Картинка

Интервью Премия Кандинского даёт шанс новым именам

1 декабря 2013, 22:13

Персоны

12 декабря состоится церемония награждения лауреатов премии Кандинского. Сейчас работы всех номинантов можно посмотреть на выставке, проходящей в кинотеатре "Ударник", который в скором времени заработает как полноценный музей современного искусства. Культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал  с учредителем премии Кандинского Шалвой Бреусом в эфире радио "Вести ФМ".

Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. И гость "Вестей ФМ" сегодня - учредитель премии Кандинского Шалва Бреус. Добрый день, приветствую вас в студии "Вестей ФМ".

Бреус: Добрый день.

Заславский: Впереди как раз церемония награждения премии, закрылась выставка всех номинантов. Но как вы только что мне сказали перед началом эфире, финалистов, их работ, вот эти самые шесть, собственно говоря, в номинации "Проект года" и вторая, главная же номинация премии Кандинского - это "Молодой художник", "Проект года, это все осталось в кинотеатре "Ударник" и в вашем строящемся музее. И вот здесь вот мне интересно, вообще в какой мере сейчас и на всех этапах ваше участие? Например, есть ли какая-то установочная беседа с отборщиками, вы им говорите, вот что такое хорошо и что такое плохо? Или сейчас, когда уже работает жюри, хотя я знаю, что жюри, оно знакомится еще и на выставке с работами.

Бреус: С самого начала целью премии Кандинского было создание независимого механизма отбора, независимой системы. Благодаря этому мы прописали очень жесткие регламенты, и собственно функция моя и попечительского совета - наблюдать за строгим соблюдением этих регламентов. Жизнь доказывает всегда, что она более многообразна, чем любой документ, и мы на протяжении семи лет существования премии вынуждены были эти регламенты менять. Потому что оказывались лазейки, которые позволяли субъективно судить произведения, представленные на премию. В целом мы на премию не влияем, на решение жюри, мы наблюдаем тем не менее, чтобы там не было излишнего давления каких-либо авторитетных членов жюри на других. Но, как правило, этого не происходит, потому что уровень и планка людей, которые там представлены, подразумевают ожесточенную дискуссию, но надавить и сломить, можно сказать, точку зрения сломать чью-либо фундаментальную - это практически невозможно.

Заславский: Мне кажется, что самое большое давление есть еще и может быть от самих авторитетов, от тех самих имен, которые оказываются в той или в другой номинации. У вас довольно, с одной стороны, определенная концепция Премии, что есть молодые художники и есть уже зрелые мастера. А с другой стороны, человек и художник, который однажды уже побывал в молодежной номинации, он естественным образом, будучи талантливым и развивающимся, он через какое-то время переходит в следующую взрослую номинацию. И здесь, мне кажется, что для жюри становится проблемой. С одной стороны, конечно, хорошая группа Recycle, и об их работах, и об этой замечательной  "Букве Ф" многие говорили с большой симпатией, и к ним самим относятся, и к этому их проекту, и Аня Желудь, ее все, как мне кажется, любят и внутри  арт-сообщества, и за его пределами. Но когда рядом есть Ирина Нахова, то уже, мне кажется, скажут: ну, хорошо, эти молодые, они еще до вот этой взрослой премии, они еще потерпят.

Бреус: Конечно, мы живем на обитаемом острове, и члены жюри - такие же люди, как мы с вами. Естественно, на них воздействует огромное количество факторов, в том числе и факторы авторитета того или иного мастера. Но именно поэтому мы собираем большое жюри, мы приглашаем как российских, так и иностранных специалистов, это помогает нам держать высокий градус дискуссий и плюрализма мнений. Через  многоликость жюри мы пытаемся поддерживать какую-то среднюю составляющую, которая выравнивает вот эти перекосы, о которых вы говорите, которые объективно существует в каждом человеке. Понятно, что когда приходит великий художник и рядом с ним двое молодых, у тебя уже сложный выбор.

Заславский: Да, здесь все-таки ты уже в каком-то смысле награждаешь не только за этот проект, но и за жизнь в искусстве, и ничего в этом дурного нету.

Бреус: Ничего дурного нет, но вот нередко нам рекомендовали несколько раз учредить номинацию "За вклад в искусство". Но нам кажется, это менее динамичная номинация, а она такая, консервативная номинация, и для этого, так сказать, есть "Триумф".

Заславский: Я ее называл, такая "премия друг о друге".

Бреус: Да, "премия друг о друге", совершенно верно. А наша задача, конечно, подстегнуть процесс и дать шанс все-таки и новым именам и людям. Тем не менее, конкуренция известных имен, она случается острой, в прошлом году, вы помните, была просто жесточайшая конкуренция, в этом году такого нет, известных художников.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация