Спектакль "Симфония инноваций" показали на сцене Малого театра
Сопрано-голограмма, дирижер-робот и чат с великими композиторами. Мультимедийный спектакль "Симфония инноваций" показали на сцене Малого театра. Проект представляет собой сочетание классической музыки и новейших технологий. Экспериментальную постановку оценила Юлия Струкова.
Это театр начинается с вешалки. А мультимедийный спектакль – с выставки достижений в технологиях. Ее куратор – искусственный интеллект. Прямо в фойе Малого театра – Чайковский, Рахманинов, Скрябин. Рассказ – о музыкантах и композиторах как о новаторах, которые предвосхитили синтез искусств.
Совершенно академический концерт оказывается тщательно продуманным спектаклем. И он не начнется без Рахманинова, который как бы присутствует в зале весь вечер. В исполнении фестивального оркестра зала "Зарядье" звучит популярная классика. В паузах между произведениями слушатели и зрители могут влезть в чат с композиторской перепиской.
"Мы много занимаемся проектами, связанными с академическим искусством. И тут мы решили сделать небольшой эксперимент. Потому что истина всегда где-то рядом и она рождается в синтезе чего-то. Тут синтез классической музыки и новых технологий", – рассказал генеральный директор ФБГУК РОСКОНЦЕРТ Андрей Ерешко.
Коктейль из музыки Рахманинова, Скрябина, Бартока, Прокофьева замешивают с передовыми технологиями – пытаются понять, как они могут помочь сохранить культурное наследие. Голограмма по имени Электра Ховрина – сопрано – может исполнить "Вокализ" Рахманинова.
А дирижером оркестра в "Танце рыцарей" Сергея Прокофьева становится Новус Железновус – так указано в программке. Музыканты на репетициях называют его по-свойски Фон.
"Мне кажется, что искусственный интеллект – это помощник. Такой же помощник, как плуг, электричество, как еще что-то. Не думаю, что он может заменить человека, но помочь человеку с какими-то процессами, может быть, облегчить какую-то рутину", – поделился худрук и главный дирижер Фестивального оркестра зала "Зарядье", заслуженный артист России Иван Рудин.
Превратить каватину Алеко из рахманиновской оперы в яркое шоу. Устроить дуэт российской оперной певицы Полины Шабуниной с пока неизвестной Нейрой Ховриной... А что чувствуют академические музыканты, находясь внутри этого нового для них действа?
Александр Ключко, пианист: "Конечно, любая работа с подзвучкой для академического музыканта немножко непривычна. Но для меня не было большой проблемой абстрагироваться от этого, как и для остальных музыкантов, оркестрантов. Потому что на сцене стоят мониторы, мы слышим сами себя еще и через динамики – это больше похоже на такое более популярное направление в классической музыке".
В финале – с фестивальным оркестром зала "Зарядье" сам Сергей Рахманинов исполняет первую часть Концерта № 2 для фортепиано с оркестром. До сих пор существовала старая запись этого концерта с Филадельфийским оркестром. С помощью современных технологий из нее удалили шумы и извлекли фортепианное исполнение Рахманинова. Что хорошо в этих экспериментах, а что не очень – рассудит время. Организаторы считают, что такие спектакли небесполезны, и они возьмут на себя популяризацию классической музыки.