Интервью Леонид Ярмольник: "Трудно быть богом" может изменить отношение к жизни
Персоны
Алексей Герман снимал главный фильм своей жизни почти 15
лет. Почему надо посмотреть этот фильм? О последней киноленте Германа "Трудно
быть богом" культурный обозреватель Антон
Долин беседовал с исполнителем главной роли Леонидом Ярмольником в эфире радио "Вести ФМ".
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня гость нашей студии - артист и
продюсер Леонид Ярмольник. Леонид, здравствуйте.
Ярмольник: Здравствуйте.
Долин: И я весь трепещу в предвкушении
объявления темы нашего разговора. Дело в том, что фильм Алексея Юрьевича
Германа "Трудно быть богом", работы над ним велись практически
полтора десятилетия, и этот фильм, в общем, в довольно драматических
обстоятельствах завершался уже после смерти его автора, этот фильм все-таки
добрался до экранов. Скептики, которые не верили, что это когда-нибудь
случится, посрамлены. Мировая премьера - это 13 ноября, Римский международный
фестиваль, и в самом начале 2014 года фильм будет на экранах. Для тех, кто
вдруг почему-либо это не помнит или не знает, Леонид Ярмольник там сыграл
главную роль, и я убежден, что лучшую роль за свою карьеру, во всяком случае из
киноролей. Леонид Исаакович, скажите, а вот у вас это ощущение есть ли, было
ли? И если было, то на каком этапе оно появилось? Когда Герман позвонил и
позвал, или когда были закончены, не знаю, финальные какие-то строчки
озвучания?
Ярмольник: Сначала было пижонское
ощущение, когда Герман утвердил, я был счастлив: как, я у Германа снимаюсь, уже
как бы дело сделано. А абсолютное понимание того, что это не похоже на все, что
я делал в своей жизни в этой профессии, конечно, с годами, притом не в первый,
не во второй, не в третий, не в четвертый год, а где-то год на седьмой.
Понимание это наступило, знаете, отчего? Оттого, что мне было все равно,
сколько еще будет сниматься и делаться эта картина, клянусь, мне было все
равно. Обычно артисты все хотят закончить кино, хотят премьеры, хотят, чтобы
зритель аплодировал, поздравлял или ругал, хотят увидеть результат. А у меня
наступил такой момент, что мне результат не важен. Я все равно считаю, что то,
что я прожил с Германом, и то, что мы сделали эту работу, меня сделало другим,
я по-другому отношусь к этой профессии, к этому виду искусства, если хотите.
Это очень трудно объяснить в двух словах, это целая жизнь.
Долин: Мне-то кажется, что этот фильм
способен сделать другим, хотя бы чуть-чуть, любого зрителя, который это просто
посмотрит до конца.
Ярмольник: Который пойдет на контакт.
Долин: Да. И уж если для зрителя такое
возможно, для любого человека, не только исполнителя главной роли, но для
любого там последнего-распоследнего осветителя это все равно будет ну как бы опыт,
меняющий жизнь так или иначе.
Ярмольник: Конечно. Я просто сомневаюсь в
том, что такое кино смотреть разучились. Я все время повторяю, что читать
хорошую книжку или смотреть хорошее кино - это труд, вот уставать человек
должен, когда он... Когда голова работает, человек устает. Это кино такого
толка, и я больше всего боюсь, не то что боюсь и волнуюсь, а что это кино не
каждому по силам посмотреть. Вот в этом смысле мы потеряли зрителя, мы его
испортили, если хотите, ну назовем это таким легким жанром, американским кино,
где не нужно ни думать, ты можешь уйти на 15 минут, вернуться с другим стаканом
попкорна и абсолютно понимать, что происходит дальше, и это никак ничего не
меняет. Это кино другое, оно из другого соткано, ну так, как... Вот лучшее сравнение,
вот я был потрясен, я смотрел "Андрея Рублева", наверное, лет 25
назад, и клянусь вам, что я тогда не все понял. И вот недавно его повторяли, по
каналу "Культура" я посмотрел, я оторваться не мог. Вот это кино,
которое сделал Алексей Юрьевич Герман, оно вот по воздействию, по сути и по
форме, оно ближе всего для меня к "Андрею Рублеву".
Долин:
Вот у меня был такой опыт интимный, свой. Я помню, когда у меня моему старшему
сыну было года, наверное, три, случайно включили телевизор, это тоже был канал
"Культура", и там было "Зеркало", вот этот момент из
середины: женщины левитирует, она поднимается, значит, над землей. И я помню,
это был момент какой-то магии. И мы все втроем - двое взрослых и один ребенок,
вообще ничего не понимающий, абсолютно приковались к экрану, это было некое
гипнотизирующее ощущение. И я тогда подумал о том, что ведь этот фильм... ну я
не то что наверняка, я точно знаю, я читал прессу тех времен, казался трудным,
не для всех, непонятным, а сейчас даже детям это прозрачно. Дело не в том, что
люди дозрели, время как-то дозревает само до каких-то вещей. И мы видим на
примере Германа то же самое.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью