Картинка

Интервью Общественное пространство создаёт настроение

3 мая 2013, 15:15

Персоны

Что такое "архитектура общественных пространств"? Нужны ли сегодня горожанам площади и рынки? Общественное пространство и его проблемы ведущий "Вестей ФМ" Владимир Аверин обсудил с генеральным секретарём Международной федерации ландшафтных архитекторов Ильей Мочаловым и первым вице-президентом Международной академии архитектуры в Москве Андреем Черниховым.

Аверин: Здравствуйте, в студии Владимир Аверин. Говорим мы сегодня о вещи, которая многим может показаться довольно странной, называется она - "архитектура общественных пространств", если я точно называю. Поэтому давайте я представлю гостей и уточню, верно ли я хотя бы формулирую то понятие, которое у архитекторов и ландшафтных специалистов уже, наверное, вошло в плоть и кровь. Итак, у нас в студии первый вице-президент Международной академии архитектуры в Москве Андрей Чернихов. Андрей Александрович, здравствуйте.

Чернихов: Добрый день.

Аверин: И генеральный секретарь Международной федерации ландшафтных архитекторов Илья Мочалов. Илья Валерьевич, я рад вас приветствовать в эфире.

Мочалов: Добрый день.

Аверин: Ну что, я хотя бы пока не наделал грубых ошибок?

Мочалов: Ну, честно говоря, мне несколько резануло ухо слово "вещь".

Аверин: Понятие?

Мочалов: Да, все-таки мы имеем дело с городским пространством, с городской средой. И она - эта среда - складывается, в общем-то, из многих факторов, то есть это некое такое понятие, это скорее понятийный аппарат такой.

Аверин: Да. Ну смотрите, на протяжении всей жизни для меня архитектура - это дом. Ну, это может быть хижина, а может быть огромный собор, но все равно это такой вот отдельный объект. И когда я смотрел какие-нибудь отчеты той или иной партии и того или иного правительства, то там всегда фигурировали квадратные метры: жилья, офисных площадей, торговых площадей. То есть все-таки квадратный метр - такой вот столп что называется.

Мочалов: Показатель.

Аверин: Да, показатель всего и вся. А теперь я, сталкиваясь с вашими коллегами, все больше и больше слышу о том, что не квадратный метр определяет, например, качество жизни в том или ином населенном пункте или, может быть, даже шире - в той или иной стране. Вот как сегодня, если мы говорим как раз о понятиях, какие выходят на первый план? И что за ними стоит, Андрей Александрович?

Чернихов: Ну, первое, отвечая на ваш вопрос, правильно ли сформулирована тема нашей встречи. Мне кажется, можно уточнить, мы говорим не о конкретной архитектуре общественных пространств, потому что это нас уведет далеко в сторону, слушателю очень трудно представить, что такое архитектура, площадь барокко, площадь готитки или...

Аверин: Нет, туда мы не пойдем точно.

Мочалов: В архитектуру я бы не шел. А если темой является общественное, то бишь публичное пространство города, то скорее можно говорить в этом ключе о том, какова проблема сегодня. Вот я могу вспомнить, что формирование моего архитектурно-градостроительного сознания происходило на Никитской улице, а общественным, публичным пространством был Александровский сад, а также Тимирязевский, Гоголевский и Суворовский бульвары.

Аверин: Неплохое место.

Мочалов: Вот это два основных публичных пространства, а рядом Красная площадь. Ну, "центрее" не бывает. А теперь вспомним, что еще одно публичное пространство - Манежная площадь, которая в советские времена была просто укутана асфальтом, но, тем не менее, именно эта площадь, как говорят, привела Ельцина к власти. Именно при Ельцине эта площадь была переоборудована в многоэтажный подземный торговый центр с большим количеством надстроек на земле. И на этих надстройках, если так можно сказать, присутствует публика. То есть народ продолжает воспринимать Манежную площадь как публичное пространство, а не только как торговый центр.

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация