Интервью Турбизнес попал под удар
Персоны
Каковы итоги летнего туристического сезона? Об
этом Елена Щедрунова беседовала с пресс-секретарем Российского
союза туриндустрии Ириной Тюриной в
эфире радио "Вести ФМ".
Щедрунова:
Здравствуйте, у микрофона Елена Щедрунова. У нас в студии пресс-секретарь
Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Ирина, здравствуйте.
Тюрина: Здравствуйте.
Щедрунова: Подведем итоги летнего сезона,
даже не полугода, а летнего сезона, поскольку он был бурным: тут и банкротство
довольно крупного туроператора, тут и события в Египте, которые поставили, в
общем-то, турбизнес под удар. И поговорим о том, как все-таки закончили этот летний
сезон, в который, я так предполагаю, собирается как раз максимальное количество
денег, если по сезонам разбивать. да?
Тюрина: Если бы!
Щедрунова: Вот. И перспективы
соответственно турбизнеса российского. Итак, предварительные итоги летнего
сезона.
Тюрина: Сезон очень тяжелый. Он, знаете
ли, напоминает сезон 2008 года предкризисный, когда был большой рост спроса на
турпоездки, связанный исключительно с низкими ценами на туры. Я уж не знаю,
какова будет реакция слушателей, потому что многим кажется, что это все дорого.
Но уверяю вас, что 40 процентов, порядка 40 процентов туров на рынке продаются
ниже себестоимости, в том числе 20-25 процентов продаются по символическим
ценам, типа: 135 долларов, 149 долларов, 290...
Щедрунова: И люди покупают подобные
путевки. И эти путевки исполняются?
Тюрина: Конечно, исполняются. Если
компания не рухнула, то исполняются.
Щедрунова: А за счет чего? Деньги-то
откуда у этой самой туркомпании? Потому что действительно люди себе
представляют, когда они переводят это в рубли, они понимают, что они в
Подмосковье два дня отдохнут за эти деньги.
Тюрина: Конечно, конечно. А за счет чего?
За счет того, что туроператоры, в этом и проблема как раз, туроператоры же
оплачивают перевозку на летний сезон зимой, то есть где-то за полгода уже они
выкупают блоки мест в отелях, в гостиницах и оплачивают авиаперевозку заранее.
Просчитать ее невозможно, делают они это по наитию, наугад, либо оглядываясь на
прошлый сезон. Прошлый сезон, 2012 год был неплохой, и туроператоры решили, что
и 2013, наверное, тоже будет хороший, и понаставили на многих направлений
перевозки такое количество, и заплатили за нее.
Щедрунова: Ирина, ну ведь была уже
история о том, что наши туроператоры накололись на закупке отелей, люди не
поехали, и тоже были демпинги, но связанные уже с тем, что отели были
выкуплены. Тогда были сделаны, как мне кажется, правильные выводы, стали
все-таки закупать более гибко, не стали закупать отели на весь сезон, то есть
как-то по-другому стали выстраивать контракты. С точки зрения авиаперевозок,
вот эта гибкость, она зависит от туроператоров? Или все-таки туроператоры в
данном случае должны видеть ответную гибкость авиакомпаний?
Тюрина: По-разному. И отели же тоже не
покупают просто как отели, они же покупаются в комбинации с перевозкой. И если
отели есть возможность, сейчас многие покупают уже не жесткие блоки, а мягкие,
но это довольно рискованно, потому что жесткие блоки, они твои, ты их выкупил,
и никто ими больше распоряжаться не может, а мягкие блоки - это так, знаете,
мягко. То есть если вдруг понадобилось, то гостиница эти места отдаст, а ты на
них рассчитываешь, но ты их не выкупил, это мягкий блок. Перевозку закупают
сильно вперед, я уже сказала, за полгода.
Щедрунова: Да, да.
Тюрина: Ну невозможно прикинуть точно и
даже, в общем, получается, что и сильно приблизительно, сколько надо брать
мест.
Щедрунова: И с авиакомпании никак
невозможно договориться, чтобы все-таки сократить вот этот срок?
Тюрина: Невозможно, это невозможно,
потому что куча обязательств, во-первых, перед авиакомпанией. Если ты начинаешь
сокращать программу, ты теряешь большие деньги у компаний, авиакомпанией
освобождаются емкости, самолеты, которые не могут стоять, их тоже надо куда-то.
Авиакомпания рассчитывала, что они будут летать на твоем направлении
операторском, у тебя обязательства перед гостиницами, а ты гостиниц закупил под
количество перевозки. Тут такой сложный, такая сложная цепь, что разомкнуть ее
ну просто иногда невозможно. И в результате туроператоры, которые за все это
уже заплатили, они хотят эти деньги вернуть.
Щедрунова: Хоть в каком-то количестве.
Тюрина: Конечно, хоть сколько-то. Поэтому
они начинают сбрасывать цены для того, чтобы вернуть хоть что-то. И люди,
которые и не собирались, может быть, ехать за границу, у них нет денег, увидев
эти цены, едут за границу. И получается, спрос большой, поток людей большой, а
чем больше людей ты отправил в минус, тем больше минуса у тебя накопилось.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью