Интервью Пилотам для спасения не хватило нескольких секунд
Персоны
9 мая ближнемагистральный самолет "Сухой Суперджет-100", выполнявший первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, разбился в Индонезии. В чем причины катастрофы "Суперджета"? Мог ли пилот пойти на противоправные действия. Чтобы продемонстрировать возможности машины? Как проходят демонстрационные полеты? На эти и другие вопросы в эфире "Вестей ФМ" ответили пилот гражданской авиации, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов и летчик-испытатель Александр Акименков.
Быстренин: У нас в гостях пилот гражданской авиации, специалист по безопасности полётов Владимир Герасимов и лётчик-испытатель Александр Акименков. Обсуждаем возможные причины катастрофы нашего самолёта в Индонезии. На ваш взгляд, какие могли возникнуть, теоретически, технические неполадки, которые бы привели к катастрофе?
Герасимов: Ну, я не думаю, что здесь возникли какие-то технические неполадки. Вот почему: как правило, в такого рода происшествиях возникновение и развитие аварийной ситуации происходит настолько скоротечно, что она мгновенно из аварийной переходит в катастрофическую. Ведь посмотрите, после последней связи, где всё было нормально, самолёт пролетел всего полтора километра. Это по арифметике 7-8 секунд. Возьмём историю. Чкалову не хватило 5 секунд, чтоб дотянуть до аэродрома. Юрию Алексеевичу Гагарину не хватило 5 секунд, чтобы вывести самолёт из пикирования. Самолёт Як-40, в котором погибли Зия Бажаев и Артём Боровик, находился в воздухе 8 секунд. В Ярославле Як-42 находился в полёте 6 секунд. Вы понимаете, счёт идет на секунды, и их зачастую не хватает экипажу, чтобы выйти из этой ситуации.
Быстренин: Успел бы самолёт за это время снизиться с 3 километров до полутора?
Герасимов: Ну, здесь зависит не от высоты и не от скорости снижения.
Быстренин: Ну, насколько я понимаю, последняя связь с диспетчером была на трех километрах - запросили снижение. Начали снижение, произошла катастрофа. Промежуток времени действительно очень короткий. Успели бы снизиться?
Герасимов: Понимаете, здесь трудно судить, потому что ведь самолёт снижается не поэтапно. Вот занял высоту, доложил, попросил дальше снижения и потом перешёл на снижение. Всё это - доклады, запросы, разрешение - идет в процессе снижения самолёта. Чтобы не прерывать и не делать эти ступеньки. Поэтому трудно судить, какая высота была в момент получения разрешения и сколько понадобилось времени, чтобы занять вот ту высоту, на которой он столкнулся.
Быстренин: Александр Вениаминович, скажите, почему могла пропасть связь с диспетчером сразу после последнего сеанса связи? То есть это уже произошла катастрофа?
Акименков: Я думаю, что уже произошла катастрофа.
Быстренин: Почему не работал радиомаяк сразу после крушения?
Акименков: Ну, у Коспаса так же, как и у "чёрных ящиков", кстати, есть ограничения. Есть перегрузка, разрушение. А здесь - лобовой удар на скорости, там наверняка был взрыв. Так что даже на "чёрные ящики", наверное, не стоит сильно рассчитывать.
Быстренин: То есть вы думаете, что они не сохранились?
Акименков: Думаю, что да. Хотя там перегрузки заявлены большие. Ну, в общем, должны сохраниться, но я сомневаюсь в этом.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью