Наука 2.0 На одних компьютерах далеко не уедешь
Персоны
Оказывается, успех в математике не зависит от вычислительных мощностей. Современное состояние математики, а также её перспективы Анатолий Кузичев и Борис Долгин обсудили с доктором физико-математических наук Александром Разборовым в совместном проекте радиостанции "Вести ФМ" и портала "Полит.ру" "Наука 2.0".
Кузичев: Итак, друзья, в эфире проект "Наука 2.0", совместный проект радиостанции "Вести ФМ" и портала "Полит.ру". От портала "Полит.ру" сегодня с нами Борис Долгин - научный редактор сайта.
Долгин: Добрый день.
Кузичев: Привет. Димы нету, продолжает свои изыскания полевые. Анатолий Кузичев от "Вестей ФМ". И наш гость сегодня - Александр Александрович Разборов. У него очень много титулов. Если кратко, то он доктор физико-математических наук, и то, что для нас очень важно, он профессор факультета информатики Чикагского университета, двух премий - одной невыговариваемой, другой - Геделя.
Разборов: Геделя.
Кузичев: А первая?
Разборов: Неванлинны. Это финское имя.
Кузичев: Кто бы сомневался, Невалинна... Так, и член-корреспондент РАН. Ну, наверное, главное мы сказали, да? Еще нет. Вот важно, что главный научный сотрудник отдела математической логики математического института Российской Академии наук.
Разборов: Добрый день.
Кузичев: Александр Александрович, если позволите, мы прямо наперекор всем канонам подобных программ зададим вам вопрос, на который мы не добились ответа от вашего коллеги. А потом уже пойдем по планируемой верстке. Вопрос такой. Борис, кому в телевизионной версии программы задавали его?
Долгин: Виктору Васильевичу, очень интересному математику.
Кузичев: Виктору Васильеву, известному, знаменитому российскому математику. Ответа прямого не добились, но мы его затащим еще сюда в радиостудию и добьемся-таки от него. А пока версия Александра Александровича Разборова. Итак, советская математическая школа - знаменитая, гремевшая, качественная, очень хорошая. И что сейчас происходит с российской? И есть ли такой, вообще корректно ли употреблять подобный термин - российская математическая школа? Есть ли эта наследница старых традиций или нету уже?
Долгин: И в чем собственно заключаются славные традиции?
Кузичев: Да, и в чем традиции, в чем традиции.
Разборов: Я думаю, все традиции сохранились. Здесь имеет место некоторое (видимо, не в моем положении это говорить) западное влияние. Дело в том, что советская математическая школа, есть сейчас и российские математические школы, - это нечто совсем особенно, не существующее на западе. Я могу даже объяснить почему. Это никак не связано с идеологией. Просто в российской науке (я буду говорить только про математику, потому что не могу ничего говорить про вещи, в которых я слабо разбираюсь). В математике считается (и в Советском Союзе, и сейчас в России), когда молодой человек заканчивает один университет, идет в аспирантуру в том же университете и всю жизнь работает с одними и теми же людьми. И это называется "школа". На западе система абсолютно противоположная.
Долгин: Это система перемешивания.
Разборов: Система перемешивания. Скажем, когда вот в Чикаго у нас наш студент хочет идти к нам в аспирантуру, то, если это хороший студент, мы его берем, но мы его предупреждаем, что вот, может быть, имеет смысл немножко поездить, посмотреть мир, посмотреть, чем занимаются другие люди. Видимо, эта разница, она существует не только в науке.
Полностью слушайте в аудиоверсии.