Выберите регион

Смотрим на

Ильдар Абдразаков: “В нашем деле нужно много трудиться”

Российский оперный певец Ильдар Абдразаков — об образовательной программе IV Международного музыкального фестиваля.

1 февраля в Московской консерватории стартовала образовательная программа IV Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова, информационным партнером которого выступает телеканал "Россия-Культура". Мастер-классы с молодыми певцами проводят Вероника Джиоева, Екатерина Семенчук, Дмитрий Корчак, Василий Ладюк и, конечно, сам Ильдар Абдразаков. Лучшие участники образовательного проекта вместе с педагогами выйдут на сцену Большого зала консерватории в заключительном концерте 8 февраля. О целях и методах преподавания, ожиданиях от учеников и их перспективах Ильдар Абдразаков рассказал в интервью Дженнет Арльт.

— Уже восьмой час занятий, а Вы все также энергичны, доброжелательны и, как всегда, улыбаетесь…

Ильдар Абдразаков: Это на самом деле не просто свойство характера, это очень важный профессиональный аспект. Я вижу певца впервые, первый раз с ним работаю. Если я сразу начну какие-то строгие вещи говорить, то он может зажаться и даже звука не издать. К каждому нужен свой подход, нужно понять, как он реагирует на замечания, все мы разные. Поэтому его надо сначала расслабить, чтобы он почувствовал себя комфортно, как дома. И тогда у него искра загорится, он зажжется и будет петь.

— То есть расслабить и взять тепленьким...

И. А.: Конечно, они же все очень молоды! Все мы (и я тоже, не буду скрывать!) волнуемся перед выходом на сцену. Нужно психологически понять его сущность, предугадать его реакции.

— В описании образовательной программы упоминается, что классы ведут коучи… Такое модное нынче слово. Чем, по-Вашему, коуч отличается от педагога?

И. А.: Это люди, которые работают с певцом и дают пожелания. Педагоги все же учат. Так как у нас образовательный процесс на мастер-классе короткий, то за это время невозможно научить певца петь. Невозможно исправить какие-то технические проблемы, но направить на нужную волну, найти слабые места — это можем ухватить. Мы с моими коллегами, слава богу, работаем в разных театрах, с разным репертуаром, разными режиссерами и дирижерами. У нас есть идеи — новые, современные, и этим мы делимся с нашей молодежью, начинающими певцами, которые, я уверен, себя проявят в будущем. Понятно, что в своей жизни они встретят другой репертуар, других режиссеров и дирижеров — это и прекрасно, это и суть нашего искусства. Оно живое, оно растет и развивается. В этом и интерес.

Василий Ладюк, Георгий Синаревский (участник мастер-класса) и Ильдар Абдразаков

— Следите ли Вы за карьерой тех, кто участвовал в мастер-классах в прошлые годы? Какие у них есть достижения?

И. А.: Да, конечно! Есть ребята, которых пригласили в молодежную программу Большого и Мариинского театров, а некоторые имеют контракты и за рубежом. Сегодня, пока я ехал в консерваторию, со мной связались мои друзья из Генуи и сказали: “Ильдар, мы посмотрели мастер-классы, это здорово, то что ты делаешь, нам очень интересно. Если будут хорошие певцы, мы будем рады видеть их у себя”. Мне было так приятно! То есть, если ребята тут смогут показать себя с наилучшей стороны, то перед ними откроются новые двери. В них “услышат” перспективы, поймут, как они умеют работать, начнут приглашать.

В свое время, когда я и мои коллеги начинали свои карьеры, у нас были конкурсы. Конкурсы и сейчас есть, но они не так часто проходят. А наша программа — образовательная и показательная. Я провожу ее раз в год, и это плюс ко всем конкурсам, которые существуют. Наша программа пусть и без денежных призов, но в ней могут принять участие больше артистов, чем в конкурсе. В этом году мы получили 448 заявок. Если сравнить, то на конкурс обычно присылают 200-250 заявок.

— И сколько учеников в результате выбрали?

И. А.: Выбрали сначала около 80. Это было онлайн-прослушивание, по видеозаписям. Но желающих было много, мы еще дослушивали вживую и в результате их стало около 100.

— Я правильно понимаю, что участие в мастер-классах для самих ребят бесплатное?

И. А.: Да, это бесплатно для участников. Никто ничего не платит. У нас же нет призового фонда, никакой соревновательности. У нас нет лауреатов. Но мы все равно отмечаем лучших и они потом будут участвовать в итоговом концерте 8 февраля в Большом зале консерватории. Я рассчитываю, что в консерваторию придут директора и дирижеры других театров Москвы и не только Москвы. И может, кто-то попадет куда-то в театр или другую образовательную программу. То есть у наших участников еще будет возможность показать себя на концерте.

— 2020 год был непростым, чувствуете ли Вы по уровню участников, что большую часть своих занятий в том году они проводили дистанционно?

И. А.: Чувствуется, что ребятам тяжеловато. Что им не хватает занятий, нужно больше выходить на сцену, больше петь, больше себя показывать. Дома или даже в классе — это одна работа. Все равно, когда ты выходишь на сцену, должно быть другое поведение, звуковедение, ощущение зала должно быть. Нужно как можно чаще на сцену выходить, тогда и голос будет расти, и ощущение зала появится. Будем наверстывать!

— Есть кто-то, кто удивил еще на отборочных турах? Вот Вы открыли запись и с первых нот поняли: вот его (ее) я точно возьму!

И. А.: Честно скажу, я лично просматривал и прослушивал все записи. Просто часами сидел несколько дней. Да, такие люди были, но я пока не буду их раскрывать. Вы всех их увидите и услышите в гала-концерте 8 февраля.

— Каким Вы видите своего идеального ученика?

И. А.: Я бы хотел, чтобы он понимал, что обучение пению — это долгий процесс. Это не то, что ты быстро выучился, поехал в какой-то театр и тебе стали там хорошо платить и т.д. Такого никогда не было. Каждый певец, даже если у него есть голос, должен понимать, что есть еще множество аспектов, над которыми нужно трудиться. Нужно общаться с коллегами, понимать замечания режиссера, взаимодействовать с дирижером, нужно много учиться, чтобы стать звездой международного уровня. И нужно хорошо понимать, стоит этим заниматься или нет. Если есть желание, если ты болеешь вокалом, то да, но нужно иметь хорошее здоровье, как физическое, так и психическое.

— Сейчас идет первая часть вашего Международного музыкального фестиваля, его образовательная часть. Концертная часть состоится в мае-июле. Чего нам ждать?

И. А.: Очень надеюсь, что откроются границы и приедут гости из-за рубежа. Потому что нам в России интересно, как поют там. Я надеюсь, что будут выступления мировых оперных звезд и может, если будет время, они также дадут мастер-классы.

Фото: Александр Шапунов

Читайте также

Видео по теме