Авторазборки "Светоотражающий дресс-код" надо сделать модным
Персоны
Светоотражающие элементы на одежде спасают тысячи жизней на
дороге. Если будет закон, то как наказывать пешехода, нарушившего дресс-код? В
чём гулять по ночному городу? Об этом Александр
Злобин беседовал с автоэкспертами Леонидом
Климановичем и Андреем Ломановым в программе "Авторазборки" на радио "Вести ФМ".
Злобин:
Приветствую всех, в студии Александр Злобин. Это большая автомобильная
программа на радио "Вести ФМ". Как всегда, обсуждаем главные
автомобильные новости, но теперь уже не недели, как мы делали это за последние
месяцы, а главные автомобильные новости года, конца года, предстоящего года,
которые могут так или иначе оказать то или иное влияние на нашу
автомобильную жизнь. Сегодня у нас в гостях наши эксперты - это главный
редактор канала "Авто 24" Андрей Ломанов. Андрей, приветствую вас в
нашей студии.
Ломанов: Добрый день.
Злобин: И главный редактор журнала
"Автомир" Леонид Клеманович. Леонид, приветствую вас тоже.
Клеманович: Здравствуйте.
Злобин: К концу года подошло несколько
таких интересных инициатив из разных, так скажем, мест - от общественности, от
депутатов - относительно нашей автомобильной жизни. Вот, в частности, было
предложение такое: ввести закон, который обяжет пешеходов носить обязательно на
своей одежде в темное время суток, если они находятся около дороги или на
дороге, специальные светоотражающие приборы или специальные такие полосы, но
главное, чтобы они были видны водителю. На первый взгляд, эта идея очень
хорошая, потому что это и пешеход может оказаться живым в результате и целым и
невредимым, с другой стороны - меньше будет проблем у несчастного водителя,
который в темноте, соблюдая там все правила, но вот этого пешехода, который был
в темной такой курточке, ватничке, он не заметил. Но вопрос даже не то, что
хорошо это или плохо, а в том, насколько это реализуемо и как может это
работать, и можно ли наказать пешехода. У него прав-то нету, а права гражданина
России у него не отнять, это конституция запрещает.
Клеманович: Ну а в чем проблема?
Допустим, пешехода за переход на красный свет, за переход улицы в неположенном
месте и так далее можно же наказать.
Злобин: Можно, но таких случаев было
очень немного.
Клеманович: Ну, это вопрос к нашей
доблестной, как это теперь, полиции. Может, скоро будет жандармерия называться,
потому что полиция что-то тоже не получилось, чтобы заработала. Я просто могу
сослаться на опыт соседней Белоруссии, там давно ввели, несколько лет назад
ввели вот это правило.
Злобин: Ну, в рамках закона, именно закон
такой, что обязательно носить, и есть наказание.
Клеманович: Да, да, и есть наказание.
Значит, и там это работает. Потому что даже вплоть даже во всех деревнях, везде
где угодно, это носят. Потому что начальники ГАИ, их обязали обеспечить, то
есть следить за этим вопросом и так далее. На первый раз там, я знаю, что,
например, в одном из районов предупреждал, даже начальник ГАИ лично
говорил: вот не будете носить... Надо же людям разъяснить, потому что какие-то
деревенские люди, они там: ерунду какую-то носить, непонятно что... Ну вот
провели профилактические беседы, после этого, если второй раз видели без этих
вот бликеров, стикеров, кто как их называет, без светоотражающих элементов,
наказывали. Значит, размер штрафа был там, по-моему, половина минимального
размера оплаты труда. Но сам этот вот светоотражающий элемент стоит раз в шесть
меньше, чем размер штрафа. То есть гораздо выгоднее купить несколько этих штук,
там привязать себе на куртку, ну это очень простая вещь. И даже начальник
одного, по-моему, замначальника ГАИ Республики Беларусь сказал, что надо еще
вот женщинам легкого поведения, стоящим вдоль трасс, тоже прицепить, а то их
там тоже сбивают.
Злобин: Ну, им специального цвета надо,
чтобы...
Клеманович: На что одна из этих
собственно женщин легкого поведения отозвалась: да, конечно, да хоть десять на
себя нацеплю, клиентам лучше будет видно...
Злобин: А, ну то есть это взаимная
выгода, так сказать.
Клеманович: Да. Ну, шутки шутками,
это, конечно, все такое... Статистика говорит о том, что с момента
введения вот этого правила количество наездов на пешеходов в Белоруссии,
уменьшилось количество наездов. Количество травм, количество смертей пешеходов
от наезда транспорта стало меньше. Вот и все.
Злобин: Андрей, вот тогда тебе такой
вопрос. Вот пример Белоруссии. У меня такое ощущение, ну, наверное, оно
все-таки соответствует истине, что Белоруссия, во-первых, она страна маленькая,
компактная, и райончики там маленькие, и население чуть более, скажем
так, покладистое, законопослушное, чем вот наша большая такая русская душа. У
нас это может работать как-то?
Ломанов: Все абсолютно верно. Во-первых,
я хочу сказать, что я тоже за котофотики на людях, потому что очень тяжело
водителям, особенно вот перед зимой, да и в нашу грязную погоду. А, во-вторых,
это не только белорусский опыт, это и скандинавский опыт, там дети все ходят с
этими стикерами. Вопрос только - нужно ли это законодательно или нет? Это
большой вопрос, потому что при нашей новой цифровой полиции, когда мы всю
систему контроля начинаем отдавать электронике, и не раз я об этом вообще
говорил и буду говорить.
Злобин: Имеются в виду камеры.
Ломанов: Конечно, потому что у нас идет
сокращение рядов инспекторов на улицах. А полицейскому, который, скажем, просто
ППСник, ему совершенно не интересно, идет ли этот человек со стикером или нет.
Полностью слушайте в аудиоверсии.