Картинка

Интервью Коллекционирование – хобби или бизнес?

21 июля 2013, 22:17

Персоны

Россияне вышли в лидеры на ведущих аукционах мира по части скупки работ старых мастеров. Впечатляющую победу российских коллекционеров в этой весовой категории зафиксировали прославленные лондонские аукционные дома Sotheby's и Christie's. О коллекционировании, о том, что и как нужно покупать, а также о состоянии дел на сегодняшнем арт-рынке культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский беседовал с коллекционером Владимиром Семенихиным.

Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя "Вестей ФМ" - это Владимир Семенихин, коллекционер известный, сооснователь и президент фонда культуры "Екатерина". Здравствуйте.

Семенихин: Здравствуйте.

Заславский: Ну вот хотелось бы поговорить с вами вообще о ситуации на нашем арт-рынке. Год назад, даже чуть больше, наверное, этого, три самых крупных галереи - Марат Гельман, Айдан Салахова и Елена Селина, XL-галерея - объявили о том, что с рынком актуального искусства в России так плохо, что заниматься этим в том формате, в котором они занимались галерейным бизнесом до этого, совершенно бессмысленно и невозможно в России, и начали переделывать и свои галереи, не освободив те же самые пространства, занимают по-прежнему, там же, на "Винзаводе", но стали чуть-чуть изменять сам формат своей деятельности. Вот как вы считаете, насколько вообще оправдано было это заявление, и насколько действительно сегодня рынок вот в том, что касается современного российского искусства (не того, который в 60-е годы и классики,  московские концептуалисты, нонкомформисты и так далее, а вот то, что пишется сегодня), вообще это хоть как-то имеет какой-то спрос или нет?

Семенихин: Спрос, несомненно, существует. Цели, которые были заявлены в их обращении к арт-сообществу, я считаю, что цель эта достигнута, потому что они реально прекратили заниматься галереями, и для кого-то это вынужденный шаг, для кого-то это шаг для очередного развития. Мне кажется, они все правильно сделали, потому что они честно ведут себя с арт-сообществом и говорят, что мы не хотим больше продвигать свою деятельность как галеристов. Но они остались, занимаются дальше больше саморазвитием. Айдан Салахова, она сконцентрировалась, больше как художник работает, у нее есть выпускники, дипломисты, с кем она работает. Лена Селина сконцентрировалась больше как куратор. Поэтому в какой-то степени эта цель достигнута. Многие их поспешили обвинить в том, что это вот такой пиар-ход и все такое, но мне кажется, это нормальная позиция их как людей, кто стоял у истоков начала продажи актуального искусства на рынке.

Заславский: Скажите, а для вас это, может быть, даже в каком-то смысле выгодно - то, что галеристы уходят? Ведь галеристы, они же посредники, и соответственно нолик приписывают к каждой цене. Ушли галеристы, и вы можете снова работать с художниками напрямую. Это с одной стороны. А с другой стороны, точно так же все сегодня понимают, что галеристы - это во многом те самые не просто кураторы, а крейтеры - те, кто придумывает, собственно говоря, те сюжеты, те работы, которые затем замечательно наши художники исполняют.

Семенихин: Лучше всегда работать все-таки через галерею, а не напрямую с художником. Потому что у людей, кто в галереях работают, у них свой склад видения этого художника по-своему. А для людей, кто собирает искусство, важна же не работа с художником для развития его творческой личности, а важно приобретение супервещи, только и всего. Поэтому разные несколько цели, поэтому пусть художники работают через галереи, для коллекционеров будет лучше намного.

Заславский: Скажите, а вот вообще сегодня есть какой-то смысл покупать современное актуальное российское искусство? Я еще почему спрашиваю, иногда вот какие-то работы нравятся, но обращаешься к галеристу знакомому, прекрасному интеллигентному человеку, и вроде бы художник тебе нравится, хорошая работа, но когда тебе объявляют цену - 15 тысяч евро, ты понимаешь, что это вот тот максимум, которого вот этот художник мог бы добиться через 10 лет. У нас вот каждый художник, или в данном случае галерист, хочет решить все свои финансовые проблемы с одной-единственной продажи. И вот когда я вот некоторое время тому назад был в Эмилия-Романье, в коллекции Max Mara, и там у них Фрэнсис Бэкон 60-х годов, и соответственно основатель этой коллекции купил чуть ли не за тысячу долларов эту работу художника, который сегодня один из самых вообще дорогих в мире, там миллионы фунтов стерлингов можно, продаются так эти работы. И вот думаешь: почему у нас нет вот этого старта, вот этой тысячи долларов, за которые не стеснялся продавать свои работы Фрэнсис Бэкон?

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация