Мария Миронова
Смотрим
В подкастах
В видео
В aудио
Биография
Мария Миронова родилась в творческой семье. Ее отец – знаменитый актер Андрей Миронов, мать – актриса Екатерина Градова. Искусство окружало Марию с детства. Родители отца – известные эстрадные артисты Александр Менакер и Мария Миронова. Бабушка со стороны мамы Раиса Ивановна Градова играла в Театре им. Гоголя. С ней будущая актриса впервые вышла на сцену в спектакле "Декамерон". Мария вспоминает, что бабушка всегда хвалила ее, – и именно это заложило в Марию веру в себя.
Изначально девочка и не думала становиться актрисой. В детстве Маша очень любила танцевать, но родители так и не отдали ее в балетную школу. Она занималась в танцевальных кружках, выступала в клубах. В восемь лет состоялся дебют будущей актрисы в кино – Мария исполнила роль Бэкки Тэтчер в фильме Станислава Говорухина "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна".
Решение стать актрисой далось непросто. После школы Мария поступила в Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина на курс Юрия Любимова. Но этот поступок, как признается актриса, был неосознанным. Проучившись немного, девушка уходит в декрет. Мария вспоминает: "Став мамой, я резко повзрослела. И именно тогда пришло осознание, чего хочу в профессии. Так что доучивалась я уже во ВГИКе".
После окончания института Мария Миронова получает приглашение из нескольких театров, и в итоге выбирает "Ленком". В одном из своих ранних интервью актриса рассказывала: "В детстве я очень любила этот театр, и когда пришла туда, то была рада выходить на сцену в любой роли. Однако Марк Анатольевич Захаров счел, что я могу не просто числиться в труппе, а играть заметные роли. Мои партнеры на театральной сцене - Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Инна Чурикова... Театр - живое искусство, он забирает без остатка. Если в кино можно "спрятаться" за режиссером, сценарием, гримом, то на сцене не скроешься. Все видят, что ты из себя представляешь на самом деле".
Театр
В "Ленкоме" Мария Миронова служит с 1996 года. Актриса начала с массовки в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро", а через некоторое время ее ввели на роль Фаншетты. В этом же сезоне Мария репетирует Бланш в постановке Марка Захарова "Варвар и еретик". Актриса вспоминает: "Для меня это было огромным счастьем. Это была моя первая премьера. Она была мне интересна, потому что это классика, это Достоевский, а у него даже самый крошечный образ не плоский, - он имеет глубину. Бланш, на мой взгляд, - яркая, характерная роль, не стереотипная".
Актриса удачно дебютирует на большой сцене. С ее участием выходят громкие премьеры – спектакли "Две женщины" и "Город миллионеров". А в 2003 году Марк Захаров ставит "Плач палача" - "фантазию в двух частях" по произведениям Ж. Ануя и Ф. Дюрренматта. Мария Миронова блистательно исполнила роль Эвридики – возлюбленной Орфея. Образ героини мифа получился глубоким и фактурным. В рецензии на спектакль критик Алена Карась отмечала: "Мария Миронова (Эвридика), явившись вначале дивой, томной и загадочной, продолжает свою роль фальшивой марионеткой, такой же холодной, как и Лазарев-младший – Орфей".
За роль Эвридики в спектакле "Плач палача" актриса была удостоена премии благотворительного фонда имени Евгения Леонова.
Мария Миронова активно сотрудничает с режиссером Андреем Жолдаком. В его версии "Чайки" она играет Нину Заречную. А в 2006 году на сцене Театра Наций выходит спектакль "Федра. Золотой колос", в котором Миронова исполняет главную роль. Как признается актриса, для нее сыграть такой мощный образ - значит не показать безумие, а исследовать душу: "Это философия. У Андрея Жолдака все жестко в смысле правды, поэтому нам хотелось уйти от поэтичности текста Расина, хотелось натуралистического преломления его. При этом мне нравится, что в этом спектакле можно существовать над бытом. Для меня эти два полюса сейчас самое интересное в профессии. Соединить, совместить их в небытовом пространстве... Для меня это больше философия, чем изображение просто сумасшествия". За роль Федры Мария становится лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска".
В 2007 году состоялась премьера спектакля "Кармен. Исход". Здесь Мария Миронова не только исполняла главную роль, но и занималась организацией. Актриса признается: "Изначально мне казалось, что я все смогу организовать: и денег найти, и сыграть, и еще тексты написать. Все оказалось гораздо сложнее. Зато было интересно! Думаю, все равно это к лучшему: премьера состоялась, все живы, спектакль идет".
Образ Кармен привлек актрису своим сочетанием страсти и природной естественности – качествами, которые Мария особо выделяет в характерах женских персонажей. О своей роли она рассказывает: "Кармен несет в себе стихию разрушительной свободы, тотального произвола. Эта тема мне была изначально интересна. Мне кажется, век от века она звучит все громче и громче, а в нашем веке — достигла своего апогея. Моральные законы начинают рушиться. Люди часто не замечают, что стремление к безграничной свободе ведет прямой дорогой в бездну... Кармен никогда не состарится, она всегда останется молодой, никогда у нее не будет семьи. В определённый момент она понимает, что все кончено, а изменить уже ничего не может... В этом и есть ее трагедия".
В 2008 году в "Ленкоме" состоялась премьера спектакля "Визит дамы" с Марией Мироновой в главной роли. Александр Морфов сознательно сделал героев намного моложе, чем они есть в пьесе Дюрренматта. В своей рецензии на спектакль Мария Давыдова отмечает: "Развалина Клара в исполнении Марии Мироновой обрела облик дышащей мехами и дорогими парфюмами глянцевой красотки. Она не вершит суд над городом, а пытается пробудить в бывшем возлюбленном совесть. Собственно, она одна и боится в спектакле за его жизнь".
В 2014 году режиссер Константин Богомолов ставит в "Ленкоме" "Бориса Годунова", в котором Мария Миронова исполняет сразу две роли – сестры Годунова и Марии Мнишек. Ее партнером в спектакле стал Игорь Миркурбанов. По признанию актрисы, работа с Богомоловым далась ей очень легко. А история, показанная через призму видения режиссера, заставила задуматься: "Насколько вообще возможно в понятии власти остаться человеком, сохранить какие-то человеческие ощущения от жизни, людей?.."
Кино
Первую большую роль в кино Мария Миронова исполнила в мелодраме Павла Лунгина "Свадьба". Режиссер увидел молодую актрису в спектакле "Две женщины" и решил попробовать ее в свой фильм "Линия жизни". Там актриса в итоге не снялась, а вот на роль в новой картине Лунгина "Свадьба" девушку утвердили сразу. Режиссеру удалось собрать в фильме замечательный актерский ансамбль: Мария Миронова, Марат Башаров, Александр Семчев, Мария Голубкина, Андрей Панин. Премьера фильма прошла на Каннском фестивале, где жюри присудило картине приз за лучший подбор актерского коллектива. В этом же году с участием Марии Мироновой вышел фильм Александра Прошкина "Русский бунт".
В 2002 году актриса снялась в фильме Лунгина "Олигарх". Она вспоминает, что сама предложила свою кандидатуру на роль Маши, хотя изначально режиссер планировал снимать актрису другого возраста. Но Миронова успешно прошла пробы, и ее тут же утвердили. Для съемок пришлось перекрасить волосы и немного изменить внешность при помощи косметики.
В середине 2000-х актриса востребована в кино. Она снимается в фильмах "Ночной дозор", "Статский советник", "Гибель империи", "Качели". В 2010 году Миронова появляется в киноальманахе "Москва, я люблю тебя!", где играет в новелле "Королева" режиссера Аллы Суриковой. В этом же году актриса продолжила сотрудничество с Суриковой и исполнила главную роль в картине "Человек с бульвара Капуцинок" - сиквеле знаменитого фильма, где снимался ее отец.
С участием Марии Мироновой выходят сериалы "Апофегей", "Тройная жизнь", "Крик совы", и "Родина" - аналог американского "Homeland". А в 2015 году актриса снялась в сериале "Следователь Тихонов", в котором исполнила роль университетской возлюбленной главного героя.
"Салют-7"
Одна из последних работ Мироновой – в драме Клима Шипенко "Салют-7". Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает о самой героической странице в истории освоения космического пространства.
1985 год. Советская космическая станция "Салют-7" неожиданно перестает отвечать на сигналы центра управления полетом. Падение станции, гордости советской науки и космонавтики, может обернуться не только потерей имиджа страны, но и трагедией с человеческими жертвами. Чтобы предотвратить катастрофу, необходимо отправить на орбиту специалистов, способных определить и устранить причину аварии. Впервые в истории экипажу предстояло стыковаться в космосе с неуправляемым объектом. Полет к станции "Салют-7" до сих пор считается, с технической точки зрения, самым сложным в истории мировой космонавтики.
20 минут открытого космоса, 40 минут съемок невесомости – такого не было еще ни в одном фильме. Уникальные технологии съемки невесомости были разработаны специально для кинокартины оператором Сергеем Астаховым.
В жизни
Несмотря на плотный график, актрисе все же удается находить время для отдыха и любимых дел. Мария обожает путешествовать, и как только выпадает такая возможность – тут же отправляется куда-нибудь с друзьями: "Зимой я очень люблю ездить в горы — в Швейцарию, Австрию. Летом — в Италию. Особенно во Флоренцию и Рим. Люблю море, побережье Италии: Лигурию, Капри. Что может быть лучше: взять машину напрокат, ехать и смотреть. Очень люблю так путешествовать с друзьями".
Актриса несколько раз в неделю ходит на фитнес, плавает. Она много читает и обожает живопись. Среди любимых художников Мария особо выделяет Босха: "В изобразительном искусстве он для меня важнее всех. Вот этот его знаменитый триптих "Сады наслаждений", где в средней части все заблуждения и грехи исковерканного мира, а в левой створке - то, как изначально нас задумал Господь Бог, - мир невинности с потрясающей прозрачностью, глубиной и горизонтом, уходящим в вечность".
Общественная деятельность
Помимо работы в театре и кино Мария Миронова активно поддерживает различные проекты и занимается благотворительностью. Актриса является соучредителем и президентом Фонда поддержки деятелей искусства "Артист". Мария рассказывает: "Люди, которым помогаем мы, — актеры, танцоры балета, театральные критики — более ранимые, чем остальные, ведь они на протяжении многих лет получали отдачу от общения с широким зрителем, от его признания и благодарности, а в старости вдруг оказались в изоляции. Чтобы избавить их от вынужденного одиночества, мы устраиваем творческие вечера, встречи, делаем жизнь чуть более интересной. Иногда бывает достаточно лишь разговора, ведь многим под старость оказывается даже не с кем поговорить".
С 2008 года Мария Миронова входит в состав арт-дирекции театрального фестиваля "Территория". Актриса – член Общественной палаты Москвы, в 2013 году на выборах мэра столицы она была доверенным лицом Сергея Собянина.
Интервью
О приоритетах
"На первом месте Бог, на втором — семья и близкие люди, на третьем — фонд, и только на четвертом — работа. В последнее время я вообще часто отказываюсь от съемок. Не хочу, чтобы жизнь проходила мимо меня. Важно видеть этот день, эту осень, иметь возможность побыть за городом, пообщаться с друзьями. Я хочу какие-то кусочки оставлять для себя, потому что жизнь проходит очень быстро: проснулся, побежал, хоп — и дня нет".
О любимых образах в литературе
"Мне ближе женщины за сорок: Федра, мадам Бовари – с другим жизненным багажом. Мне нравятся героини не идеальные, а страстные. У каждого человека есть некое душевное заболевание, то есть страсть. Мне интересно сочетание вот этой болезненности и звенящей, природной чистоты, которое есть, например, у Сонечки Мармеладовой. А смирение Татьяны Лариной, покорность – великая черта русского народа – к сожалению, пока не совсем моя тема. Но мне есть к чему идти, расти".
Призы и награды
- Лауреат премии имени Евгения Леонова (1998)
- Обладатель приза Веры Холодной за исполнение главной роли в фильме "Свадьба" (2000)
- Лауреат конкурса газеты "Комсомольская правда" "Лица года" в номинации "Актриса года" (2000)
- Почетное звание "Заслуженный артист Российской Федерации" (2006)
- Лауреат премии Центрального Дома актера имени А. А. Яблочкиной "Актерская удача" за роль Федры в спектакле Государственного театра наций "Федра. Золотой Колос" (2006)
- Обладатель приза газеты "Московский комсомолец" за исполнение роли Федры в спектакле "Федра. Золотой Колос" (2007)
- Лауреат российской национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "Лучшая женская роль" за роль Федры в спектакле "Федра. Золотой колос" (2007)
- Лауреат премии российских деловых кругов "Кумир" в номинации "Лучшая актриса года" (2007)
- Лауреат премии "Звезда театрала" — "Лучшая актриса пятилетия" по версии журнала "Театрал" (2008)
- Лауреат российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова "Фигаро" (2011)
- Лауреат высшей театральной премии Москвы "Хрустальная Турандот" за лучшую женскую роль сезона (спектакль "Борис Годунов", 2015)
- Почетное звание "Народный артист Российской Федерации" (2020)
По материалам сайтов mariya-mironova.ru, teatr.ru,7days.ru, snob.ru, psychologies.ru, fond-artist.ru, tattler.ru, cosmo.ru, justlady.ru, km.ru, vokrug.tv.
Фильмография: Актриса
- Роднина (2025)
- Небо (2021)
- Love (2021)
- Обратная связь (2020)
- Игры шпионов (2020)
- В шаге от рая (2020), сериал
- Холоп (2019)
- Робо (2019)
- Преступление. Новый сезон (2019), сериал
- Миллиард (2019)
- Большой артист (2019)
- Доктор Рихтер. Продолжение (2018), сериал
- Салют-7 (2017)
- Доктор Рихтер (2017), сериал
- Садовое кольцо (2016), сериал
- Следователь Тихонов (2015), сериал
- Сын (2014), сериал
- Родина (2014), сериал
- Крик совы (2013), сериал
- Три мушкетера (2013)
- Особые полномочия (2013), сериал
- Апофегей (2013), сериал
- Тройная жизнь (2012)
- Личное дело майора Баранова (2012)
- Шут Балакирев (2012), фильм-спектакль
- Измена (2011), сериал
- Вождь разнокожих (2011)
- Человек с бульвара КапуциноК (2010)
- Робинзон (2010)
- Москва, я люблю тебя! (2010), киноальманах
- Каденции II (2010)
- Снайпер. Оружие возмездия (2009)
- Желание (2009)
- Тринадцать месяцев (2008)
- Никто, кроме нас (2008)
- Дедушка в подарок (2008)
- Качели (2007)
- Кувалда и Таня (2007)
- 9 месяцев (2006), сериал
- Дневной дозор (2006)
- Битва за космос (2006)
- Статский советник (2005)
- Девочки (2005)
- Гибель империи (2005), сериал
- Ночной дозор (2004)
- Посылка с Марса (2004)
- Теория запоя (2003)
- Главные роли (2002), сериал
- Ледниковый период (2002), сериал
- Олигарх (2002)
- Теория запоя (2002)
- Русский бунт (2000)
- Свадьба (2000) /La Noce/
- Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981)