Маяк. Москва 26.11.2013 - Что изменилось в миграционной политике после событий в Бирюлеве?
Персоны
По данным ФМС, в 2012 году в России находились более миллиона "легальных" гастарбайтеров. Еще четыре с половиной миллиона причислялись к "группе риска", поскольку было не понятно, на каких основаниях они находились на территории РФ. А сколько из них приходится на Москву?
Что изменилось в миграционной политике после событий в Бирюлеве? На вопросы отвечает заместитель начальника отдела миграционного контроля УФМС России по Москве Алексей Сергеевич Синицын. Ведущий - Ирина Козловская.
ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель начальника отдела организации миграционного контроля УФМС России по Москве Алексей Сергеевич Синицын. Понятно, что отправной точкой разговора станут последние события - вспомним Матвеевский рынок, естественно, Бирюлево, которые дали достаточно все-таки мощный толчок к некоторым изменениям в законодательстве. В частности, Госдума одобрила запрет на въезд в Россию тех, кто нарушал миграционное законодательство. Хотя раньше говорили, что такая база есть. Но, тем не менее, все-таки видим, не тот фильтр проходил. Работодатели, они тоже теперь будут штрафоваться до миллиона рублей, во всяком случае, в Москве и в Питере, если нет регистрации у тех, кто у них работает, и так далее. Какие-то меры еще можно перечислить, внести в этот перечень для того, чтобы контроль усилился?
СИНИЦЫН: Во-первых, я хотел бы остановиться на упомянутой вами мере в части неразрешения въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам, которые нарушили миграционное законодательство. Эта мера на сегодняшний день наиболее эффективна и отчасти даже, наверное, эффективнее, чем административное выдворение, потому что на лицо, которое выдворяется за счет средств государства, тратятся существенные деньги из бюджета. Приведу пример, что по городу Москве с начала года в отношении 50 тысяч иностранных граждан приняты такие решения, о неразрешении въезда, и въезд на территорию нашей страны данным лицам закрыт на протяжении трех лет. Если брать в целом по России, данные меры были приняты в отношении 300 тысяч иностранных граждан. Если бы эту категорию выдворяли за счет государства, затраты бюджета превысили бы 8 миллиардов рублей. Законодатель на сегодняшний день определил позиции, по которым въезд иностранного гражданина может быть не разрешен, в первую очередь это, когда иностранный гражданин в течение трех лет совершает два и более административных правонарушений, причем любых, вне зависимости от категории, не только в сфере миграции. А также введена была в этом году новая мера, когда иностранный гражданин существенно превышает сроки своего пребывания на территории Российской Федерации свыше 30 дней, также въезд данным иностранным гражданам не разрешается в течение трех лет с момента выезда иностранного гражданина.
ВЕДУЩИЙ: Алексей Сергеевич, понятно, что мы должны понимать, и все люди должны помнить о том, что есть, естественно, люди, которые приезжают с целью заработать. Рабочие руки нужны всем странам, Москва - не исключение. О квотировании мы чуть позже поговорим. Он едет. Ему, конечно, не обещают золотые какие-то горы, но достаточно часто бывает, что он едет либо к знакомым, либо все-таки по приглашению. Он приезжает. А здесь у него отбирают, например, документы, не платят зарплату. Он вынужденно попадает в категорию, так скажем, нарушителей, не по своей вине. Вот мы перечислили меры, которые касаются вот этих людей. Какие меры к работодателям, которые зарабатывают очень большие деньги? Буквально накануне СМИ обошла информация, что задержана крупная группа нарушителей, которые отмывали деньги и переправляли за границу, и сумма была миллиардная.
СИНИЦЫН: Безусловно, уже вы говорили об изменениях, которые ввели в санкции Административного кодекса в отношении работодателей, нарушающих правила привлечения и использования иностранной рабочей силы. В первую очередь это связано с фактами, когда работодатель привлекает к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу в Российской Федерации. Увеличена как нижняя планка, так и верхняя планка административного штрафа. Это распространяется на Московский регион, а также на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Штрафы увеличены. И составляют на сегодня от 400 до одного миллиона рублей за каждого незаконно привлеченного иностранного гражданина. Это существенная мера. С одной стороны, мы можем говорить про какие-то громадные цифры, которые накладываются в виде административных штрафов в отношении работодателей. Но основная-то мера здесь - взыскиваемость этих административных штрафов. В этой части активное содействие нам оказывает Служба судебных приставов, которая в принудительном порядке осуществляет как раз взыскания наложенных административных санкций. И мы приходим к тому, что небольшие организации, которые не в силах заплатить наложенный административный штраф, они просто ликвидируются.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Но когда идет речь о повышении штрафов, многие говорят: очередная кормушка появилась. Работодатель будет откупаться. И, естественно, такие факты тоже есть. И, пожалуйста, будет дальше работать, процветать и так далее. Вот что делать, например, в отношении тех сотрудников, которые закрывают на это глаза и покрывают. Потому что один аспект такой. А второй даже, если вспомнить Бирюлево, то местные жители жаловались и в полицию, и в вашу службу о том, что наведите порядок, но от них отмахивались.
СИНИЦЫН: На сегодняшний день в структуре Федеральной миграционной службы России введена служба собственной безопасности, которая четко контролирует эти вопросы. И поверьте, что все жалобы, поступающие в службу, без контроля не остаются, именно в части, когда речь идет о сотрудниках, которые закрывают глаза, не принимая должных мер к явным нарушениям, которые имеют место быть. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что идет действительно огромное количество жалоб от жителей Москвы, в первую очередь направленные на указание фактов проживания иностранных граждан как в квартирах, так и в нежилых помещениях. Ну, мы с вами должны понимать, что, наверное, все-таки в большинстве случаев, во-первых, воспринимается проживание иностранного гражданина, если проживает где-то по соседству иностранный гражданин либо лицо похожее, он у обывателей сразу же попадает в рамки нелегального мигранта. Здесь надо констатировать факт, что все-таки большинство иностранных граждан, пребывающих в Москве, они находятся на легальном положении. Они встают на миграционный учет, работодатели оформляют разрешение на работу. Но, судя по тому, как показывают результаты контрольно-надзорных мероприятий, категория граждан, которые находятся на нелегальном положении и осуществляют трудовую деятельность без соответствующих разрешительных документов, еще очень велика.
ВЕДУЩИЙ: До сих пор муссируется вопрос о том, нужно ли вводить визовый режим со странами Центральной Азии. И Собянин об этом заявлял, и Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека. Насколько вот вы видите необходимость, будет ли это, или это все-таки, понятно, что это очень сложно и может вызвать много потом колебаний волн, распространяющихся не только в миграционной сфере. Но вот хотелось бы услышать ваше мнение, и вообще, что в ваших кругах об этом говорят?
СИНИЦЫН: Безусловно. С одной стороны, наверное, это была бы эффективная мера по пресечению потока сюда иностранных граждан. Потому что в большинстве случаев действительно иностранный гражданин едет в никуда. Он знает, что где-то в регионе, в Москве, не будем констатировать, работают земляки, родственники.
ВЕДУЩИЙ: Диаспора есть.
СИНИЦЫН: Диаспора, да. Он покупает билет на поезд, на самолет, приезжает, и только потом уже задумывается, где же он будет работать, найдет он работу или не найдет. С одной стороны, действительно визовый режим по приглашению, когда будет введен, если будет введен порядок, что отталкиваются именно от приглашающей стороны, которая конкретно приглашает для определенных целей. Если это работа, то работа в конкретной организации, на конкретной должности. Ну, законодатели рассмотрят эту инициативу, она действительно есть, она обсуждается. Посмотрим, какие решения будут приняты в этом направлении.
ВЕДУЩИЙ: А у вас есть реальная цифра, может быть, из каких-то других департаментов поступали такие сведения, вот какова реальная потребность Москвы в привлечении иностранной силы? Мы о квотировании говорим. То есть, вот сколько действительно Москве нужно, так сказать, помощников по строительству, по ЖКХ и так далее?
СИНИЦЫН: Ну, как бы с учетом того, что профильные департаменты правительства Москвы определяют эту квоту в размере 250 тысяч, то, наверное, действительно это и есть та объективная цифра, которая нужна Москве.
ВЕДУЩИЙ: 250 тысяч. Вы сказали, что практически каждый мигрант, который приезжает сюда, он регистрируется, он не нелегал, то есть на законных основаниях работает. По вашим данным, сколько сейчас в Москве порядочных иностранных граждан?
СИНИЦЫН: Приведу несколько статистических данных. В настоящее время на миграционном учете в Москве стоит свыше 700 тысяч иностранных граждан, причем здесь мы не учитываем граждан Украины, которые согласно межправительственному соглашению имеют право не вставать на миграционный учет в течение 90 суток, а также граждане Белоруссии и Казахстана, которые в течение 30 дней освобождены от постановки на миграционный учет. То есть в совокупности эта цифра превышает 850 тысяч иностранных граждан. И для сравнения, что всего в этом году было поставлено на миграционный учет свыше 1 миллиона 700 тысяч иностранных граждан. Это я говорю только про город Москву.
ВЕДУЩИЙ: Это статистика, как говорится, которая на бумаге?
СИНИЦЫН: Это статистика миграционной службы.
ВЕДУЩИЙ: А вот наверняка же есть какие-то цифры, которые разнятся с официальной статистикой, и вот говорят, что в Москве, будьте добры, продолжите фразу, на самом деле нелегалов сколько?
СИНИЦЫН: Эту категорию на самом деле очень сложно подсчитать, сколько здесь на самом деле. Но приведу опять-таки статистические данные, что свыше 150 тысяч административных правонарушений в сфере миграции было выявлено в этом году. Мы не можем говорить, что каждый иностранный гражданин, который нелегально находится на территории столицы, нашего субъекта, привлечен к административной ответственности, но мы, отдавая себе отчет, должны прекрасно понимать, что цифра 850 тысяч находящихся легально на территории города Москвы, она ниже, нежели чем фактически находится иностранных граждан.
ВЕДУЩИЙ: Когда Ромодановского спрашивали после этих событий, он, естественно, давал пространные интервью, и его спросили о полномочиях ФМС. И он сказал, что полномочий достаточно, но, естественно, были некие претензии и законодательству, и к каким-то денежным ресурсам. Но, тем не менее, на ваш взгляд, в Москве чего не хватает для того, чтобы миграционная политика была другой: более взвешенной, более правильной, разумной?
СИНИЦЫН: В первую очередь, наверное, это внесение все-таки ряда изменений в действующее законодательство.
ВЕДУЩИЙ: Касающиеся чего?
СИНИЦЫН: Различных направлений. Вот остановлюсь, допустим, на патентах. Есть такое понимание, как разрешительный документ на право осуществления трудовой деятельности у физических лиц иностранными гражданами. Каких-то сложностей получения данного документа у иностранных граждан не создается, потому что данные документы оформляются в любом территориальном подразделении миграционной службы города Москвы. Изначально законодатель предусматривал, что наличие данного разрешительного документа будет позволять беспрепятственно иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность у физического лица. На практике получается, что многие иностранные граждане получают патент с целью легализации своего положения на территории города Москвы. То есть фактически он не осуществляет трудовую деятельность у физического лица, как это предусмотрено законодательством, а, получив данный документ, имеет право продлить сроки своего законного пребывания до одного года. Не работает он у физического лица. Он так же работает нелегально у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в различных сферах. Причем патент, мы понимаем, он не распространяет свое действие, не дает право осуществлять трудовую деятельность у юридического лица, но наличие патента дает право иностранному гражданину легально находиться до одного года, не выезжая за пределы Российской Федерации. Вот один из моментов. Вот это сейчас рассматривается, чтобы в рамках получения патента также ввести квотирование и обязательное уведомление физическим лицом, если я привлекаю к трудовой деятельности иностранного гражданина на основании патента, чтобы я также уведомлял Федеральную миграционную службу, в какой сфере, на какой срок привлекается к трудовой деятельности иностранный гражданин. Что касается уже введенных полномочий, коль мы стали говорить о полномочиях, то существенно было изменено административное законодательство в отношении нарушителей миграционного режима и нарушителей правил осуществления трудовой деятельности со стороны иностранных граждан. С августа месяца была введена безальтернативная санкция в отношении данных нарушителей. На территории Московского региона, Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует единственная санкция. Это административное выдворение за пределы Российской Федерации и наложение административного штрафа. То есть теперь как бы нет выбора ни у сотрудников миграционной службы, ни у сотрудников полиции, что же делать с иностранным гражданином. Вынести в отношении него решение о наложении штрафа и непонятно, иностранный гражданин будет его оплачивать, не будет, либо выдворить за пределы Российской Федерации. Так вот, на сегодняшний день в отношении всех нарушителей действует единая норма - это административное выдворение с последующим закрытием въезда на территорию Российской Федерации сроком на пять лет. Действительно, существенная норма, которая на сегодняшний день набирает обороты.
ВЕДУЩИЙ: С февраля этого года в Москве стал работать миграционный патруль. Вообще от него есть какая-то реальная польза, либо это все-таки опять такое название, которое привлекает?
СИНИЦЫН: Безусловно, опять возвращаясь немного к предыдущему вопросу по полномочиям и чего не хватает, если брать миграционную службу, то, конечно же, не хватает личного состава. Поэтому и вынуждены мы были выходить с инициативой, чтобы как можно максимально привлекать к нашей работе общественные организации. Миграционный патруль, да, с февраля месяца в рамках народной дружины города Москвы была сформирована специализированная народная дружина, которая оказывает содействие и реальную помощь сотрудникам миграционной службы, в первую очередь при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Во вторую очередь это действительно осуществляются превентивные меры, осуществляются совместно с сотрудниками миграционной службы. Патрулирование в местах массового пребывания граждан. В первую очередь это транспортно-пересадочные узлы города Москвы крупные. Также территории, прилегающие к станциям метро. Но мы понимаем опять-таки, что охватить весь мегаполис на сегодняшний день невозможно, но действительно, те результаты, которые есть на сегодняшний день по совместной работе с миграционным патрулем, они дают положительные результаты. Более полутора тысяч иностранных граждан в рамках этой работы также были привлечены к административной ответственности. Кроме того, остановлюсь именно на проведении контрольно-надзорных мероприятий. Для качественного оформления, документирования правонарушения в первую очередь в отношении работодателя, который незаконно привлекал трудовых мигрантов, необходимы как свидетельские данные, участие понятых.
ВЕДУЩИЙ: Ну, это стандартная процедура.
СИНИЦЫН: В этой части и привлекаются также сотрудники народной дружины города Москвы. Помощь их ощутима существенно.
ВЕДУЩИЙ: Да. Вот как раз по поводу помощи, хотела опять вернуться к тем звонкам, письмам, обращениям жителей в вашу службу. Потому что можно некоторую часть отсечь, потому что бывает, на ровном месте они видят и дым, и огонь, а некоторые действительно абсолютно справедливы в своих замечаниях. Вот почему об этом тоже говорю? На протяжении многих лет мы и рассказываем о вашей службе, и приглашаем ваших представителей к себе, и, естественно, корреспонденты участвуют в рейдах. Ну, понятно, что есть рейды показательные, знают, что будет рейд, проверят такие-то, такие-то, и вот там точно нелегалы есть. А наш корреспондент еще и возвращается туда, спустя несколько дней, и оказывается, что опять-таки там, где проводились рейды, в тех же квартирах, в тех же нежилых помещениях, на заброшенных каких-то полуподвальных заводях, опять эти товарищи возвращаются и опять живут. То есть, как замкнутый круг либо получается в некоторой степени профанация, то есть работа вроде идет, отчитались, а на самом деле как холостой выстрел получился.
СИНИЦЫН: Как раз, дабы не допускать подобных ситуаций, приведенных вами, и было направлено изменения миграционного законодательства в части безальтернативного административного выдворения. Мы прекрасно понимаем, что свято место пусто не бывает, рабочее место, оно пустовать не будет, придет, если иностранный гражданин на сегодняшний день выдворен за пределы Российской Федерации, в принудительном порядке помещен в Центр содержания иностранных граждан, завтра же на его место придет другой иностранный гражданин. Поэтому эффективная мера, как я уже говорил, принятие решения о закрытии въезда. На наш взгляд, эта мера направлена на будущее, в первую очередь. То есть, если мы на сегодняшний день говорим, что только в этом году 300 тысяч иностранных граждан, в отношении которых было принято решение о закрытии въезда, если эта цифра будет пополняться в таком же количестве, то просто те правонарушители, которые были вчера здесь, они в дальнейшем не смогут въехать даже на территорию Российской Федерации. Поэтому будем надеяться на принятие именно вот этих санкций, которые не позволят нарушителям просто даже заехать на территорию Россию
ВЕДУЩИЙ: После всех этих инцидентов, которые мы с вами перечислили, все время появляются сообщения, что массово проверяются торговые центры, массово проверяются еще какие-то объекты. Вот этот план, он уже как-то конечен, он уже имеет точку, либо эти проверки будут ежемесячно, еженедельно и так в течение, я не знаю, года, двух и так далее? То есть вот эта массированная некоторая атака на все эти предприятия, где можно найти нелегалов, она не носит характер кратковременной кампании?
СИНИЦЫН: Безусловно, не носит. Контрольно-надзорные мероприятия носят плановый режим. Они проводятся в ежедневном порядке теми силами миграционного контроля, которые есть на сегодняшний день в городе Москве. Вы правильно заметили, что при каких-то моментах, которые возникали как в Бирюлево, просто личный состав переводился на усиленную работу. И эти проверки проводились в более усиленном режиме. А так все мероприятия, которые проводятся, они как проводились, так и будут проводиться в дальнейшем в плановом режиме.
ВЕДУЩИЙ: Когда мы говорили о Бирюлеве, никто не говорил, что он лидировал среди тех районов, где наибольшее число мигрантов, назывались другие точки. После этого, вот конкретно в этих местах, где вы знаете, что там вот засилье - не засилье этих людей, там был введен какой-то режим усиленного патрулирования или какого-то усиленного досмотра?
СИНИЦЫН: Безусловно. Как мы видим на сегодняшний день, сотрудники полиции очень активно работают как совместно с нами, так и своими силами. В первую очередь по местам нелегального пребывания иностранных граждан. Здесь есть еще одна новелла, скажем так, которой хотелось бы поделиться. Есть норма административного законодательства, как административное приостановление деятельности организации. В первую очередь негативные моменты какие-то создают - это общежития, которые носят статус в принципе нелегальных.
ВЕДУЩИЙ: То есть они принадлежали какому-то предприятию, например?
СИНИЦЫН: Есть собственник либо арендатор какого-то крупного помещения, где арендаторы завозят кровати, ставят, организуют проживание иностранных граждан от конкретного, допустим, работодателя. И есть уже ряд примеров, когда судебными органами выносилось решение о приостановлении деятельности данных организаций. То же самое у нас было с базой в Бирюлево, когда просто вынесено решение о приостановлении деятельности до 90 суток данного объекта. Почему я на этом акцентирую внимание? Что у Федеральной миграционной службы как и у сотрудников полиции нет полномочий на приостановление деятельности, возвращаясь к обратному. Если есть это общежитие, сегодня сотрудники полиции либо сотрудники миграционной службы провели рейд, выявили значительное количество нелегалов, иностранных граждан, судебными органами было принято решение об их административном выдворении, завтра же там появятся новые. И вот одним из методов борьбы, в первую очередь именно с юридическими лицами, которые организуют данное общежитие, это и есть административное приостановление деятельности данных организаций.
ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, Алексей Сергеевич, спасибо, что вы пришли к нам на интервью.