Авторские материалы Евгений Миронов празднует юбилей
Персоны
45 лет исполняется сегодня народному артисту России и худруку Театра Наций Евгению Миронову. Об актере и человеке – обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
Евгений Миронов – из тех, о ком можно говорить, не боясь экзальтации и превосходных эпитетов. Евгений Миронов – из тех, кто с чувством и расстановкой, раздумчиво подходит к жизни, то есть, имея в виду его актерское поприще, к тому, что сыграет, к следующему ходу, если воспользоваться, к примеру, шахматной терминологией.
Он не стремится к тому, чтобы его актерская биография была стерильно чистой, однако каждая новая роль в его жизни понятно, обдуманно следует из всего прежнего хода событий. Так что не странно, что некоторое время тому назад, после двух десятилетий бесперебойной работы, Миронов покинул "Бумбараш", в котором играл главную роль без второго и третьего состава, со дня премьеры. Он, конечно, уже вырос из этой роли, ушел давно далеко вперед, или не вперед, но все равно ушел от нее далеко.
Прежде, чем попасть к Табакову, в школу-студию МХАТ, Миронов окончил Саратовское театральное училище, одно из самых знаменитых в России, важно еще, что приехал из Саратова, родины Табакова, хотя вряд ли Олег Павлович принял его только по этой причине – на талант у Табакова животный нюх, чутье.
Первые роли были почти без слов, хотя на Миронова начали ходить еще в школу-студию, где он играл в дипломных спектаклях, тогда уже было понятно – вот на этого можно ставить, и сравнивали тогда уже с лучшими, с великими.
К сорока пяти своим годам он сыграл все, что было важно успеть сыграть. Ну, вот он переживал, что не сыграл в театре Хлестакова – так в кино успел еще сыграть. А так: Гамлет у Петера Штайна, пушкинский Борис Годунов – в спектакле Деклана Доннеллана, Треплев – в старом ефремовском спектакле "Чайка", правда, уже после смерти Олег Николаевича.
У себя в Театре Наций – Калигулу. До того – у Някрошюса – Лопахина. Спектакль шел шесть часов, даже и подольше на премьере, а зал сидел, слушал, смотрел, не отрываясь на сцену. Миронов играл так, что можно пересказывать, захлебываясь от восторга, как он играл. Как он играл – никто другой в нашем театре не сыграет. Он – первый актер.
В кино – одна из первых ролей, о которых заговорили, в "Любви" Тодоровского. Ну, а у Бортко – Мышкин, недавно – Достоевский. Это из тех ролей, которые перелопачивают, перепахивают вдоль и поперек.
Сериал "Достоевский" – пишет письмо брату (я должен жениться, я ненормальный, люблю Марью Дмитриевну) – качество звука хорошее, как потом говорил Миронов про эту роль, уже когда сыграл.
"Я так по нему скучал и скучаю. Единственная радость – что не нужно было клеить бороду. Я его полюбил как человека. Я стал пытаться понимать его на человеческом уровне", - сказал Миронов.
Нет, наверное, интервью его, нет рассказа, где бы среди прочего не упоминали, что вот он какой сегодня – звезда и худрук, и вот Путин к нему в театр Наций приходит на открытие и денег обещает еще, а мама Миронова по-прежнему работает в Театре Табакова, не уходит, отрывает контроль и строго следит, чтобы каждый купил программку.
Ну, это правильный замес, какая-то правильность самого Миронова, который, если берется за дело, как например, поддержка театров малых городов, так едет в эти маленькие города сам и там проводит дни, в каких-то разговорах, в переговорах, помогая, помогая по-настоящему, всерьез.
И даже когда предлагают что-то легкомысленное – мультфильм, например, то и тут – выкладывается. Слушаешь и понимаешь – не халтурит, играет крысу, как надо, по системе Станиславского, как научили его Табаков, Авангард Леонтьев и другие его великие педагоги.