11 августа 2025, 16:10 11 августа 2025, 17:10 11 августа 2025, 18:10 11 августа 2025, 19:10 11 августа 2025, 20:10 11 августа 2025, 21:10 11 августа 2025, 22:10 11 августа 2025, 23:10 12 августа 2025, 00:10 12 августа 2025, 01:10 12 августа 2025, 02:10

В омском Центре "Эрмитаж-Сибирь" открылась выставка "Эффект Пиранези"

  • Картинка
  • В омском Центре "Эрмитаж-Сибирь" открылась выставка "Эффект Пиранези"
  • Картинка
    Офорты Пиранези и советская графика – на выставке в Центре "Эрмитаж-Сибирь"
  • В омском Центре "Эрмитаж-Сибирь" открылась выставка "Эффект Пиранези"
Она объединяет в себе офорты Джованни Баттиста Пиранези и советскую графику.

Офорты Джованни Баттиста Пиранези и советскую графику объединила выставка в Центре "Эрмитаж-Сибирь". Итальянский художник XVIII века известен как мастер изображения античных руин Рима и автор так называемых "архитектурных фантазий". В чем состоит "эффект Пиранези" и как он проявился спустя столетия? Репортаж Динары Шамец.

Биографы Пиранези утверждают, что с профессией он определился еще в детстве, когда его любимым делом было измерять ширину стен или высоту карнизов. На обожаемый им Рим архитектор смотрел с необычных ракурсов. Один из самых любимых – "вид сквозь арку".

В залах омского центра "Эрмитаж-Сибирь" построили несколько арок, предоставив публике необычные точки восприятия творений Пиранези. А для экспонирования этих колонн Трояна и Антонины из коллекции Омского музея, они выполнены в масштабе 1 к 10, возвели специальную конструкцию. Пиранези ввел необычную для своего времени угловую перспективу, которая давала ощущение бесконечного пространства. Иллюзии объема мастер достигал светотенью. Говорили, что он работал при Луне. Ее свет давал широкую гамму оттенков серого. А к его мистической серии гравюр несуществующих темниц позже не раз обращались сюрреалисты.

"Многие создатели компьютерных игр, когда создают непроходимые лабиринты, поглощающие человека и втягивающие в это пространство игры, они основываются на тех композиционных решениях, которые предложены Пиранези", – объяснила куратор выставки Алиса Скебердис.

Огромные колонны и арки, бесконечно высокие окна. Пиранези обвиняли в гигантомании. А он открывал перед зрителем мир, полный величия и мощи Вечного города.

Ольга Егорова, хранитель музейных предметов Государственного музея истории Санкт-Петербурга: "Амбассадор Рима. Пиранези делает эту топографическую картинку. То, что мы сейчас щелкаем на телефон – он делает из этого произведение искусства".

Эстампы Пиранези были одним из главных "сувениров", которые привозила из Рима европейская знать. Почитателем его творчества была и русская императрица Екатерина II. Во многом под влиянием Пиранези развивалась отечественная архитектурная графика. Воспитанники Академии художеств копировали офорты Пиранези. Советские архитекторы вдохновлялись его приемами. Вот дипломный проект Ноя Троцкого – крытый стадион 15-тысячник из железобетона.

"Троцкий, несмотря на то, что задача у него была весьма примитивная – сделать просто спортивное сооружение. Но он добавляет сюда некоторые приемы, характерные для Пиранези. Это и угловая перспектива, и обилие деталей, связанных с классикой. Здесь можно увидеть такие треугольные элементы из архитектуры, которые называются фронтонами колонны. И обилие вот этих конструкций наверху тоже может нам напоминать руины римские", – рассказала научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Оксана Потапова.

Замысел этого проекта ленинградского архитектора, как и большинства работ 20-30-х годов прошлого века, представленных в этом разделе выставки, так и не был осуществлен. Но именно в это сложное для страны время художники проектировали на бумаге будущее Северной столицы. Продолжая традиции "бумажного архитектора" Джованни Пиранези.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация