Андрей Кончаловский
Смотрим
В подкастах
В видео
В aудио
Биография
Андрей Кончаловский – представитель творческой династии Михалковых–Кончаловских. Его мать Наталья Петровна Кончаловская – известная поэтесса и переводчица, дочь художника Петра Кончаловского и внучка знаменитого живописца Василия Сурикова. Отец – писатель Сергей Владимирович Михалков. Понятие рода и преемственности поколений всегда занимало особое место в этой семье. Сам Кончаловский дает очень точное определение: "Есть клан Михалковых-Кончаловских. Но клан не в том смысле, что мы все вместе действуем против остального мира. Просто если кому-то плохо, - мы будем искать поддержки в семье, а не пойдем на сторону".
Детство будущего режиссера прошло в семейном "поместье" Михалковых на Николиной горе. "Я не был избалованным ребенком, какими нередко бывают дети элитарных родителей. Конечно, были и пайки, и разные блага, по чину отцу положенные", - вспоминает Андрей. В 7 лет родители отдали мальчика в Центральную музыкальную школу. Любовь к музыке Андрею привила мама - она мечтала, чтобы в ее семье были музыканты, а в доме все время играли на фортепьяно и разучивали гаммы. У нее еще были свежи воспоминания о том времени, когда она, будучи молоденькой гимназисткой, сидела с подружками на лестнице перед квартирой Рахманинова и слушала, как он разучивал произведения.
Музыкой заставляли заниматься каждый день, и постепенно Андрей начал втягиваться. Большое влияние оказывало и окружение: в гости приходили Прокофьев, Рихтер, и многие другие. В 1957 году Кончаловский поступил в Московскую консерваторию, учился по классу фортепьяно. Но вскоре понял, что музыка – не совсем то, чем бы ему хотелось заниматься. "В консерватории меня тяготило желание быть не хуже других, - но я понимал, что это не так. Мы учились у замечательного педагога и гениального музыканта Льва Оборина, там был Володя Ашкенази, Митя Сахаров, Воскресенский, Наум Штаркман. Такое собрание, что было легко быть хуже них. Но это меня очень угнетало подсознательно. Вернее, так: находясь в зале кино, я испытывал гораздо больше энергии, - мне казалось, что я могу лучше", - вспоминает Андрей.
Первые работы
Кончаловский оставил Консерваторию и в 1959 году поступил во ВГИК, в мастерскую М.И. Ромма. Там он знакомится с Андреем Тарковским, который в тот момент оканчивал институт. "Я с ним познакомился во ВГИКе в монтажной. Кстати, в монтажку мы тогда заходили с бритвочкой, ацетоном и склеивали кадрики. Когда появился скотч, это был прорыв. И вот как-то иду по коридору, слышу — играет музыка Глена Миллера, а я тогда им очень увлекался. Дверь была приоткрыта, я заглянул — там сидит какой-то с "пальмой" на голове, у него были такие длинные волосы, - и что-то монтирует", - вспоминает режиссер.
Кончаловский помогает Тарковскому в написании сценария для его дипломной работы "Каток и скрипка" (1960) – ленты, во многом созданной под влиянием французской картины "Красный шар" (1956) режиссера Альбера Ламориса. Мотивы этого фильма прослеживаются и в работе самого Кончаловского – короткометражке "Мальчик и голубь" (1961). По словам оператора Вадима Юсова, который работал с Тарковским, - уже в этом фильме можно было разглядеть талант режиссера Кончаловского. Картина очень точно вписалась в оттепельную тенденцию и завоевала в конкурсе детских фильмов на Венецианском кинофестивале "Бронзового льва Святого Марка".
"Иваново детство"
В 1962 году Андрей Тарковский снял "Иваново детство" - картину, после которой о нем заговорили уже как о большом режиссере. Кончаловский посоветовал взять на главную роль Колю Бурляева – юношу, исполнившего главную роль в его дебютной ленте "Мальчик и голубь". Тарковский привлек Кончаловского к написанию сценария, и всего через две с половиной недели работа была завершена. В фильме Кончаловский выступил и как актер, исполнив эпизодическую роль солдата.
Фильм "Иваново детство" имел феноменальный успех. Картину высоко оценили крупные деятели культуры: Бергман, Кеслевский, Сартр, и многие другие. А на Венецианском кинофестивале лента была удостоена высшей награды – "Золотого льва".
"Андрей Рублев"
Следующей работой Тарковского стала историческая драма "Андрей Рублев" (1966), в которой Кончаловский снова выступил соавтором сценария. Работа требовала тщательной подготовки, – на одно только изучение материала ушло полгода. Чтобы понять, какой была жизнь в то время, приходилось читать книги по истории, быту, ремеслам Древней Руси. О своей работе Андрей Кончаловский вспоминает: "Сценарий "Андрея Рублева", возможно, был талантливым, буйным, исполненным полета воображения, - но он был непрофессиональным. Он не влезал ни в какие параметры драматургической формы. В нем было двести пятьдесят страниц, которые при нормальной, принятой для съемок записи, превратились бы в добрых четыреста. Когда Андрей начал снимать, метраж пополз, как тесто из квашни. Нужно было сокращать, и мы стали рубить сценарий нещадно: из него целиком вылетела сцена чумы и многое другое".
В СССР картина некоторое время была запрещена, но это не помешало показать ее вне конкурсной программы на Каннском фестивале 1969 года. Там фильм имел огромный успех и был отмечен призом ФИПРЕССИ МКФ.
Режиссер
В начале 60-х годов Андрей Кончаловский в соавторстве с Геннадием Шпаликовым пишет сценарий для своего дебютного полнометражного фильма под названием "Счастье". Замысел режиссера был крайне интересным: "Музыка всегда вызывала у меня активное желание делать кино. Мне хотелось приложить к ней зримые образы, найти в кадрах адекватность звуковому ряду. "Счастье" хотелось начать сразу с эмоциональной кульминации, как в Первом концерте Чайковского. И весь сценарий должен был состоять из моментов счастливого, эмоционального, экзальтированного состояния. Получился он достаточно интересным, хотя прочной драматургической связи не имел, распадался на отдельные эпизоды, отдельные новеллы. Сквозной в сценарии была только его чувственная линия".
В итоге фильм не состоялся. Кончаловскому поступило новое интересное предложение – Борис Добродеев принес сценарий по роману "Первый учитель" Чингиза Айтматова: "Драматургия была не лучшего качества, но я взял повесть, прочитал её. И тут уже мне что-то начало мститься. В то время я очень увлекался Куросавой, мне замерещилась самурайская драма, азиатские лица, снежные горы, страсть, ненависть, борьба. Сценарий я переписал сам, потом позвал Фридриха Горенштейна, заплатил ему, и он привнес в будущий фильм раскаленный воздух ярости. После чего уже стало ясно, что браться за картину стоит…".
Фильм "Первый учитель" вышел в 1965 году и стал первой полнометражной картиной молодого режиссера. На Венецианском кинофестивале 1966 года картина была удостоена Серебряной медали Оселла, а исполнительница главной роли Наталья Аринбасарова получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.
В 1967 году Кончаловский снял фильм "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж". Картина снималась в настоящей деревне с непрофессиональными актерами. В фильме режиссер показал неприкрытую советскую действительность - реалии, о которых в искусстве соцреализма было принято умалчивать. Тогдашний председатель КГБ Семичастный заявил: "Асю Клячину" мог сделать только агент ЦРУ". Картина легла на полку, и ее премьера состоялась только через 20 лет.
Андрей Кончаловский работает много и плодотворно. Он снимает фильмы "Дворянское гнездо", "Дядя Ваня", "Романс о влюбленных", "Сибириада". У него играют как начинающие актеры, так и мэтры советского кинематографа: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, и многие другие. Кончаловский - режиссер с именем, его фильмы показывают на крупных международных кинофестивалях и награждают всевозможными премиями. Но он решает покинуть СССР.
Работа в США
В 1980 году режиссер уезжает на Запад, работает в Голливуде. Делает рекламные ролики, снимает короткометражку "Сломанное вишневое деревце". Возможность поставить полнометражную картину появляется тогда, когда Кончаловский знакомится с израильскими продюсерами Менахемом Голаном и Йорамом Глобусом. Режиссер снимает фильмы "Возлюбленные Марии", "Поезд-беглец", "Дуэт для солиста", "Стыдливые люди", "Гомер и Эдди". Последней картиной этого периода становится "Танго и Кэш" - блокбастер с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях. Однако, сомневаясь в успехе картины, продюсеры отстранили от работы Кончаловского, и ее доснимал уже другой режиссер. Позже Андрей признавался, что это было даже лучше: "Мне кажется, я был недостаточно гибким, чтобы делать коммерческое кино. Если бы я стал успешным, то я бы не снял картин, которые мне дороги".
В начале 90-х режиссер вернулся в Россию. Важная работа этого периода - картина "Курочка Ряба", рассказывающая о судьбе Аси Клячиной в посткоммунистической России. В 1997 Кончаловский возвращается в США и снимает мини-сериал "Одиссея". Картина была отмечена премией "Эмми" за лучшую режиссуру и получила номинацию на "Золотой глобус".
Позднее творчество
В 2000-х Кончаловский много и плодотворно работает. У него выходят картины "Дом дураков", "Лев зимой", "Глянец", "Щелкунчик и Крысиный король". В этих лентах играет жена и муза режиссера – актриса Юлия Высоцкая.
Одна из ярких работ последнего времени – фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014). Съемки проходили в деревне Архангельской губернии. Роли, как и в "Асе Клячиной", исполняли непрофессиональные актеры. "Почтальон Алексей Тряпицын - реальная фигура, он живет в реальном месте, развозит местным жителям хлеб, письма, налоги, лампочки, деньги, пенсии, - вообще, этот почтальон для них жизнь. Это фильм - мои ощущения относительно жизни среди очень простых русских людей. Я снимал кино про них, снимал вместе с ними, они мне помогали писать сценарий", - рассказывает режиссер.
Картина "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" была отмечена множеством наград и премий, среди которых "Серебряный лев" на Венецианском кинофестивале и "Золотой орел" за лучший сценарий.
Новый проект режиссера – картина "Рай", рассказывающая о судьбах трех молодых людей в годы Второй мировой войны. За этот фильм Андрей Кончаловский был удостоен "Серебряного льва" за режиссуру на Венецианском кинофестивале в 2016 году.
Телепроекты
Особое место в творчестве режиссера занимают телепроекты. В 2005 году Кончаловский работал над циклом "Культура – это судьба". Цель проекта - рассмотреть основные темы и понятия в жизни человека: труд, толерантность, деньги, цивилизация, и другие. В каждой серии автор высказывает свою точку зрения на определенный аспект жизни и предлагает обсудить тему с деятелями культуры и учеными.
Телецикл "Гении", посвященный жизни и творчеству великих русских композиторов, - еще один проект Кончаловского. Каждый эпизод посвящен одному герою: Прокофьеву, Рахманинову, Стравинскому, Скрябину, Шостаковичу, Софроницкому. Задача проекта – провести параллели между жизнью художника и его творчеством.
Андрей Кончаловский – автор проекта "Бремя власти", рассказывающего о политиках и о той роли, которую они сыграли в судьбе своей страны. Цикл начался с фильма о Юрии Андропове. Следующая часть вышла через год и была посвящена Гейдару Алиеву. Режиссер рассказывал: "В истории множество примеров, когда, обретя абсолютную власть, правители использовали её во зло. Но мудрый политик способен использовать её во благо…14 лет провел Алиев на посту первого секретаря коммунистической партии Азербайджана, начав с борьбы с коррупцией, с выхода республики из экономического тупика. Он был национальным героем. Его выгнали, но после этого он еще раз стал главой страны. Никому из политиков в Советском Союзе не удавалось быть выгнанным, потом вернуться, стать главой и честью нации".
Заключительная часть проекта вышла в 2012 году. Она посвящена личности Леонида Кучмы и вопросу положения Украины в современном мире. В фильме режиссер предпринимает попытку исследовать механизмы взаимоотношения Востока и Запада и рассмотреть явление противостояния могущественных держав на примере отдельно взятого государства – Украины.
Театр
Андрей Кончаловский – признанный во всем мире театральный режиссер. На его счету немало драматических и оперных постановок. В знаменитом "Ла Скала" он поставил оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", в Мариинском театре – "Войну и мир", а в пармском "Театро Реджио" - оперу Верди "Бал-маскарад". "Критики иногда пишут, что в моих постановках видно, что ставил кинорежиссер. Мне смешно это читать. Я – театральный режиссер, когда ставлю в театре. Я - оперный режиссер, когда ставлю оперу. И я – кинорежиссер, когда ставлю фильм. Но смешивать одно с другим, никогда себе не позволяю", - рассуждает режиссер.
Сравнивая театр и кинематограф, Кончаловский признается: "Театр гораздо для меня интереснее, чем кино. Потому что в театре вы имеете возможность работать с гениями: Шекспиром, Ибсеном, Стриндбергом, Чеховым, Ионеско. Великие не устаревают, потому что через них всегда есть возможность раскрыть чувства".
Важным для себя писателем режиссер считает А.П. Чехова. Его первое обращение к автору на сцене произошло в 1987 году, когда Кончаловский поставил "Чайку" в парижском театре "Одеон" с Жюльетт Бинош в роли Нины Заречной. А в России уже на сцене театра Моссовета режиссер поставил все главные пьесы драматурга: "Чайку" (2004), "Дядя Ваня" (2009), "Три сестры" (2012), "Вишневый сад" (2016). Анализируя творчество великих писателей, режиссер приходит к выводу: "Чехов, пожалуй, самый крупный русский драматург. Он вечен, потому что у него нет ответов, а только вопросы. А в великой драматургии всегда есть тайна. Собственно, эту тайну и пытаются разгадать до сих пор, но сделать этого нельзя, как нельзя ответить на вопрос, что такое жизнь".
В марте 2016 года состоялась премьера рок - оперы "Преступление и наказание" в постановке Андрея Кончаловского. Эта постановка – итог долгой и кропотливой работы создателей спектакля, длившейся около 35 лет.
Продюссер
В 2003 году режиссер основал "Продюсерский центр Андрея Кончаловского". Основная деятельность компании – реализация и поддержка социальных и развлекательных проектов. Помимо фильмов и театральных постановок центр занимается гастрономическими проектами, в числе которых программа "Едим дома", кулинарная студия Юлии Высоцкой, и рестораны "Food embassy", "Юлина кухня", "La Stanza".
Книги
Андрей Кончаловский – публицист и автор множества статей и книг. Наиболее известные из них: "Парабола замысла" (1977), "Белая сирень" (2001, в соавторстве с Ю.Нагибиным), "Низкие истины" (1998), "Возвышающий обман" (1999), "Низкие истины: 7 лет спустя" (2006), сборник "На трибуне реакционера" (2007), "9 глав о кино и т.д." (2013) .
Личная жизнь
Андрей Кончаловский был женат 5 раз. Первая жена режиссера – балерина Ирина Кандат. Отношения продлились около трех лет.
Вторая жена – актриса Наталья Аринбасарова. Их роман начался во время съемок фильма "Первый учитель", в котором Аринбасарова играла главную роль. В 1966 году у пары родился сын Егор. Через четыре года они расстались.
Третья жена Кончаловского – француженка Вивиан Годэ, они поженились в 1969 году. В браке родилась дочь Александра.
В конце 70-х у Андрея был непродолжительный роман с актрисой Ириной Бразговкой. У них родилась дочь Дарья (1980).
Следующей женой мэтра стала диктор телевидения Ирина Мартынова. В браке родились дочери Наталья (1991) и Елена (1993). Брак продлился семь лет.
Пятой женой режиссера стала актриса Юлия Высоцкая. У пары двое детей – Мария (1999) и Петр (2003). Как признается Андрей, встреча с Юлей во многом изменила его отношение к таким вещам, как брак и семья. "Если бы мне было сейчас столько лет, сколько Юле, вряд ли бы мы прожили вместе 14 лет! Я бы давно сбежал куда-нибудь. Или бы она меня бросила, потому что я бы вел себя по-другому! И я считаю, мне дико повезло, что я встретил женщину моей жизни, когда уже понимал, что она значит...", - признается Кончаловский.
Интересные факты
- Живя в Америке, Кончаловский почти три года зарабатывал тем, что продавал в Голливуде икру
- Изначально предполагалось, что фильм "Белое солнце пустыни" будет снимать Андрей Кончаловский
- Кончаловский имеет двойное гражданство – российское и французское
- Любимый фильм Андрея у Никиты Михалкова – "Пять вечеров"
- На режиссера повлияли Бергман, Куросава, Феллини, и Бунюэль
- По мнению Кончаловского, величайшая книга о Второй Мировой Войне – роман Джонатана Лителла "Благоволительницы"
В жизни
Андрей Кончаловский – сторонник здорового образа жизни. Режиссер всегда много двигался, совершал ежедневную утреннюю пробежку, ездил на велосипеде. В одном своем интервью он признался: "Любому человеку важно как можно дольше сохранять энергию. Я начал серьезно заниматься своим здоровьем в 30 лет. Каждый год устраивал себе разгрузочные дни — по 16 дней голодал. Сейчас утро начинаю с того, что выпиваю три стакана свежего сока: из свеклы, из моркови и из апельсинов — меня этому научил певец Брайан Адамс. А после соков — еще литр воды. Организм получает колоссальный удар энергии — как душ, только внутренний".
Режиссер признается, что он все время учится чему-то новому. Кончаловский продолжает совершенствовать свои знания итальянского и английского языков, играет в теннис, а в возрасте 64 лет впервые встал на горные лыжи.
Интервью
Об актерах
"В принципе, большой актер не обязан быть умным – это доля режиссера. Но на одной интуиции вы свой характер не построите. Надо ответить на массу вопросов: а каков ваш герой в постели, его знак зодиака, родители, любимая еда – все это приближает к пониманию человека, которого вы играете. Его важно до конца придумать. Актер похож на охотничью собаку, которая чувствует и приносит дичь, а охотник – режиссер. В этом мучительном поиске режиссер должен давать актерам возможность ошибаться, идти не туда".
Об искусстве
"Миров много. Как только ты делаешь отбор – это уже искусство".
О культуре
"Культура - это не знание произведений искусства. Культура - это знание своих обязанностей. А обязанности должно индоктринировать государство".
О власти
"Все-таки есть правда в том, что мужчина, облеченный властью, сексуально привлекателен. Власть — ключ к успеху у женщин".
О ревности
"Художники, которые растут вместе и чувствуют масштаб друг друга, относятся друг к другу очень настороженно. В этом нередко какая-то почти детская ревность. Есть чувство легкого удовлетворения, когда у твоего соперника картина не получается! Мы делаем серьезное лицо, показно переживаем. Ликования при этом и в самом деле нет, но все-таки слегка приятно. Что это? Почему? Правда же, в этом что-то детское".
О брате
"Мы оба мыслящие люди, но я человек философского склада, а Никита Сергеевич — артист. Я люблю сомневаться, а он любит верить. Он очень религиозный человек. Для меня же вера должна быть проверена алгеброй".
По материалам телепрограмм "Белая студия" и "Монолог в 4-х частях. Андрей Кончаловский", сайтов konchalovsky.ru, snob.ru, proficinema.ru, 7days.ru, rosbalt.ru, esquire.ru, medved-magazine.ru, vladnews.ru, re-movie.ru, fakty.ua, 1001material.ru, zbulvar.ru, mk.ru, gazeta.ru
Звания и награды
- "Бронзовый лев Святого Марка" в конкурсе детских фильмов на Венецианском кинофестивале за фильм "Мальчик и голубь" (1962)
- "Серебряная раковина" на фестивале в Сан-Себастьяне за фильм "Дядя Ваня" (1971)
- Лауреат Государственной премии Казахской ССР за сценарий фильма "Конец атамана" (1972)
- Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах за фильм "Романс о влюбленных" (1974)
- Специальный приз Жюри Каннского кинофестиваля за фильм "Сибириада" (1979)
- Народный артист РСФСР (1980)
- Премия "Эмми" за лучшую режиссуру за сериал "Одиссея" (1997)
- Приз "За вклад в кинематограф" на Московском международном кинофестивале (1997)
- Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997)
- Гран-при Жюри на Венецианском кинофестивале за фильм "Дом дураков" (2002)
- Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002)
- Офицер ордена Искусств и литературы Франции (2005)
- "Золотая звезда" "За вклад в развитие мирового кинематографа" на Международном кинофестивале в Марракеше (2008)
- Орден Почетного легиона Франции (2010)
- Приз "Золотая камера" за значительный вклад в киноискусство на МКФ "Art film fest" в Словакии (2012)
- Лауреат второй международной премии имени Чингиза Айтматова "за мастерскую экранизацию повести "Первый учитель" (2012)
- Приз за выдающийся вклад в развитие авторского кино на Всероссийском фестивале авторских короткометражных картин "Арткино" (2013)
- "Серебряный лев" за лучшую режиссерскую работу на Венецианском кинофестивале за фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014)
- Премия "Золотой орел" в номинации "Лучший сценарий" за фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2015)
- "Серебряный лев" за лучшую режиссерскую работу на Венецианском кинофестивале за фильм "Рай" (2016)
- Премия "Золотой орел" в номинации "Лучшая режиссерская работа" за фильм "Рай" (2016)
Фильмография: Режиссер
- Рай (2016)
- Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (2014)
- Битва за Украину (2012), документальный
- Щелкунчик и Крысиный король (2010)
- У каждого свое кино (2007)
- Глянец (2007)
- Лев зимой (2003)
- Дом дураков (2002)
- Одиссея (1997)
- Люмьер и компания (1995)
- Курочка Ряба (1994)
- Ближний круг (1991)
- Танго и Кэш (1989)
- Гомер и Эдди (1989)
- Стыдливые люди (1987)
- Дуэт для солистки (1986)
- Поезд-беглец (1985)
- Возлюбленные Марии (1984)
- Сломанное вишневое дерево (1982)
- Сибириада (1979)
- Романс о влюбленных (1974)
- Дядя Ваня (1970)
- Дворянское гнездо (1969)
- История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1966)
- Первый учитель (1965)
- Мальчик и голубь (1961)
Фильмография: Сценарист
- Рай (2016)
- Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (2014)
- Битва за Украину (2012), документальный
- Щелкунчик (2009)
- Демоны Санкт-Петербурга (2008)
- Глянец (2007)
- Мороз по коже (2007)
- У каждого свое кино (2007)
- Дом дураков (2002)
- Одиссея (1997)
- Курочка Ряба (1994)
- Ближний круг (1991)
- Застенчивые люди (1987)
- Дуэт для солистки (1986)
- Любовники Марии (1984)
- Сломанное вишневое деревце (1982)
- Сибириада (1979)
- Кровь и пот (1978)
- Транссибирский экспресс (1977)
- Раба любви (1976)
- Лютый (1974)
- Седьмая пуля (1972)
- Ждем тебя, парень (1972)
- Нечаянные радости (1972)
- Конец атамана (1970)
- Дядя Ваня (1970)
- Андрей Рублев (1969)
- Песнь о Маншук (1969)
- Дворянское гнездо (1969)
- Ташкент - город хлебный (1968)
- Первый учитель (1965)
- Иваново детство (1962)
- Каток и Скрипка (1961)
Фильмография: Продюсер
- Рай (2016)
- Яхонты. Убийство (2014)
- Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (2014)
- Королевская палитра (2013)
- Битва за Украину (2012), документальный
- Щелкунчик и Крысиный король (2010)
- Последнее воскресенье (2009)
- Последняя станция (2008)
- Глянец (2007)
- Мороз по коже (2007)
- Дом дураков (2002)
- Курочка Ряба (1994)
Фильмография: Актер
- Глянец (2007)
- Мне двадцать лет (1964)
- Суд сумасшедших (1961)
- Иваново детство (1962)