Интервью "Ёлки" – обязательный признак Нового года
Персоны
Новогодняя кинотрадиция
- зрителей ждут третьи "ёлки". С 26 декабря в российский прокат
выходит продолжение полюбившейся комедии, в которой с героями происходят самые
невероятные новогодние истории. Культурный обозреватель Антон Долин беседовал о
фильме с режиссёром Тимуром Бекмамбетовым в эфире радио "Вести
ФМ".
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня дорогой гость в нашей студии -
Тимур Бекмамбетов. Тимур, привет.
Бекмамбетов: Здравствуйте.
Долин: Формальный повод для наших встреч,
хотя можно много чего еще обсудить, это выход третьих уже "Елок".
Этот фильм становится или, может быть, стал уже таким же обязательным признаком
новогоднего праздника сейчас в России, как какие-то мюзикловые шоу на
телевидении, мандарины и оливье на столе.
Бекмамбетов: Это просто бальзам на
душу...
Долин: То есть это комплименты...
Бекмамбетов: Это просто страшный
комплимент, страшный. Нет ничего более значимого для меня, это дороже любого
"Оскара" и дороже любых цифр, бокс-офисов и так далее. Это правда
праздник уникальный, праздник непреходящий, может быть, ничего больше у нас в
стране нет, объединяющего нас всех вместе, как Новый год. Ну, есть праздник
Победы, но все-таки он не идет ни в какое сравнение с праздником Нового года,
потому что в это время мы празднуем победу над временем, над самими собой, над
своими обидами и всеми несчастьями и так далее. То есть это удивительный
праздник.
Долин: А скажи, пожалуйста, а когда ты
первые "Елки" задумывал, запускал, был такой план, что это будет вот
постоянная история, будут продолжения?
Бекмамбетов: Нет, не было. Было
озарение, что новогоднюю историю нужно рассказывать про много людей сразу, в
разных городах страны, и таким образом объединить, что ли, как-то вот заново
осмыслить, какая огромная страна, в которой мы живем, разная. И есть прототип
очень неожиданный у этого фильма, я не знаю, говорил или нет, это фильм
"Противостояние" 80-х годов, такой был фильм про то, как вели
следствие и гонялись за преступником по всей стране. И я его очень любил в свое
время, и любил не за то, что там был удивительный детективный сюжет,
замечательные актеры, там Басилашвили играл, Болтнев, но за то, что под
предлогом детектива показали огромную страну. И когда следователь из Сочи
подходил к телефону, глядя на прибой морской, и говорил там "привет, как
там, нашли ли вы его", а тот отвечал из Сибири, там в пургу, там где-то в
Норильске "да, ищем". То ест вот это вот ощущение, что страна живет,
вот огромная страна живет одним и тем же событием, оно удивительное. И я вот,
вспоминая именно этот сериал "Противостояние", решил сделать фильм
"Елки".
Было
много пессимистов, было много людей, объясняли мне, почему это никто смотреть
не пойдет, потому что альманахи люди не смотрят, нужен один герой, чтобы люди
ходили. Ну, то есть дистрибуционный отдел, и все аналитики говорили, что это
делать нельзя. Но надо верить себе, и так получилось, что мы тогда, и Саша
Войтинский много вложил в этот проект, нашли эту форму, когда параллельно
рассказываемые истории, вдруг ты теряешь себя, и ты вдруг становишься членом огромного
коллектива. Я такое же ощущение испытывал, вот я помню, в армии, когда я шел в
строю, ну мне было 27 лет уже, когда меня призвали, был Ашхабад, я шел в строю
и думал: какая же все это глупость, вся вот эта вот армия, я иду, шагаю, там
отбиваю ногой эту чечетку маршировочную... И вдруг, проходя мимо трибуны, когда
всем там сказали "равняйсь, смирно на трибуну", и все закричали
"Ура!", и я в друг закричал "Ура!" вместе со всеми, и
испытал такое великое наслаждение от ощущения себя причастным к какому-то
коллективу. Ну я не ожидал, потому что я был вот ровно настроен против. И это
ощущение именно я испытываю каждый раз в Новый год, и думаю, что в этом секрет
этого праздника, когда вдруг ощущаешь себя частью огромного коллектива и
растворяешься, теряешь ответственность, теряешь... ну, свобода, наступает
ощущение свободы, потому что ты не отвечаешь ни за что больше, ты один из всех,
ты больше не существуешь как личность. И это удивительное ощущение.
Долин: Ну да, то, о чем ты рассказываешь,
я с таким интересом это слушаю и с ужасом некоторым, потому что это же ощущение
абсолютного растворения некой индивидуальности в массе.
Бекмамбетов: Буддийское, буддисты страшно
этому радуются. Да, так вот мы устроены, мы все индивидуальности, но мы члены
того или иного сообщества, и момент вот этот вот растворения, ощущение, когда у
тебя появляется сил больше. То есть у меня есть силы, я могу поднять, не знаю, 70 килограммов
груза, но в этот момент у меня ощущение, что я могу поднять 7 миллионов тонн
груза. И вот у тебя ощущение супергеройское, ты просто наполняешься силами
огромного количества людей.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью