Генетика растений и животных 30 апреля 2022, 11:53 30 апреля 2022, 12:53 30 апреля 2022, 13:53 30 апреля 2022, 14:53 30 апреля 2022, 15:53 30 апреля 2022, 16:53 30 апреля 2022, 17:53 30 апреля 2022, 18:53 30 апреля 2022, 19:53 30 апреля 2022, 20:53 30 апреля 2022, 21:53

Доказано: характер собаки не зависит от её породы

Разные породы собак генетически различаются в основном внешностью. А вот характер каждой собаки мало зависит от генетики породы.
    Фото Pixabay.
В ДНК самых разных пород собак учёные не нашли ни одного гена, который бы определял поведение или характер, присущие конкретной породе.

Обычно, выбирая породистую собаку, будущие владельцы руководствуются не только её внешним видом, но и тем, какой характер присущ той или иной породе.

Любителям умных и игривых собак некоторые посоветуют завести колли. А основным кандидатом на роль ласкового и уравновешенного друга для всей семьи, скорее всего, станет лабрадор.

Хотя собаки как вид отделились от волков около 15 тысяч лет назад, целенаправленное выведение современных пород собак началось лишь в XIX веке. Только тогда люди начали выбирать себе компаньонов на основе строго определённых физических и поведенческих черт, что привело к выведению пород собак, известных сегодня.

Порода по-прежнему считается надёжным индикатором темперамента и поведения собаки: например, некоторые породы считаются легко обучаемыми, ласковыми или очень активными.

Но, как ни странно, в ходе нового генетического исследования учёные пришли к предположению, что порода сама по себе мало влияет на особенности собачьего поведения.

При анализе геномов 2 155 собак, среди которых были и чистокровные породистые особи, и дворняги смешанного происхождения, исследователи смогли обнаружили очень мало генетических вариантов, которые могли бы объяснить распространённое поведение собак.

Индивидуальные поведенческие черты породистых собак описали сами хозяева животных, ответив на ряд вопросов учёных.

Что касается физических черт, таких как размеры и, к примеру, висячие уши, этим практически полностью заправляли гены. Исследователи выяснили, что не менее 80% внешности собаки может быть связано с её ДНК.

Поведение, как оказалось — совсем другая история. Менее четверти различий в характере двух разных собак можно объяснить лишь генетикой.

Некоторые особенности поведения больше зависели от наследственности, например, приносит ли собака предметы и насколько она общительна с человеком.

Учёные предполагают, что ещё предков собак тысячелетия назад могли отбирать по этим двум признакам, которые помогали в совместной охоте и взаимодействии.

В конце концов, авторы определили 11 участков в геноме собаки, которые тесно связаны с поведенческими чертами, такими как послушность или как сильно она воет. Однако ни один из них не был как-либо связан с породой собаки.

На самом деле порода могла объяснить только 9% поведенческих вариаций, выявленных между отдельными собаками, и ни один поведенческий признак не был исключительным только для одной породы собак.

По сравнению с породой, возраст и пол собаки гораздо лучше предсказывали её возможное поведение.

Например, от возраста больше всего зависела вероятность того, что собака будет играть со своими игрушками, а от пола собаки зависело то, поднимает ли она ногу, чтобы помочиться.

Учёные также не смогли найти поведение, характерное только для какой-либо одной породы. Лабрадоры, например, имеют наименьшую склонность к вою, но 8% владельцев всё же сообщают об этом поведении.

Интересно, что исследование также предполагает, что между чистопородными и метисными собаками всё же есть небольшая разница в определённом поведении.

Так, чистота породы чаще гарантирует послушание и обучаемость. Но такие особенности, как интерес к человеку и пугливость, почти не зависят от принадлежности к той или иной породе.

Возможно, результаты этой работы помогут переубедить тех, кто боится собак "бойцовских" или "агрессивных" пород, таких как американские питбультерьеры и ротвейлеры. Уже многие годы кинологи и опытные владельцы заявляют, что склонность к агрессивному поведению больше зависит от воспитания и прошлого опыта собаки, чем от "породной предрасположенности".

Новое исследование было опубликовано в авторитетном научном издании Science.

Ранее мы писали о том, что щенки готовы к общению с человеком практически с рождения, почти как человеческие младенцы. Также мы рассказывали о том, что некоторые породы более склонны к одному психическому заболеванию, но окружение собаки в этом также играет немалую роль.

Больше любопытных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.