Интервью На Берлинале нашлось лишь одно место для России
Персоны
В Берлине стартовал 64-й Берлинский международный кинофестиваль, который продлится до 16 февраля. Одним из самых интригующих моментов форума станет презентация полной режиссерской версии "Нимфоманки" Ларса фон Триера. Ее покажут вне конкурса. Фильм называют самым откровенным кинособытием года. На Берлинале будет представлен и российский кинематограф. К участию в конкурсной программе, посвященной детскому кино, допущен анимационный короткометражный фильм "Мой личный лось". О фильме-дебютанте Антон Долин беседовал с режиссёром Леонидом Шмельковым и продюсером Арсеном Готлибом в эфире радио "Вести ФМ".
Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня у нас в гостях продюсер Арсен Готлиб и режиссер Леонид Шмельков. Здравствуйте, друзья.
Готлиб: Добрый день.
Шмельков: Здравствуйте.
Долин: И повод для нашей встречи, он приятный, хотя и не без легкой горчинки, слегка все это отравляющей. Открылся Берлинский международный кинофестиваль, 64-й Берлинале. И как это обычно и бывает, огромное количество всяких ярких премьер картин – от претендующей на главного "Оскара" "Аферы по-американски" до первой части "Нимфоманки" Ларса фон Триера, и включая "Гранд-Отель "Будапешт" Уэса Андерсона, который все это открывает, и "Охотников за сокровищами" Джорджа Клуни. Ну вот редкий тот год, когда для России, в общем, там места практически не нашлось. И в этом собственно и есть наша горечь, не за Берлин, а исключительно за русское кино. Но зато все-таки один отечественный фильм там обнаружился. Дело в том, что частью Берлинского фестиваля, о чем не всегда и не все помнят, является как бы отдельный конкурс Generation "Поколение", который посвящен детскому и подростковому, ну и, наверное, можно сказать, и юношескому кино. И вот в нем участвует короткометражка Леонида Шмелькова, которую спродюсировал Арсен Готлиб, соответственно наши гости, которая называется "Мой личный лось". И об этом мы будем говорить. Давайте, друзья, начнем с прагматического опроса, прежде чем мы углубимся в какие-то творческие дебри. Вот участие в прогрмме и в конкурсе дебютном, получается, Берлинского фестиваля – это просто такой комплимент создателям, просто некая приятная поездка в Берлин? Или какой-то прагматический смысл для создателей анимационной короткометражки в этом участии тоже есть?
Шмельков: Для меня это приятная поездка в хороший город Берлин, красивый. Смысл, наверное, какой-то есть, я об этом узнаю там. Если нет, тоже об этом узнаю. Не думаю, что это что-то такое особенное, просто хороший большой фестиваль, это для фильма полезно, много зрителей, много шумихи, это хорошо.
Долин: Арсен?
Готлиб: Ну, безусловно, с точки зрения какой-то экономической выгоды, наверное, это не самое важное дело. Но, собственно, когда вы делаете короткометражный анимационный фильм, это и не самая главная цель, которую вы ставите перед собой. Поэтому самое главное, что может дать фестиваль фильму, это хороший старт. Потому что все мы знаем, что "как вы яхту назовете, так она и поплывет", говоря анимационным языком. Сама картина сделана вот-вот, только-только, то есть в конце ноября появилась последняя версия фильма, и она сразу же была разослана на разные фестивали. Естественно, мы послали ее и на Берлинский фестиваль, поскольку на Берлинском кинофестивале есть, они рассматривают анимационное кино для участия в своей основной. Generation – это основная все-таки программа.
Долин: Ну, основная, в смысле она параллельная.
Готлиб: Да, она в конкурсе.
Долин: В том смысле, что это не самый главный конкурс. Есть конкурс Competition и есть конкурс вот этот вот Generation, и внутри него есть конкурс, собственно говоря, дебютов, если я правильно понимаю.
Готлиб: Ну, конкурс дебютов, он на больших фестивалях, например, в Каннах тоже есть "Золотая камера", он объединяет фильмы из всех программ.
Долин: Совершенно верно.
Готлиб: Вот. И в этом смысле тоже для картины это может быть хорошо. Мы не можем сказать, что для Леонида это самый-самый-самый первый фильм в его жизни. У него были студенческие работы, которые были отмечены на хороших фестивалях, была дипломная работа "Собачья площадка", которая довольно успешно прошла. И вот к нам на студию "Метроном" он пришел вместе со своим учителем Иваном Максимовым, который художественный руководитель проекта "Везуха", и сделал на этом проекте несколько очень симпатичных серий.
Долин: Это многосерийный такой коммерческий проект, правильно я понимаю?
Готлиб: Да, "Везуха" – это детский анимационный сериал, который идет в эфире канала "Карусель" успешно и пользуется любовью зрителей, и мы очень рады этому. Тем не менее, вот мое личное мнение, что для Лёни этот фильм "Мой личный лось" – это его такой первый большой авторский дебют.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью