Авторазборки Китайцы пока не в состоянии покорить наш авторынок
Персоны
В апреле россияне купили на 8 процентов меньше новых машин, чем это было годом ранее. Но на относительно негативном фоне выделяются два сегмента, которые растут. Это премиальные бренды и китайские машины. Об этом и других автомобильных новостях недели Александр Злобин беседовал с главным редактором журнала "За рулем" Вячеславов Субботиным и представителем компании "ИРИТО" Александром Кравцовым в программе "Авторазборки" на радио "Вести ФМ".
Злобин: Приветствую вех. В студии Александр Злобин. Это большая автомобильная программа на радио "Вести ФМ". Как всегда, обсуждаем главные автомобильные новости и тенденции последних дней. На минувшей неделе мне показалось самым интересным - это статистические данные о том, сколько мы с вами, россияне, купили новых автомобилей. Так выяснилось, что рынок падает, причем стремительно. В апреле россияне купили на 8 процентов меньше новых машин, чем это было годом ранее. Такого резкого падения не было уже довольно много лет. Причем, за январь-апрель падение тоже имеется - минус 2 процента.
Но на всем этом относительно негативном фоне выделяются два сегмента, которые растут. Это премиальные бренды - Mercedes, BMW, Audi активно увеличивают продажи, там до 20 процентов за январь-апрель. И, что неожиданно - китайские машины, которые почему-то все больше и больше выбирают наши россияне. В частности, по некоторым данным, их продажи по сравнению с прошлым годом выросли на 30 процентов, а некоторые компании, например Great Wall увеличили продажи чуть ли не вдвое. Попробуем сегодня разобраться, чем же привлекают изделия китайского автопрома нашего покупателя, насколько этим машинам можно доверять. В гостях у меня эксперты по этой теме - заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин и представитель компании "ИРИТО", которая первой вступила на такой необычный путь торговли китайскими машинами, Александр Кравцов.
Вячеслав, наверное, начнем тогда с вас, как с такого человека, который в целом видит весь рынок и может что-то увидеть. На ваш взгляд, эта долгосрочная тенденция роста популярности? Понятно, была низкая база, не много покупали. Поэтому двукратное увеличение продаж не должно особо никого обманывать. Но, тем не менее, эта тенденция будет развиваться? Китайцы покорят значительную часть нашего рынка так же, как они покорили значительную часть нашего рынка практически во всем остальном, кроме, может быть, вооружений?
Субботин: Да нет, не покорят китайцы пока наш рынок, и это будет долго. Мы все пребывали в такой эйфории еще несколько лет назад, до 2008 года, когда думали, что вот, пришли китайские машины, ах-ах-ах, такие самые дешевые и причем красивые, и вот сейчас они вытеснят все другие марки. Этого не случилось, не случилось по определенным, понятным причинам.
Злобин: Какие причины?
Субботин: Главное - низкое качество.
Злобин: Низкое качество.
Субботин: Да не просто низкое, а отвратительное качество. Хуже, чем у отечественных машин.
Злобин: Но это было 6-7 лет назад, когда была эта, как ты говоришь, эйфория. А сейчас, на твой взгляд, что-то изменилось в этом принципиально важном для России моменте?
Субботин: Увы, ничего не изменилось. И те цифры, которые сейчас возникли, что на 30 процентов, они вдруг выросли. Но это же относительные цифры.
Злобин: Относительные, конечно, с низкой базы, да.
Субботин: Давайте посмотрим в абсолютных цифрах. Продали 100 автомобилей, сейчас - 130 автомобилей, да?
Злобин: Там измеряется тысячами, но, тем не менее, налицо.
Субботин: В общем, да. На 30 процентов выросло.
Злобин: Хорошо. Другая точка зрения. Александр, вы согласны с точкой зрения, что в первый массовый приход китайцев пять-шесть назад все расстроились из-за качества, а сейчас это качество ну не сильно улучшилось?
Кравцов: Отчасти, конечно, в словах Вячеслава есть доля правды. Но основная причина, почему после 2008 года было большое падение, - это, конечно же, давление со стороны государственной власти. То есть был введен запрет на ввоз кузовов, заградительная пошлина 5 тысяч евро с каждого кузова, поэтому дешевые автомобили... А мы знаем, что китайские автомобили отличались тем, что они были доступны относительно других брендов. И мы знаем эту ситуацию внутри, что, например, "Автотору" чуть ли не сверху запретили производить Chery. То есть первая причина - это заградительные пошлины, которые были введены в том числе и против китайских автомобилей.
Злобин: Да, но именно принципиальный момент - в том числе. Ведь, наверное, других марок и брендов, которые собирали где-то в том же Калининграде, эти ограничения тоже коснулись.
Полностью слушайте в аудиоверсии.