Картинка

Интервью "Архстояние" продолжает расширяться

4 августа 2013, 22:36

Персоны

В деревне Никола-Ленивец Калужской области завершился трехдневный фестиваль "Архстояние". В этом году инсталляции, перформансы и архитектурные объекты были объединены темой "Выход из леса". Культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал о фестивале с художницей Екатериной Бочевар и арт-критиком Александром Пановым в эфире радио "Вести ФМ".

Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. Ну и вот в июле традиционно в Калужской области проходит фестиваль "Архстояние", и поговорить об этом стоит, хотя бы потому, что уже традиционно огромное количество людей, тысячи, выезжают из Москвы и едут туда, в деревню Николо-Ленивец. Хотя это не самый ближний путь, это 140 с лишним километров, по-моему. И я приветствую в студии художника, куратора этого года Катю Бочевар. Здравствуйте, Катя.

Бочевар: Здравствуйте.

Заславский: И арт-критика Александра Панова. Добрый день, Александр.

Панов: Добрый день.

Заславский: Ну, как я понимаю, вы первый раз были в этом году куратором "Архстояния".

Бочевар: Да, вообще приглашенных кураторов "Архстояния" только два. Три года назад это был Кулик и в этом году  это я. До этого "Архстояние" справлялось без приглашенных кураторов, может быть, и в дальнейшем будет справляться, но так получилось, что в этом году пригласили меня, за это очень благодарна и очень этим горжусь.

Заславский:  Техзадание какое было?

Бочевар: Во-первых, задание было не столько технических вначале, сколько интеллектуальным,  задачка. Но основное задание - это покрыть территорию, довольно большую территорию леса, поля, пруда современным искусством.

Заславский: Это сколько, 50?

Бочевар: 100 гектаров, по-моему.

Заславский: А я слышал, что в этом году вы немножко сузили вот это самое пространство, вполовину, и решили, что покроете 55. Где-то я это прочитал уже.

Бочевар: Очень может быть. Честно говоря, мерила шагами, гектарами не мерила, но шагами мерила и много. А сузила потому, что хотелось создать некую плотность между объектами, для того, чтобы донести идею в более концентрированном таком виде.

Заславский: Поскольку все-таки "Архстояние" не первый год, а вы были раньше на нем?

Бочевар: Я была в позапрошлом году.

Заславский: Это когда Кулик был, да?

Бочевар: Нет, он был в позапозапрошлом. А я была приглашена моим другом Петей Айду, который стал участником программы этого года.

Заславский: И в прошлом тоже был году.

Бочевар:  Вот в прошлом - не знаю, по-моему, нет, в прошлом его не было. А вот в позапрошлом был его концерт, и я была приглашена. И никогда бы в жизни не подумала, что меня пригласят на такое замечательное и большое мероприятие. Очень понравилось, сразу как-то влюбилась в это место дивной красоты и вообще в весь этот проект.

Заславский: Есть ли какое-то движение? Это, наверное, уже вопрос к Александру Панову. Можно ли говорить о том, что идет какое-то развитие этого проекта, и в какую сторону?

Панов: Ну, проект действительно радикально меняется. Дело в том, что в данном случае я могу говорить не как арт-критик, а, в общем, как...

Заславский: Соучастник?

Панов: Соучастник, да, и отец-основатель. Не хочу хвалиться, но это не самое лучшее, что вообще в принципе, наверное, с чем я останусь в истории, если останусь. Но само название "Архстояние" принадлежит мне. И когда все это замышлялось восемь или даже десять лет назад...

Заславский: А в этом году это какой был, седьмой?

Бочевар: Восьмой.

Панов: Восьмой, если не считать, что были два зимних "Архстояния", которые как бы не считаются, потому что тогда, в общем, по большому счету, десятый. И тогда это замышлялось как действительно фестиваль архитектурных объектов, когда архитекторы выступают как художники, именно как художники, и пользуясь этой вот уникальной территорией национального парка "Угра" (тогда не было еще вот той основной площадки, где "Архстояние" проходило в этом году), делают то, что они хотели бы сделать для себя, без заказа, без конкретного потребителя, просто выступая как художники. Сейчас один из девизов фестиваля - это "Архитектура без архитектуры". Хотя, насколько я понимаю, в следующем году кураторы будут опять возвращаться именно к архитектурной тематике. Но все равно эти объекты, которые делали архитекторы, это все равно были произведения современного искусства, и это были такие забавы в хорошем смысле, достаточно дорогостоящие, кстати, забавы, и архитекторы часто оплачивали просто из собственного  кармана. Теперь это действительно фестиваль просто искусства с поэтическими чтениями (очень хорошими, кстати, в этом году), с показом фильмов на открытом воздухе, с музыкальными перформансами. То есть фестиваль расширяется.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация