Интервью "Архстояние" продолжает расширяться
Персоны
В деревне Никола-Ленивец Калужской области завершился
трехдневный фестиваль "Архстояние". В этом году инсталляции,
перформансы и архитектурные объекты были объединены темой "Выход из леса".
Культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал о фестивале с
художницей Екатериной Бочевар и
арт-критиком Александром Пановым в
эфире радио "Вести ФМ".
Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. Ну и вот в июле
традиционно в Калужской области проходит фестиваль "Архстояние", и
поговорить об этом стоит, хотя бы потому, что уже традиционно огромное
количество людей, тысячи, выезжают из Москвы и едут туда, в деревню
Николо-Ленивец. Хотя это не самый ближний путь, это 140 с лишним километров,
по-моему. И я приветствую в студии художника, куратора этого года Катю Бочевар.
Здравствуйте, Катя.
Бочевар:
Здравствуйте.
Заславский:
И арт-критика Александра Панова. Добрый день, Александр.
Панов:
Добрый день.
Заславский:
Ну, как я понимаю, вы первый раз были в этом году куратором
"Архстояния".
Бочевар:
Да, вообще приглашенных кураторов "Архстояния" только два. Три года
назад это был Кулик и в этом году это я. До этого "Архстояние"
справлялось без приглашенных кураторов, может быть, и в дальнейшем будет
справляться, но так получилось, что в этом году пригласили меня, за это очень
благодарна и очень этим горжусь.
Заславский: Техзадание
какое было?
Бочевар:
Во-первых, задание было не столько технических вначале, сколько
интеллектуальным, задачка. Но основное задание - это
покрыть территорию, довольно большую территорию леса, поля, пруда современным
искусством.
Заславский:
Это сколько, 50?
Бочевар:
100 гектаров,
по-моему.
Заславский:
А я слышал, что в этом году вы немножко сузили вот это самое пространство,
вполовину, и решили, что покроете 55. Где-то я это прочитал уже.
Бочевар:
Очень может быть. Честно говоря, мерила шагами, гектарами не мерила, но шагами
мерила и много. А сузила потому, что хотелось создать некую плотность между
объектами, для того, чтобы донести идею в более концентрированном таком виде.
Заславский:
Поскольку все-таки "Архстояние" не первый год, а вы были раньше на
нем?
Бочевар:
Я была в позапрошлом году.
Заславский:
Это когда Кулик был, да?
Бочевар:
Нет, он был в позапозапрошлом. А я была приглашена моим другом Петей Айду,
который стал участником программы этого года.
Заславский:
И в прошлом тоже был году.
Бочевар:
Вот
в прошлом - не знаю, по-моему, нет, в прошлом его не было. А вот в позапрошлом
был его концерт, и я была приглашена. И никогда бы в жизни не подумала, что
меня пригласят на такое замечательное и большое мероприятие. Очень понравилось,
сразу как-то влюбилась в это место дивной красоты и вообще в весь этот проект.
Заславский:
Есть ли какое-то движение? Это, наверное, уже вопрос к Александру Панову. Можно
ли говорить о том, что идет какое-то развитие этого проекта, и в какую сторону?
Панов:
Ну, проект действительно радикально меняется. Дело в том, что в данном случае я
могу говорить не как арт-критик, а, в общем, как...
Заславский:
Соучастник?
Панов:
Соучастник, да, и отец-основатель. Не хочу хвалиться, но это не самое лучшее,
что вообще в принципе, наверное, с чем я останусь в истории, если останусь. Но
само название "Архстояние" принадлежит мне. И когда все это
замышлялось восемь или даже десять лет назад...
Заславский:
А в этом году это какой был, седьмой?
Бочевар:
Восьмой.
Панов:
Восьмой, если не считать, что были два зимних "Архстояния", которые
как бы не считаются, потому что тогда, в общем, по большому счету, десятый. И
тогда это замышлялось как действительно фестиваль архитектурных объектов, когда
архитекторы выступают как художники, именно как художники, и пользуясь этой вот
уникальной территорией национального парка "Угра" (тогда не было еще
вот той основной площадки, где "Архстояние" проходило в этом году),
делают то, что они хотели бы сделать для себя, без заказа, без конкретного
потребителя, просто выступая как художники. Сейчас один из девизов фестиваля -
это "Архитектура без архитектуры". Хотя, насколько я понимаю, в
следующем году кураторы будут опять возвращаться именно к архитектурной
тематике. Но все равно эти объекты, которые делали архитекторы, это все равно
были произведения современного искусства, и это были такие забавы в хорошем
смысле, достаточно дорогостоящие, кстати, забавы, и архитекторы часто
оплачивали просто из собственного кармана. Теперь это действительно
фестиваль просто искусства с поэтическими чтениями (очень хорошими, кстати, в
этом году), с показом фильмов на открытом воздухе, с музыкальными перформансами.
То есть фестиваль расширяется.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью