
  • Гражданская война
  • Дамасская сталь
  • Дело княжны Таракановой
  • Династия М
  • Дневник его жены
  • Докопались
  • Достоевский. 200 ФМ
  • Еда как лекарство
  • Женщина. Руководство по эксплуатации
  • Жизнь глазами
  • Жизнь глазами химика
  • За веру за Христа
  • Забытые вожди Страны Советов
  • Зарядка
  • Золото "Чёрного принца"
  • И пусть весь хайп подождёт
  • Именем революции!
  • Имя географическое
  • Иностранный отдел
  • История и болезни
  • История машин
  • История тайных обществ
  • Итоги года
  • Как всё началось
  • Как заработать миллион?
  • Как русская хозяйка в доме мир наводила
  • Как сказки в гости ходили
  • Как стать русским?
  • Кинолюбы
  • Конфетки-бараночки
  • Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация