В Театре на Таганке покажут премьеру спектакля "Маскарад"
Театр на Таганке готовит премьеру – "Маскарад" по драме Лермонтова. Постановщик Денис Азаров и режиссёр Дарья Авратинская хотят показать скрытые за блеском бала манипуляции и игру с чужими судьбами. Яна Музыка – подробнее.
Как часто бывает при постановке классики, прямые сюжеты превращаются в метафору. Так что "Маскарад" – не только указание на конкретные обстоятельства. Мы все носим маски – и даже не осознаем этого. Так что маскарад – это не только развлечение для высшего света, это ежедневная жизнь любого человека. Быть искренним и настоящим – слишком сложно, слишком страшно. И мы надеваем маски, чтобы соответствовать. Пьесу сократили, пересобрали, сюжетная линия стала скорее пунктиром. При этом со сцены звучит только текст Лермонтова.
"Есть пространство костюмированного бала-маскарада в исторический костюмах, в красоте. Но при этом звучит современная музыка, при этом современная хореография. Остальные места действий – это наше время", – сказала режиссер Дарья Авратинская.
В этой постановке действие сжато в пружину, присутствует детективное напряжение. Создатели спектакля даже упоминают кинематографический термин "саспенс". Постановка о роковых случайностях, внутренних демонах и искуплении.
"Про человека, в котором плохое с хорошим ходят рука об руку – как во всех нас – нет ни хороших людей, ни плохих. В нас есть всё. Он про такого сложного человека, про это этот спектакль", – отметил постановщик Денис Азаров.
В процессе работы артисты допридумали биографии своих героев – что было до событий пьесы. Актер Василий Уриевский не хочет рассказывать, чем именно его Арбенин занимался в молодости – но уверен: случайности неслучайны.
Василий Уриевский, актёр: "По той истории как мы придумали, его просто настигла карма. Случается по вселенской случайности неслучайная мелочь, которая выбивает его из колеи и он ошибается, да так, что это приводит к трагедии".
Сценическое пространство представляет собой огромный сверкающий павильон. То ли золотая клетка, то ли чертоги разума – из которых не выбраться.
Алексей Трегубов, художник: "Но мне кажется, что он навсегда там и остался. Застыл в этом своем пространстве, в своем решении, в своем чистилище".
Зритель остается с вопросом: внешние события и невероятные совпадения привели к трагедии? Или этот человек нес в себе злое начало, которое рано или поздно неминуемо проявляется во вне.