Интервью Коллекционирование – хобби или бизнес?
Персоны
Россияне вышли в лидеры на ведущих аукционах мира по части скупки
работ старых мастеров. Впечатляющую победу российских коллекционеров в этой весовой
категории зафиксировали прославленные лондонские аукционные дома Sotheby's и
Christie's. О коллекционировании, о том, что и как нужно покупать, а также о
состоянии дел на сегодняшнем арт-рынке культурный обозреватель радио
"Вести ФМ" Григорий Заславский беседовал с коллекционером Владимиром Семенихиным.
Заславский:
В студии Григорий Заславский, добрый
день. И я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя "Вестей ФМ"
- это Владимир Семенихин, коллекционер известный, сооснователь и президент
фонда культуры "Екатерина". Здравствуйте.
Семенихин: Здравствуйте.
Заславский: Ну вот хотелось бы поговорить
с вами вообще о ситуации на нашем арт-рынке. Год назад, даже чуть больше,
наверное, этого, три самых крупных галереи - Марат Гельман, Айдан Салахова и
Елена Селина, XL-галерея - объявили о том, что с рынком актуального искусства в
России так плохо, что заниматься этим в том формате, в котором они занимались
галерейным бизнесом до этого, совершенно бессмысленно и невозможно в России, и
начали переделывать и свои галереи, не освободив те же самые пространства, занимают
по-прежнему, там же, на "Винзаводе", но стали чуть-чуть изменять сам
формат своей деятельности. Вот как вы считаете, насколько вообще оправдано было
это заявление, и насколько действительно сегодня рынок вот в том, что касается
современного российского искусства (не того, который в 60-е годы и классики,
московские концептуалисты, нонкомформисты и так далее, а вот то, что
пишется сегодня), вообще это хоть как-то имеет какой-то спрос или нет?
Семенихин: Спрос, несомненно, существует.
Цели, которые были заявлены в их обращении к арт-сообществу, я считаю, что цель
эта достигнута, потому что они реально прекратили заниматься галереями, и для
кого-то это вынужденный шаг, для кого-то это шаг для очередного развития. Мне
кажется, они все правильно сделали, потому что они честно ведут себя с
арт-сообществом и говорят, что мы не хотим больше продвигать свою деятельность
как галеристов. Но они остались, занимаются дальше больше саморазвитием. Айдан
Салахова, она сконцентрировалась, больше как художник работает, у нее есть
выпускники, дипломисты, с кем она работает. Лена Селина сконцентрировалась
больше как куратор. Поэтому в какой-то степени эта цель достигнута. Многие их
поспешили обвинить в том, что это вот такой пиар-ход и все такое, но мне
кажется, это нормальная позиция их как людей, кто стоял у истоков начала
продажи актуального искусства на рынке.
Заславский: Скажите, а для вас это, может
быть, даже в каком-то смысле выгодно - то, что галеристы уходят? Ведь
галеристы, они же посредники, и соответственно нолик приписывают к каждой цене.
Ушли галеристы, и вы можете снова работать с художниками напрямую. Это с одной
стороны. А с другой стороны, точно так же все сегодня понимают, что галеристы -
это во многом те самые не просто кураторы, а крейтеры - те, кто придумывает,
собственно говоря, те сюжеты, те работы, которые затем замечательно наши
художники исполняют.
Семенихин: Лучше всегда работать все-таки
через галерею, а не напрямую с художником. Потому что у людей, кто в галереях
работают, у них свой склад видения этого художника по-своему. А для людей, кто
собирает искусство, важна же не работа с художником для развития его творческой
личности, а важно приобретение супервещи, только и всего. Поэтому разные
несколько цели, поэтому пусть художники работают через галереи, для
коллекционеров будет лучше намного.
Заславский:
Скажите, а вот вообще сегодня есть какой-то смысл покупать современное
актуальное российское искусство? Я еще почему спрашиваю, иногда вот какие-то
работы нравятся, но обращаешься к галеристу знакомому, прекрасному
интеллигентному человеку, и вроде бы художник тебе нравится, хорошая работа, но
когда тебе объявляют цену - 15 тысяч евро, ты понимаешь, что это вот тот
максимум, которого вот этот художник мог бы добиться через 10 лет. У нас вот
каждый художник, или в данном случае галерист, хочет решить все свои финансовые
проблемы с одной-единственной продажи. И вот когда я вот некоторое время тому
назад был в Эмилия-Романье, в коллекции Max Mara,
и там у них Фрэнсис Бэкон 60-х годов, и соответственно основатель этой
коллекции купил чуть ли не за тысячу долларов эту работу художника, который
сегодня один из самых вообще дорогих в мире, там миллионы фунтов стерлингов
можно, продаются так эти работы. И вот думаешь: почему у нас нет вот этого
старта, вот этой тысячи долларов, за которые не стеснялся продавать свои работы
Фрэнсис Бэкон?
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью