"Переживание радости": выставка Марины Бессоновой
Погрузиться в "Переживание радости" можно в фонде Ruarts – на первой персональной выставке Марины Бессоновой. Художница экспериментировала с разными материалами, но в итоге остановилась на керамике. В своих работах она соединяет русский стиль и французский модернизм. Искусствоведы называют такой синтез "перезагрузкой лубка". Почему – расскажет Ксения Луженкова.
Когда-то Москва была белокаменной. На фасадах храмов и палат высекали невиданных зверей. Их и изобразила Марина Бессонова. Вдохновлялась обликом Дмитриевского собора во Владимире, архитектурного произведения того же периода. Художница не стремилась к исторической подлинности, а создавала свой фарфоровый город и населяла его сказочными существами.
"Вот этот персонаж мне нравится тем, что в нем есть немного отрицательная коннотация. Это может быть маленькое привидение. Может напоминать небольшой страх, который затаился в тебе и в тех же самых русских сказках. Есть царственная история. Это образ златоглавой Москвы, некий тигр, лев. Есть очень много таких маленьких халдеев, которые везде ползают, кто-то в цветущем ореоле", – поделилась художница Марина Бессонова.
Художница интегрирует фольклорные коды, лубочные сюжеты в современность. Вот над фарфоровым городом проплывает на облаке Конек-горбунок. Вертикальный орнамент – современные небоскребы или трава, однозначной трактовки нет. Главное для воплощения городского мотива устремление ввысь. Центральный образ – птица: Золотой петушок, Гамаюн, жар-птица. Каждая фигура – скорее, воплощение общей идеи, чем конкретного образа. На полотне кот ученый. Или булгаковский бегемот. Или Матроскин из "Простоквашино". Главное для художницы – создать собирательный образ кота. В русской культуре это воплощение мудрой лености. А вокруг его воображаемый мир, цветущий сад. Посреди зала фарфоровый стол, где, по словам художницы, гостям подают не яства, а состояния души – гармонию, созерцание, радость. Русский пир, по ее замыслу, воплощение созидательной идеи, веры в позитивную трансформацию.
"Марина Работает с целым корпусом архетипов, присущих русской народной традиции через фарфор и через его переосмысление. Центральным элементом этой выставки будет стол. Как символ радости, пира, обмена", – рассказал арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов.
Сама Марина Бессонова признается, что переживает радость в момент, когда идея и импровизация сходятся в одной точке и рождается гармония. Она сознательно отказалась от росписи фарфора: материал самодостаточный, пропускает свет. Монохромность, переход от объема к плоскости при работе с керамикой убирают лишние акценты. Остается лишь идея: белизна – символ света и чистоты.