Авторазборки Машина превратилась в инструмент жизненной необходимости

25 августа 2013, 11:59

Персоны

Почему люди на дорогах зачастую ведут себя некорректно? Что за этим стоит - комплексы, психиатрические особенности? О психологии водителей Александр Злобин в эфире "Вестей ФМ" поговорил с президентом общественной организации "Движение безопасности" Натальей Агре и психологом Игорем Неждановым.

Злобин: Мой первый вопрос, наверное, будет вот такой. Дорога и автомобиль - это повод для многих людей самоутвердиться? Вот такое ощущение складывается. У них что-то не так в жизни, у них что-то не так, может быть, в семье, у них что-то не так в карьере. И когда смотришь на поведение людей на дороге, его никто не знает, кто это такой, не знают окружающие, не знают его фамилию, не знают его ситуации, вот, наверное, это все-таки больше с психологической точки зрения, вот такая вот анонимность, как в Интернете, ты в машине, никто тебя не знает, как-то проявляется на поведении водителя?

Нежданов: Ну, вы знаете, давайте тоже вот так сразу договоримся: всех под одну гребенку не грести. И водители все такие же разные, как и те, кто по дороге ходит, и часть из них, безусловно, запершись в рамках кузова, чувствуют себя как-то анонимно. Но есть люди, которые ездят на кабриолетах, и это люди, которых все видят, и они наоборот выставляют себя на показ, то есть уже тут...

Злобин: Несмотря на гарь, на смог, на жару, на отсутствие кондиционера, потому что, как вы понимаете, в кабриолете. Это люди, которые хотят показать, чего они достигли: они купили себе вторую, как минимум, машину. Ну, в московских условиях.

Нежданов: Ну, я бы не сказал, что так, они могли бы купить дорогую закрытую машину, но почему-то они купили дорогую открытую машину. А можно ехать в дорогой закрытой, опустить все стекла, и все будут тебя тоже видеть и слушать музыку, которую слушаешь ты, это тоже возможно.

Злобин: Очень важный момент, кстати, музыка, да.

Нежданов: Да. Так вот я к чему клоню? К тому, что люди все разные, и на дорогах встречаются абсолютно разные психологические типы. И вот есть люди, да, действительно, которые проявляют крайнюю степень демонстративного поведения с той целью, чтобы быть замеченными. Есть люди те, которые нычутся и прячутся за тонированными стеклами.

Злобин: А зачем им быть замеченными, если никто не знает, что это именно он - Иван Иванович?

Нежданов: А вот, вы знаете, это с детства так вот их психология складывается. У них очень сильная, яркая эмоциональность, это дается от рождения, вот эта вот яркость эмоциональная. Но при всем при этом они очень неустойчивые, они колеблются, они не могут выработать какую-то магистральную линию поведения с детства. И у них закрепляется вот эта потребность во внешней оценке, то есть когда мама тебе говорит, что правильно, что не правильно, когда друзья тебе говорят, как себя вести, а как не надо себя вести, у них это закрепляется на уровне базового мотива, и они проживают с этим всю свою жизнь. То есть такие люди, для них внешняя оценка - это как для нас с вами, допустим, хлеб, вода и еда.

Злобин: Чтобы кто-то подумал, какой он крутой, какой он смелый.

Нежданов: Абсолютно. Подумал, сказал, посмотрел.

Злобин: Пусть даже не знают, кто именно этот человек.

Нежданов: Это неважно абсолютно. То есть для них это корм, вот внешнее внимание - это корм, и они получают от этого...

Злобин: Наталья, а вот ваши исследования показывают, что вот какие-то разные психотипы водителей (естественно, все водители разные, как и люди все разные) оказывают влияние на безопасность движения, на то, как мы комфортно, насколько комфортно мы чувствуем себя на дорогах? И почему, например, все мы ездим в разной степени по дорогам Западной Европы, например, и мы видим, что поведение водителей совсем другое, хотя в Западной Европе люди тоже все очень разные.

Агре: Вы знаете, на самом деле последние 8 лет очень внимательно слежу за тем, что происходит, и в первую очередь в нашей стране. И я бы сказала, что на сегодняшний день в первую очередь машина превратилась все-таки в некий инструмент жизненной необходимости.

Злобин: То есть уже не роскошь.

Агре: То есть уже не роскошь.

Злобин: И не статус-символ?

Агре: И не статус символ.

Злобин: Да ладно! Откуда такие исследования? Почему же люди тратят огромное количество денег, чтобы обладать машиной премиум-класса, а не примерно такой же по характеристикам машиной массовых марок, скажем?

Агре: Вы знаете, если вы посмотрите на структуру все-таки марок по России, она все-таки несколько другая, нежели то, что мы видим в Москве.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Авторазборки. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация