Интервью Премия Кандинского даёт шанс новым именам
Персоны
12 декабря состоится
церемония награждения лауреатов премии Кандинского. Сейчас работы всех
номинантов можно посмотреть на выставке, проходящей в кинотеатре
"Ударник", который в скором времени заработает как полноценный музей
современного искусства. Культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с учредителем премии
Кандинского Шалвой Бреусом в эфире радио
"Вести ФМ".
Заславский:
В студии Григорий Заславский, добрый
день. И гость "Вестей ФМ" сегодня - учредитель премии Кандинского
Шалва Бреус. Добрый день, приветствую вас в студии "Вестей ФМ".
Бреус: Добрый день.
Заславский: Впереди как раз церемония
награждения премии, закрылась выставка всех номинантов. Но как вы только что
мне сказали перед началом эфире, финалистов, их работ, вот эти самые шесть,
собственно говоря, в номинации "Проект года" и вторая, главная же
номинация премии Кандинского - это "Молодой художник", "Проект
года, это все осталось в кинотеатре "Ударник" и в вашем строящемся
музее. И вот здесь вот мне интересно, вообще в какой мере сейчас и на всех
этапах ваше участие? Например, есть ли какая-то установочная беседа с
отборщиками, вы им говорите, вот что такое хорошо и что такое плохо? Или
сейчас, когда уже работает жюри, хотя я знаю, что жюри, оно знакомится еще и на
выставке с работами.
Бреус: С самого начала целью премии
Кандинского было создание независимого механизма отбора, независимой системы.
Благодаря этому мы прописали очень жесткие регламенты, и собственно функция моя
и попечительского совета - наблюдать за строгим соблюдением этих регламентов.
Жизнь доказывает всегда, что она более многообразна, чем любой документ, и мы
на протяжении семи лет существования премии вынуждены были эти регламенты
менять. Потому что оказывались лазейки, которые позволяли субъективно судить произведения,
представленные на премию. В целом мы на премию не влияем, на решение жюри, мы
наблюдаем тем не менее, чтобы там не было излишнего давления каких-либо
авторитетных членов жюри на других. Но, как правило, этого не происходит,
потому что уровень и планка людей, которые там представлены, подразумевают
ожесточенную дискуссию, но надавить и сломить, можно сказать, точку зрения
сломать чью-либо фундаментальную - это практически невозможно.
Заславский: Мне кажется, что самое
большое давление есть еще и может быть от самих авторитетов, от тех самих имен,
которые оказываются в той или в другой номинации. У вас довольно, с одной
стороны, определенная концепция Премии, что есть молодые художники и есть уже
зрелые мастера. А с другой стороны, человек и художник, который однажды уже
побывал в молодежной номинации, он естественным образом, будучи талантливым и
развивающимся, он через какое-то время переходит в следующую взрослую
номинацию. И здесь, мне кажется, что для жюри становится проблемой. С одной
стороны, конечно, хорошая группа Recycle, и об их работах, и об этой замечательной
"Букве Ф" многие говорили с большой симпатией, и к ним самим
относятся, и к этому их проекту, и Аня Желудь, ее все, как мне кажется, любят и
внутри арт-сообщества, и за его пределами. Но когда рядом есть Ирина
Нахова, то уже, мне кажется, скажут: ну, хорошо, эти молодые, они еще до вот
этой взрослой премии, они еще потерпят.
Бреус: Конечно, мы живем на обитаемом
острове, и члены жюри - такие же люди, как мы с вами. Естественно, на них
воздействует огромное количество факторов, в том числе и факторы авторитета
того или иного мастера. Но именно поэтому мы собираем большое жюри, мы
приглашаем как российских, так и иностранных специалистов, это помогает нам
держать высокий градус дискуссий и плюрализма мнений. Через многоликость жюри мы пытаемся поддерживать какую-то
среднюю составляющую, которая выравнивает вот эти перекосы, о которых вы
говорите, которые объективно существует в каждом человеке. Понятно, что когда
приходит великий художник и рядом с ним двое молодых, у тебя уже сложный выбор.
Заславский: Да, здесь все-таки ты уже в
каком-то смысле награждаешь не только за этот проект, но и за жизнь в искусстве,
и ничего в этом дурного нету.
Бреус: Ничего дурного нет, но вот нередко
нам рекомендовали несколько раз учредить номинацию "За вклад в
искусство". Но нам кажется, это менее динамичная номинация, а она такая,
консервативная номинация, и для этого, так сказать, есть "Триумф".
Заславский: Я ее называл, такая
"премия друг о друге".
Бреус:
Да, "премия друг о друге", совершенно верно. А наша задача, конечно,
подстегнуть процесс и дать шанс все-таки и новым именам и людям. Тем не менее,
конкуренция известных имен, она случается острой, в прошлом году, вы помните,
была просто жесточайшая конкуренция, в этом году такого нет, известных
художников.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью