Авторазборки Не нарушать и не попадаться: жизнь автомобилистов после 1 сентября
Персоны
С 1 сентября у автомобилистов начинается новая жизнь. Александр Злобин в эфире "Вестей ФМ" поговорил с генерал-майором полиции, замначальником главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимиром Кузиным.
Промилле больше нет
Злобин: Приветствую всех! В студии Александр Злобин. Это большая автомобильная программа на радио "Вести ФМ", и как всегда мы обсуждаем главные новости и тенденции автомобильного мира. С сегодняшнего дня, с 1 сентября, начинает работать целый пакет поправок, внесенный в так называемые автомобильные статьи Кодекса об административных правонарушениях. На мой взгляд, это самые масштабные изменения за последние годы. Разобраться в деталях, в нюансах всех этих изменений нам поможет (мы узнаем всю информацию буквально из первых рук) - генерал-майор полиции, замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Викторович Кузин. Владимир Викторович, приветствую вас в нашей студии!
Кузин: Здравствуйте!
Злобин: Огромное количество новых поправок, изменений, из-за которых были споры много месяцев, поэтому начнём, наверное, с самой спорной. В КОАП введён пункт о возможной суммарной погрешности прибора, с помощью которой проверяется водитель на состояние алкогольного опьянения: 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха, промилле больше нет. Означает ли это, что приборы будут показывать водителю и сотруднику ГАИ именно вот эти миллиграммы?
Кузин: Действительно, этот спорный момент длительный период времени обсуждался всеми - от обывателей до самого высшего уровня. Мы прекрасно это знаем. Вот вы говорили, что это наиболее масштабный закон. Действительно, предыдущий такой же комплексный, подобный этому большой закон рассматривался в 2007 году.
Злобин: Шесть лет.
Кузин: Да, в 2007 году, так называемый 210-й закон, который тогда, помните, ввёл систему автоматической видеофиксации. Это основное, но также было очень большое количество изменений. Возвращаясь к вашему вопросу, действительно, вот эти обсуждения, - можно пить, нельзя ли пить, сколько можно выпить, через какое время сесть за руль - привели к жёсткому решению - ликвидировать допустимые нормы, которые были введены в 2008 году, и это долго обсуждалось. Но и теоретические споры, и практическое применение, в общем-то, показали, что всё-таки абсолютного нуля не бывает. Это раз.
Злобин: То есть ваше ведомство с этим в принципе согласно.
Кузин: Мы не медики, абсолютный ноль, не абсолютный ноль - это не наша прерогатива, это прерогатива Министерства здравоохранения. Они высказываются по этому вопросу. Наше поле - это применение этих приборов. Мы прекрасно видели, что приборы, которые мы применяли, естественно, выпускаются с различными долями погрешности. При этом погрешность у разных приборов абсолютно разная, а мы учитывали, это естественно, наиболее постоянную константу, это абсолютная погрешность прибора. Она была различной - от 0,02 до 0,05 и даже выше. Постановление правительства говорило о том, что человек находится в состоянии опьянения, если показания прибора превышают его погрешность. Но, тем не менее, возникало очень много споров, доводящих вплоть до судебных решений, которые были связаны с так называемыми дополнительными погрешностями, которые зависят от температуры, от влажности, даже от количества выпитого тем лицом, которое проверяется.
Злобин: Как? Либо он пьяный, либо он не пьяный. Как это?
Кузин: Прибор показывает цифры, чем больше воздействие на прибор паров алкоголя, тем они по-другому показывают.
Злобин: Коэффициент получается.
Кузин: Да, совершенно верно. И поэтому когда готовился вот этот законопроект и шли большие споры, было поручение правительства Министерству промышленности, в ведении которого находится Росстандарт, - провести исследования всей приборной базы и вывести всё-таки некий результат. И в итоге была предложена суммарная погрешность, максимальная, выше которой...
Злобин: Учитывающая всё - технику, влажность, ветер, атмосферу.
Кузин: Да, учитывающая всё. И вот была названа эта цифра - 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха, которая и была принята за основу в этом законе. То есть сам закон говорит о том, что употребление веществ, вызывающих опьянение, категорически запрещено, а когда осуществляется проверка, факт употребления будет установлен, в случае превышения этой суммарной погрешности.
Злобин: И на экране прибора будет именно в миллиграммах спирта на литр.
Кузин: Именно в миллиграммах. Мы после того, как закон был опубликован, тут же разослали в свои подразделения указание о том, чтобы начать использовать приборы исключительно с градуировкой, которая показывает миллиграммы на литр выдыхаемого воздуха. То есть никакого другого быть не должно.
Злобин: Всё остальное будет что-то неправильное.
Кузин: Да, оно уже не имеет законной силы.
Злобин: Понятно. Ну, как объяснил нам инициатор этих поправок, эти 0,16 мг спирта на лист - это примерно, если брать промилле, те же самые 0,3, которые и были.
Кузин: Ну, не знаю. Я не готов здесь ответить. Поскольку закон не предусматривает никакого перевода, не говорит о том, что медики могут там брать анализ крови или пользоваться какими-то методиками. И поэтому мы на сегодняшний день ни о каких промилле здесь не говорим.
Злобин: Понятно. У вас стандартно, по закону. Хорошо. А вот сама процедура освидетельствования на состояние опьянения - каким-то образом меняется в связи с новыми поправками или всё остаётся так, как это было раньше?
Кузин: Процедура остаётся та же самая, только изменяется параметр, когда именно человек считается находящимся в состоянии опьянения. То есть раньше было вот с этой абсолютной погрешности, теперь уже с 0,16 миллиграммов. Но при этом я хочу отметить, что закон увеличил количество лиц, которые будут подвергнуты освидетельствованию на состояние опьянения. РАньше было, что лица, у которых имеются признаки, отстраняются от управления, они должны пройти освидетельствование. Теперь также в число лиц, которые обязаны будут пройти освидетельствование, включены совершившие ДТП с причинением вреда здоровью человека. Это статья...
Злобин: Любое, включая лёгкое? Любое.
Кузин: Да. Статья 12.24, которая предусматривает ответственность за лёгкий вред, средний вред.
Злобин: А вот была такая полезная идея, высказывалась, в том числе и сотрудниками вашего ведомства, чтобы сделать как на Западе. Проводить такие экспресс рейды с трубками, с лёгкими такими, и только уже подозрительных водителей, которые ну, вот явно что-то не то, направлять на вот эту довольно хлопотную и длительную процедуру полноценного освидетельствования. Вот сейчас, я понимаю, что в этих поправках этого нет, но такая идея как-то прорабатывается? Она на самом деле может спасти многие жизни.
Кузин: Ну, это уже не идея, это практика. Мы эту практику проводим уже длительный период времени, практически с начала года. Так называемые массовые проверки на выявления лиц, находящихся в состоянии опьянения. То есть, когда человек не проводит процедуру в процессуальном порядке...
Злобин: Без протокола.
Кузин: Да. Когда массово останавливаются водители, и им предлагается пройти процедуру. Просто дунуть в прибор. Занимает это буквально секунды. Если никаких оснований для подозрений нет, то ему желают доброго пути, он дальше продолжает движение. А если признаки опьянения есть, либо он отказывается от процедуры, тогда уже вступает в силу процессуальная норма.
Злобин: Но он имеет право от этого отказаться и проследовать уже в автобус, туда, где полноценное освидетельствование?
Кузин: Естественно. Конечно.
Злобин: А вот такого рода использование трубочек, нет ли здесь потенциальной коррупционной составляющей? Потому что если прибор у нас опечатан, имеет номер, выдаёт чек в автоматическом режиме, снимается трубочка...
Кузин: Да, снимаем.
Злобин: Ну, понятно, там она запечатанная. То есть тут сделано всё, чтобы ничего нельзя было подделать. То вот это такая трубочка, которая в руках у инспектора, должна иметь какой-то номер, иметь какие-то сертификаты?
Кузин: Любой прибор, который используется сотрудником, официально допущен к применению, зарегистрирован у нас, то есть он выдаётся как табельное оружие.
Злобин: То есть конкретному сотруднику.
Кузин: Совершенно верно. Поэтому ничего другого быть не должно. И любое лицо, которое подвергается освидетельствованию, вправе потребовать осмотреть прибор, увидеть его номер. В протоколе должен быть указан сертификат соответствующего...
Злобин: А разве протокол в этом случае пишется, если это такой экспресс-анализ?
Кузин: Нет. Когда экспресс - нет. Я говорю, когда полноценная процедура.
Злобин: Полноценная - не вопрос. Вот с этим как?
Кузин: А здесь он использует точно такой же прибор. Точно такой же прибор, официально допущенный. Ничего другого мы не используем.
Злобин: Такой же большой?
Кузин: Абсолютно верно.
Злобин: Из которого вылезает чек.
Кузин: Есть различные модификации. Не обязательно сам прибор выдает чек. Он может быть подключен к принтеру. Мы действуем исходя из того - чем сотруднику удобнее работать, но это должен быть официальный прибор.
Злобин: Понятно. То есть даже в ходе вот этого экспресс-анализа без протокола это официальный прибор, который выдаёт чек.
Кузин: Да. Совершенно верно.
Злобин: И если это без чека, то это что-то уже...
Кузин: Да, конечно.
Злобин: Это неправильно. Повод задуматься. Это очень важный момент, потому что бывают, как вы понимаете, самые разные ситуации.
Кузин: Но, как правило, вы знаете, здесь каких-либо нарушений закона не предполагается. Почему. Потому что мы их называем массовыми проверками. То есть это выезжают несколько экипажей - до 10. Когда в определённых местах, где не затруднено движение, останавливаются все подряд, где стоит обычно передвижная медицинская лаборатория. Плюс к этому привлекаются журналисты, общественность, то есть это делает инспектор не единолично.
Злобин: Это важно.
Кузин: И поэтому здесь коррупционная составляющая сводится к нулю.
Злобин: К нулю. Согласен. Абсолютно верно.
Как теперь вернуть водительские права
Злобин: Следующий вопрос. О новациях, которые вводят поправки в Кодекс: возврат прав только после теоретического экзамена. Это будет обычный или какой-то особый теоретический экзамен?
Кузин: Немного поправлю. Речь идёт не о сдаче экзамена, а о проверке знаний правил дорожного движения. По сути, это будет тот же самый, ну, можно на бытовом языке назвать - экзамен, по тем же самым билетам, только за изъятием тех вопросов, которые не относятся к правилам дорожного движения. Вы знаете, что...
Злобин: Глубина протектора...
Кузин: Да, там есть чисто технические вопросы. Оказание медицинской помощи...
Злобин: Ширина шины.
Кузин: ...как двигаться. Да, эти. Поскольку порядок возврата определяется правительством, правительство издаст постановление, которое будет регламентировать порядок возврата водительского удостоверения. Поэтому в рамках его, соответственно, сотрудники и будут действовать.
Злобин: А этот экзамен будет платный или беслпатный?
Кузин: Здесь не говорится о плате. Здесь речь идёт о проверке знаний. На него даже госпошлина не предусмотрена.
Злобин: Вот, я о пошлине говорю, естественно.
Кузин: Конечно.
Злобин: А если человек не прошёл?
Кузин: Значит, он должен пойти повторно. Только после проверки. Нулевое знание правил не позволяет выдавать ему водительское удостоверение.
Злобин: Не, ну 90-процентное, пусть он там три ошибки сделал.
Кузин: Нет. В этом проекте постановления, которое сейчас готовится, предполагается, что порядок определения будет устанавливаться министерством. Так же, как и на сегодняшний день допускается определенное количество ошибок при сдаче экзамена. Так и здесь, соответственно. Допустим, из 17 вопросов водитель может допустить, ну, одну - две ошибки. Я пока предполагаю. Если он их допустил - считается сдавшим. Нет - придётся ему приходить повторно через семь дней.
Злобин: Через семь дней. Имеет право бесконечно приходить и учиться, учиться и учиться, получать.
Кузин: Да.
Злобин: Следующий пункт, связанный с возвратом прав тем водителям, кто был лишен по статьям, связанным с употреблением алкоголя или наркотиков. Только после медосвидетельствования. Это будет такая же обычная справка, как сейчас мы представляем в ГИБДД, когда меняем права или что-то посерьёзней? Типа вот "идиотентест" в Германии.
Кузин: Я думаю, что законодатель, когда предполагал подобную норму, понимал, что человек, который сел за руль в состоянии опьянения, потенциально опасен, и у него есть какие-то нарушения, которые являются медицинским противопоказанием к нахождению за рулем. И поэтому, несмотря на то, что на сегодняшний день медицинская справка действует в течение 5 лет, законодатель определил, что, если он был привлечён к ответственности за управление в состоянии опьянения, то он после этого должен пройти полноценное медицинское освидетельствование.
Злобин: Но такое же, как мы проходим при плановой замене прав...
Кузин: Абсолютно. Другого ничего не предполагается. Нет, именно только об этом...
Злобин: То есть нарколог, никаких дополнительных...
Кузин: Как при любой плановой проверке, точно так же.
Злобин: То есть не как в Германии с "идиотентестом".
Кузин: Нет, этого не предполагается.
Злобин: Пока не предполагается. Хорошо. Впервые этими поправками введена такая норма, как повторность нарушений, в результате которых резко увеличивается наказание за одно и то же правонарушение. Ну, я думаю, мы об этом поговорим в следующей части нашей программы буквально через несколько минут после короткого выпуска новостей на "Вестях ФМ".
Наказание за повторное нарушение было всегда
Злобин: Итак, мы продолжаем обсуждать пакет поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые касаются нашей автомобильной жизни, получаем информацию и все детали из первых рук у замначальника российской ГАИ Владимира Викторовича Кузина. Итак, повторность нарушений. Наказание резко ужесточается. Например, проезд на красный свет: первый раз 1000 рублей, второй - уже 5000 рублей или на небольшой срок изымаются права. Это повторное нарушение. Как будет исчисляться повторность?
Кузин: Я хочу сразу сказать о том, что наказание за повторное нарушение было всегда, оно не появилась только с этим законом, поскольку обстоятельством, отягчающим ответственность, всегда было совершение повторного правонарушения. Просто сейчас в законе появились добавления. В частности, вводится наказание за повторное превышение скоростного режима. Наказание за повторное управление транспортным средством, незарегистрированным в установленном порядке, ну и ряд других. Что же всё-таки является повторностью? Повторностью является совершение правонарушения в период наказанности, то есть когда человек считается подвергнутым административному наказанию. Вот этот период исчисляется следующим образом. Он начинаетсяс момента вступления в законную силу постановления и заканчивается по истечении момента окончания исполнения наказания. То есть, бытовым языком скажу, существует, допустим, два вида наказания. К примеру, штраф. Значит, с того момента, как человек оплатил штраф, то есть исполнил наказаниен, с этого момента пошёл год.
Злобин: Год. То есть с момента уплаты штрафа.
Кузин: Да. Если в течение этого года он совершит правонарушение, то оно будет считаться повторным.
Злобин: А правонарушение именно такое же?
Кузин: Да.
Злобин: Вот если оштрафовали человека за проезд на красный свет, то следующая повторность будет именно за красный свет, а не за превышение скорости.
Кузин: В этой статье написано: совершение повторного деяния, предусмотренное частью первой. Конечно.
Злобин: Именно такое. Понятно. А если человек не платит по тем или иным причинам, не оплачивает штраф?
Кузин: Ну, он сам себе продлевает срок наказанности.
Злобин: Повторности.
Кузин: Да.
Злобин: И будучи пойманным за то же нарушение, он идёт повторником, рецидивистом...
Кузин: Конечно.
Злобин: Это очень важный момент.
Кузин: Так же, как и лишение прав управления. Когда срок лишения прав у человека подошел к концу, он получил водительское удостоверение, и пошёл год, в течение которого, если он совершит правонарушение, оно будет считаться совершенным повторно.
Злобин: Я так понимаю, что повторное нарушение может и камера зафиксировать?
Кузин: Может.
Злобин: Естественно. И красный свет и скорость. Но в этом случае только штраф...
Кузин: Закон говорит о том, что в случае фиксации нарушения в автоматическом режиме назначается исключительно штраф, и то в наименьшем пределе, который предусмотрен санкцией данной статьи.
Злобин: Потому что не доказано, что собственник был за рулём.
Кузин: Да. Поэтому здесь упрощённая процедура привлечения к ответственности, она делает в этой части некие послабления, так скажем.
Транзитные номера
Злобин: Следующая тема, которая, мне кажется, для москвичей, петербуржцев и огромного количества других россиян очень важна после ряда страшных автомобильных трагедий, аварий, это тема транзитных номеров. Вот сейчас каким сроком исчисляется законное действие транзитных номеров?
Кузин: Транзитный регистрационный знак действует в течение 20 дней с момента его выдачи.
Злобин: Только 20 дней.
Кузин: Да.
Злобин: И никакие уловки юридического свойства, какие-то дополнительные бумаги их автоматически не продлевают.
Кузин: Ни в коей мере. Лицо, которое хочет по каким-то причинам продлить действие транзитных номеров - допустим, он не продал машину в течение 20 дней, ему нужно дополнительное время, в этой ситуации он обращается в подразделение Госавтоинспекции с тем, чтобы продлить регистрационный знак. У него этот регистрационный знак изымается...
Злобин: Старый.
Кузин: Да. И ему выдаётся новый на те же самые 20 дней с уплатой госпошлины, которая необходима при осуществлении таких регистрационных действий.
Злобин: И вот есть пункт в этом пакете поправок "Управление автотранспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке". Это имеется в виду те, если просрочены, в том числе, если просрочены транзиты?
Кузин: Нет. Значит, смотрите, ситуация какая. У нас существует часть 1 в статье 12.1 "Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке". Что это такое. В соответствии с законом гражданин, приобретший в собственность транспортное средство, обязан в течение 10 суток зарегистрировать транспортное средство.
Злобин: А если оно просто в гараже стоит и не ездит?
Кузин: Всё равно, когда поедет, он уже будет ехать...
Злобин: А, чтобы ездить, понятно!
Кузин: Конечно.
Злобин: Понятно. Чтобы ездить.
Кузин: В этот период времени он уже будет нарушать закон. Соответственно, если гражданин, как мы сказали, поедет уже сверх того срока, который предусмотрен транзитным номером, он точно также будет нести ответственность за управление незарегистрированным транспортом в установленном порядке. Но! Здесь хочу добавить, вы как раз про повторность говорили, о том, что если его один раз оштрафовали за это, а он продолжает ездить...
Злобин: И первый раз там немного, там 1000 рублей, кажется, по-новому.
Кузин: Там да, увеличен. На сегодняшний день у нас штраф 300 рублей, он увеличивается до 500-800 рублей.
Злобин: А, до 500-800.
Кузин: Теперь как раз вводится новая часть, которая предусматривает наказание в случае повторного нарушения, предусмотренного частью 1. Так она как раз повлечёт штраф в размере 5000 рублей либо лишение прав на срок от одного до трёх месяцев.
Злобин: Это может решить проблему.
Кузин: Это серьёзно. Думаю, что решит проблему как раз незаконного управления транспортным средством с просроченным транзитами. Зачастую люди это делают для того, чтобы избежать уплаты транспортного налога.
Злобин: И это бывает.
Кузин: Да. Возможности избежать ответственности каким-то образом, если его сложно будет установить по каким-то причинам.
Злобин: Ну, да, за нарушение.
Кузин: Затёртый регистрационный знак, там ещё какие-то моменты...
Злобин: А камеры будут ловить транзитные номера и, соответственно, соотносить с базой данных? Не является вот, допустим, там 20 января, а поймала камера машину, автомобиль с транзитными номерами, автомат умный, компьютер, соотнёс с базой данных транзитных номеров, выяснилось, что он выдан там, не знаю, в начале декабря. Прошло полтора месяца. Или пока такой системы нет?
Кузин: Это технически возможно, проблем никаких нет. Выдача транзитного регистрационного знака является регистрационным действием. И всё это заносится в карточку учёта и, соответственно, в базу данных. Поэтому, когда компьютер, проверяя по базе данных собственника, тут же найдёт этот транзитный регистрационный знак и определит этого собственника. Там есть некие сложности по привлечению к ответственности. Когда мы направляем так называемое "письмо счастья" этому лицу, а оно к этому моменту могло уже перепродать транспортное средство, тогда нам нужно будет находить новое лицо, которое предоставит нам договор купли-продажи (а на сегодняшний день мы не можем, как раньше, помните, перепродать автомашину только предварительно зарегистрировав её). На сегодняшний день можно ещё и до регистрации продать. Поэтому вот здесь есть некие сложности с привлечением. Но технически, юридически это возможно. На самом деле это делается.
Злобин: А вот повторность в случае с просроченными транзитными номерами будет считаться, если такое же нарушение с любым, уже с новым транзитным номером? Ну, допустим, человек попался на просроченном номере, осознал, пошёл поменял номер, как вы говорите, в установленном порядке...
Кузин: И опять.
Злобин: И после этого опять катается там 3 месяца на новом транзитном номере. Повторность попадает?
Кузин: Статья не говорит о регистрационном знаке, она говорит о повторном совершении правонарушения, предусмотренного частью 1... А часть 1 говорит: "Управление...
Злобин: То есть новый, другой...
Кузин: Конечно.
Злобин: Номер у меня другой, дорогой... Всё понятно. Ну, что ж, будем надеяться, что это решит...
Кузин: Можно провести аналогию. Когда он превысил скорость один раз в 60 километров в час, а второй раз 65 километров в час.
Злобин: То есть другое нарушение. В принципе, действительно другое. Хорошо.
Как избавиться от засилья литовских номеров
Злобин: Следующий момент, связанный с номерами, который волнует прежде всего жителей наших двух российских столиц. Это засилье литовских номеров, именно литовских. Почему литовских, никто не понимает, почему не латвийских и эстонских, но тем не менее. Вот с ними как-то... Понятно, что на них промышляют в основном незаконные таксисты, носятся по выделенным полосам и вообще создают опасные ситуации. Борьбу с ними эти поправки не предусматривают, я так понимаю?
Кузин: Да. Здесь, естественно, этого нет, потому что в принципе в соответствии с этим же законом иностранные граждане, лица без гражданства несут ответственность по тем же законам, на том же основании, что и российские граждане. Поэтому в принципе привлекать их можно точно так же. Когда он останавливается инспектором, тут проблем никаких нет.
Злобин: Нет. А камера?
Кузин: В принципе распознать регистрационный знак Евросоюза, литовские - технически возможно, но откуда его вытащить, собственника? Вот эту базу должно вести ФТС - Федеральная таможенная служба. Они на сегодняшний день фиксируют въезд этих транспортных средств. Фиксируют транспортное средство, но данных по тому, кто въехал, к сожалению, нет. Мы сейчас уже практически на выходе решения этой проблемы, и с Федеральной таможенной службой проработали этот вопрос - о том, что они будут получать полные данные и по тому автомобилю, который въехал, и, соответствии, по тому лицу, который на нём въехал.
Злобин: Независимо от того, собственник он или по доверенности?
Кузин: Совершенно... Нет, не важно.
Злобин: Просто кто был за рулём, кто управлял.
Кузин: Да. Кто за рулём. И эту базу данных они будут передавать нам. И поэтому мы будем ею активно пользоваться. То есть мы будем привлекать к ответственности это лицо. Если мы не сможем привлечь его к ответственности... водитель не сможет оплатить штраф или куда-то сбежал, то в этой ситуации мы будем передавать информацию в Федеральную миграционную службу, которая в соответствии с законом имеет право запретить въезд на территории. Российской Федерации лицам, которые неоднократно совершили правонарушение на территории нашей страны.
Злобин: То есть за фиксированные камерой безобразия, которые совершаются на машинах с литовскими номерами, будет отвечать тот, кто был за рулём в момент въезда автомобиля.
Кузин: Конечно. Да. Ну, то есть владелец транспортного средства.
Злобин: Но не факт, что он владелец. Владелец может сидеть в Вильнюсе, дать генеральную доверенность.
Кузин: Это собственник сидит в Вильнюсе. А владелец - это то лицо, которое в данной ситуации распоряжается транспортным средством.
Злобин: И он будет отвечать, независимо от того, кто был за рулём, потому что никто не знает, кто был за рулём.
Кузин: Да. Но я хочу напомнить, что такие машины, которые въехали на территорию нашей страны, не могут передаваться в управление по доверенности. Это тоже надо понимать.
Злобин: Но доверенность выписывается в Вильнюсе. Местный житель выписывает другому иностранцу, таджику или...
Кузин: Если это было сделано там?
Злобин: Да.
Кузин: Согласен.
Злобин: Хорошо. А вот когда сотрудник ДПС останавливает машину с такими номерами, он проверяет, имеет ли право данный гражданин быть за рулём машины с иностранными номерами?
Кузин: Да. Должны быть подтверждающие документы. Свидетельство о регистрации, водительское удостоверение. Должны быть документы о том, что он въехал на территорию Российской Федерации.
Злобин: Именно этот гражданин?
Кузин: Да. Но на срок до 6 месяцев.
Злобин: Да. Временный ввоз.
Кузин: Конечно. Временный ввоз.
Злобин: Понятно. А если за рулём оказывается другой человек, не тот, который ввёз?
Кузин: В этой ситуации...
Злобин: И предъявляет некую такую доверенность в простой письменной форме.
Кузин: Мы передаём такие данные на таможню. А вы знаете, что такое содержание на таможенном складе.
Злобин: Ну, это долго и...
Кузин: Да, и очень дорого.
Злобин: Понятно. Но мне кажется, всё-таки главная проблема, которую вам надо решать с другими ведомствами, это как-то добираться до собственника, который сидит в Вильнюсе.
Кузин: Да.
Злобин: И если он будет получать каждые две недели штрафы по 100 евро, он задумается, и, может быть, этот бизнес прекратится.
Кузин: К сожалению, даже если он будет получать квитанции, это не значит, что он будет их оплачивать. Потому что он находится на территории другого государства. Взыскать на территории нашего государства, не имея каких-то межгосударственных соглашений, мы, естественно, не сможем. Он просто-напросто с таким количеством штрафов не сможет к нам приехать.
Злобин: Итак, мы продолжим наш интересный разговор через 2-3 минуты после короткого выпуска новостей на "Вестях ФМ".
Пикник на обочине
Злобин: Итак, мы продолжаем обсуждать все детали, тонкости и нюансы нового пакета поправок, которые меняют нашу автомобильную жизнь в значительной степени. У нас в гостях замначальника российской ГАИ Владимир Викторович Кузин. Продолжаем получать информацию. По литовским номерам, вы послушали, есть надежда, что проблема решится. С транзитами уже вроде бы решилось, и не будет такого безобразия, как мы видим, когда бетономешалки ездят на драных транзитах, а рядом с ними "Каейны" на этих транзитах. Следующий вопрос. Впервые обратили, кажется, внимание законодатели на обочину. Уж сколько религиозных споров идёт вокруг этой обочины: можно по ней ехать, мешаю я кому, не мешаю я кому. Особенно дачники отличаются этим делом. Было 500 рублей за обочину, теперь 1500. Вот будут ли теперь реально с этим бороться, потому что мой личный опыт, опыт многих коллег говорит о том, что реально за обочину пока не наказывают.
Кузин: Ну, реально мы и боремся. Весь вопрос... на всей протяжении обочины поставить сотрудников просто-напросто невозможно, мы это прекрасно понимаем, а с другой стороны мы иной раз где-то и граждан понимаем. С учётом того, что у нас огромнейшие пробки. Хотя опять же на том же Западе обочина - это святое место. Какая бы пробка ни была, на неё никто не заедет.
Злобин: Только, если сломался.
Кузин: Только, если сломался либо это машина оперативных служб, которая куда-то спешит, и всё. Сам был свидетелем подобного. В этой части, я знаю, Подмосковье активно начинает применять меры. Конечно, может быть решен вопрос путём установки камер. Это не камеры, считывающие скорость, а это камеры, фиксирующие местоположение. То есть обычные видеокамеры.
Злобин: А камера увидит полосу?
Кузин: Она специально на неё настроена. Потому таким способом можно бороться.
Злобин: А если полосы нет? На многих подмосковных дорогах нет полосы с правого края.
Кузин: Но понятие "обочина" в правилах дорожного движения есть, поэтому исходя из этого и определяется.
Злобин: Понятно. А что вот вы посоветуете в такой вот ситуации. Вот одна полоса, стоит транспортное средство. Объезжать по обочине - полторы тысячи, объезжать по встречке - тоже полторы тысячи. Понятно, что безопаснее, конечно по обочине. Но вот как?
Кузин: Я вам скажу так. Это из теории шахматных задач. Есть такая рубрика в журнале "За рулём" с задачами на разрешение той или иной дорожной ситуации. Как должен водитель действовать при наличии знаков, обстановки, то же самое. То есть это, по сути, задачка обычная, банальная, но она решена законом. Понятно, что если подобная ситуация есть и объехать другим способом, как не нарушив правила, невозможно, то действует принцип крайней необходимости, который оговорен КОАПом. Там предусмотрено, что в случае крайней необходимости человек не несёт ответственность, поэтому это банально. Но здесь он, конечно, должен выбрать, что ему безопаснее, объехать по обочине либо выехать на встречную полосу.
Злобин: Потому что с обочины можно свернуть в кювет.
Кузин: Это должен выбрать конкретный водитель. Должен сам принимать решения.
Злобин: А вот кто определяет, была ли крайняя необходимость или не была? В одной и той же ситуации. Человек везёт беременную жену в роддом. Крайняя необходимость. Он жену предъявит и, соответственно, вопросов не будет. Другой просто спешит на работу, а третий лениво везёт тёщу с дачи, например, он может и подождать 5 минут, ничего страшного. Вот кто определяет и есть ли какие-то критерии для определения этой крайней необходимости в дискуссии, возможной дискуссии на дороге между водителем и сотрудником ДПС?
Кузин: Вообще понятие крайней необходимости дано в законе. Не важно, Уголовный кодекс либо это административный. В законе об этом сказано чётко. Что касается, как действовать, то, в первую очередь, конечно, принимает решение водитель. Я вам приведу цитату из объяснения водителя: когда он разбил другую машину, он увидел, что впереди идущее транспортное средство резко замедлило свой ход и резко остановилось, и увидел в заднем стекле лицо ребенка. Я понимаю, не успеваю остановиться, могу погубить этого ребенка, я принял решение повернуть вправо, хотя видел, что там другая машина. Вот это действие в условиях крайней необходимости. Понятно, что гражданская ответственность по поводу возмещения ущерба имела место...
Злобин: Ну, это в любом случае, да.
Кузин: ... а вопрос юридической ответственности за совершение этого, естественно, он рассматривался в условиях крайней необходимости. То есть когда больший вред может быть предотвращён меньшим вредом.
Злобин: Ну, это более-менее очевидные вещи. А когда стоит просто грузовик и мигает аварийкой, это является крайней необходимостью объехать его по встречке или по обочине?
Кузин: Но дело в том, опять же, что такое препятствие. Посмотрим правила дорожного движения, там есть понятие "препятствие". То есть это транспортное средство, не стоящее, допустим, в пробке в потоке. Это сломавшееся транспортное средство, упавшее дерево, всё, что угодно. Это препятствие. И поэтому в этих условиях, если его невозможно объехать иными способами, как совершив нарушение, то в данной ситуации, конечно, оно будет рассмотрено именно как крайняя необходимость.
Злобин: И дискуссии здесь не будет на дороге.
Кузин: Никаких дискуссий не будет.
Злобин: Это очень важно.
Кузин: А если там на месте находится сотрудник, то он не должен стоять и смотреть, как оценивают эту необходимость. Он должен принять волевое решение...
Злобин: Нет. Хороший сотрудник выйдет сюда и будет регулировать.
Кузин: Регулировать, совершенно верно.
Злобин: Но другие сотрудники, могут такие попасться, в принципе, будут стоять в 100 метрах и говорить, что вот...
Кузин: Я, честно говоря, с точки зрения руководителя не допускаю подобные вещи.
Злобин: Ну, это в идеале. Ни у кого не бывает идеальных сотрудников, иначе у нас был бы идеальный мир. Отлично. С этим мы разобрались.
Нарушил - сдай права сам
Злобин: Следующий момент. Большая, важная новация: теперь у нарушителей не будут на дорогах отбирать права и не будут выдавать так называемые временные разрешения. Человек, даже совершивший относительно тяжкое правонарушение, за которое он может быть лишен прав, все равно их не лишается. Отчасти либеральная мера. Человек может доехать до дома, если он был в отпуске в другом регионе. То есть права будут отбирать по решению суда, и человек, как я прочитал в Кодексе, обязан в течение 3-х дней после решения суда отнести в подразделение ГИБДД, которое укажет суд, эти свои права.
Кузин: Да.
Злобин: А если он этого не делает?
Кузин: А если он не сделает, то в этой ситуации, во-первых, исчисление срока лишения будет считаться с того момента, когда они будут изъяты или, когда он их сдаст. Либо у него изымут принудительно, либо он сдаст. То есть он должен всегда учитывать то, что срок у него назначен, так он и останется, вне зависимости от того, сколько дней у него пролежало это водительское удостоверение. А если он его еще и использовал к тому же...
Злобин: То есть поехал.
Кузин: Абсолютно незаконно поехал, то в силу вступает ответственность - управление лицом, лишенным права управления, предусматривающее серьёзнейшие санкции за это.
Злобин: В том числе там может и арест.
Кузин: Да, конечно.
Злобин: В том числе арест. Хорошо. А сотрудник ДПС на дороге, он же не знает, эти права были изъяты или они не изъяты. Вот они у человека есть.
Кузин: А вот для того чтобы узнать, изъяты - не изъяты, у него есть возможность обратиться к федеральной базе лиц, лишенных права управления, и уточнить, лишен человек или не лишен. На это уходит буквально секунды, минуты, не более. Если у него есть с собой портативный прибор, ноутбук или планшет, он может сам оперативно проверить. Либо взять рацию, и в течение того же времени дежурный ему даст ответ, действительно ли то водительское удостоверение или нет.
Злобин: Почему я спрашиваю, потому что как-то при остановках и проверках документов, ну, не проверяют, я вижу. Просто смотрит сотрудник и отдаёт - спасибо.
Кузин: На сегодняшний день это только необходимо было в случаях, когда вызывает сомнение подлинность водительского удостоверения, поскольку фактом изъятия водительского удостоверения являлось наличие временного разрешения. Если временное разрешение есть на руках, значит, удостоверение изъято в связи с санкцией либо он его утратил. Потому что временное выдаётся еще, когда он обращается в соответствующее подразделение по поводу утраты. Кстати, предполагается, что и здесь временное разрешение выдаваться не будет, потому что точно так же у сотрудника подразделения есть оперативная возможность проверить, лишен или не лишен человек прав управления.
Злобин: То есть, если человек честно потерял права...
Кузин: Он тут же их получит.
Злобин: Тут же получит, без всяких времянок и так далее?
Кузин: Конечно.
Злобин: Ну, это здорово.
Кузин: Предъявив соответствующие документы, которые необходимы.
Злобин: Хорошо. А если решение суда вступило в законную силу, на год лишили человека прав, и он их положил в стол. Честный человек, не ездит. Он что-нибудь нарушает или нет, если он не сдал права?
Кузин: Он нарушает закон, который обязывает его в течение 3 дней сдать водительское удостоверение после вступления в законную силу решения суда.
Злобин: А наказание за это нарушение какое?
Кузин: А наказание только срок исчисления, если он его незаконно не использовал.
Злобин: То есть если они просто у него лежат, он не ездит, будучи лишенным, он сам себя наказывает тем, что его срок...
Кузин: Увеличивается.
Злобин: Он начинается позже!
Кузин: Да!
Злобин: Он просто позже начинается.
Кузин: С момента изъятия либо сдачи.
Злобин: То есть особо умных здесь не должно быть. Отлично. А вот была такая идея останавливать машины лишенцев - тех, кого прав лишили - по номерам через камеры для дополнительной проверки. Высказывалась. Ну, и как вы относитесь к этому? Будет?
Кузин: Ну, понимаете, это может быть только в той ситуации, если единственным собственником данного транспортного средства является вот этот лишенец, как вы его назвали. Но дело в том, что транспортное средство может находиться в собственности нескольких лиц, особенно, когда это семейная машина, и она может передаваться по доверенности, и потому останавливать автомобиль только потому, что когда-то кто-то был лишен прав управления на эту машину... В этом случае мы подвергнем незаконной, необоснованной остановке очень большое количество граждан. Можем подвергнуть. Поэтому здесь, конечно, нужно подумать о возможности подобных моментов.
Злобин: Насколько это будет эффективно в отношении предотвращения аварий и так далее. Хорошо.
Записи регистратора как вещдок
Злобин: Теперь уже вопросы, может быть даже не связанные с новым кодексом. А вот сейчас, по нынешним правилам, по внутреннему распорядку, сотрудники ДПС на дорогах должны ли принимать записи регистратора как вещдок?
Кузин: В принципе, что такое доказательство по делу? Это любые вещественные документы, это показания, в том числе видеорегистратора, которые могут быть учтены при рассмотрении дела. То есть, если их принимают как доказательства, они могут использоваться среди прочего. На сегодняшний день, кстати, суды активно их используют.
Злобин: Ну, то есть непосредственно на дороге, после аварии, после какого-то происшествия можно потребовать вписать в протокол, что есть такая-то запись, и передать её инспектору?
Кузин: Совершенно верно. Конечно.
Злобин: Передать.
Кузин: Да.
Злобин: Или не передавать, потом в суд представить?
Кузин: Можно представить потом в суд. Суд затребует покадровую распечатку, чтобы избежать возможности фальсификации и видоизменения. Делается покадровая распечатка, и эксперт установит, что изменений не было и действительно либо сотрудник неправильно квалифицировал правонарушение, либо наоборот его обвинил в чём-то незаконном.
Злобин: Ну, понятно. И последний короткий вопрос, многим это интересно. Мы знаем, полиция прошла переаттестацию, было повышено довольствие, вот сколько сейчас получает сотрудник ДПС, который дежурит на дороге в Москве, в Подмосковье, ну, например, лейтенант или капитан, со всеми доплатами?
Кузин: Ну, в пределах 30 тысяч плюс-минус.
Злобин: Это лейтенант.
Кузин: Да.
Злобин: Капитан?
Кузин: Соответственно. За звание доплачивается, за выслугу доплачивается...
Злобин: Ну, 35-40, но не больше.
Кузин: Да. У него уже довольствие будет побольше.
Злобин: Ну, вообще-то целый день стоять на морозе или на жаре за такие деньги...
Кузин: Ну, довольно-таки неблагодарная работа, конечно. Сложно вдыхать свинец, который испаряется, поэтому конечно...
Злобин: Зачастую еще и негатив, который ...
Кузин: Ну, плюс эмоциональное, да.
Злобин: Даже важнее, наверно, чем свинец. Ну, что ж, я благодарю за безумно интересный разговор нашего собеседника - заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимира Викторовича Кузина. Спасибо вам огромное за подробнейшее разъяснение!
Кузин: Спасибо!
Злобин: Кто вдруг не слушал нашу программу с самого начала, полная расшифровка на нашем сайте www.radiovesti.ru в разделе программы "Авторазборки", там же можно послушать в звуке аудиозапись. Ну, а я желаю вам и не нарушать и не попадаться. Но главное - лучше всё-таки не нарушать и быть спокойным. Счастливо! С вами был Александр Злобин.