Авторазборки Полноприводный автомобиль должен быть с мозгами
Персоны
Что лучше - полный, передний
или задний привод? Об этом Александр Злобин беседовал с автоэкспертами Игорем Губарем и Евгением Хаповым в программе "Авторазборки" на радио "Вести ФМ".
Злобин:
Приветствую всех, в студии Александр Злобин. Это большая автомобильная
программа на радио "Вести ФМ". И как всегда, обсуждаем... ну, как
всегда, мы обсуждаем обычно автомобильные новости минувшей и предстоящей
недели, однако у нас сейчас кругом вся одна только Украина, и поэтому
автомобильных новостей не так много, поэтому поговорим об автомобильном вечном.
А что в автомобиле бывает вечное? Это двигатель, это кузов, это коробка, это
трансмиссия. И сегодня мы решили остановиться на теме полного привода:
насколько он хорош, какие у него реальные преимущества, а, может быть, и
недостатки по сравнению с передним или задним приводом, и какие эти полные
приводы бывают по надежности, по конструкции, по цене и так далее. А
разобраться в этой непростой, скажем так, глубокой теме мне помогут наши
эксперты, наши гости. Это главный редактор журнала "4х4 Клуб" Евгений
Хапов. Евгений, приветствую вас в нашей студии.
Хапов: Добрый день.
Злобин: И автомобильный журналист Игорь
Губарь. Игорь, приветствую вас тоже.
Губарь: Здравствуйте.
Злобин: Итак, полный привод и споры
вокруг него, споры вокруг прежде всего того, стоит ли за него переплачивать,
тем более, что полный привод сейчас появился и на относительно недорогих
машинах, типа, например, там рено-Дастер и что-то аналогичное. Итак, мой первый
вопрос: всегда ли полный привод лучше, чем привод передний или задний, то есть
недопривод? Во всех условиях движения и так далее. Есть ли ситуации, при которых
полный привод не то что не помогает, а он даже, так сказать, менее выгоден,
менее удобный, менее безопасный, чем полный привод? Игорь, первый?
Губарь: Спасибо за вопрос, как говорят
наши автомобилисты. Конечно же, полный привод - это плохо, но только там, где
нам нужно равномерно, прямолинейно двигаться по сухому асфальту. Известно, что,
скажем, на трансмиссию с постоянным полным приводом приходится примерно 40
процентов потерь тяги двигателя. И понятно, что если мы будем ехать по ровному
шоссе, то никакого смысла на две оси привод разбивать нет. Собственно говоря,
поэтому кроссоверы у нас в 99 процентах формально переднеприводные с
возможностью подключения задней оси.
Злобин: А что значит 40 процентов потери?
Это где, чего потеряли? То есть примерно 40 процентов мощности двигателя уходит
на передачу момента, допустим, на задние колеса. если по умолчанию главные
передние? Так?
Губарь: Ну, скажем так, как я сказал, это
примерно, в зависимости от модели, от каждой модели, от системы, от массы,
всего прочего.
Злобин: Но потери есть?
Губарь: Разумеется. Чтобы раскрутить все
карданы, все шестеренки, все эти массы, естественно, теряется инерция, теряется
тяга соответственно. А для того, чтобы это все продолжать вращать, кроме того,
все узлы трения как бы прокачивать, это теряется мощность уже в движении, это
очевидно. ...
Злобин: Хорошо. А вот торможение? Вот
большие споры всегда зимой вызывает торможение на полном приводе. Ведь есть
логика такая, что тормозит полный привод так же зимой, как и обычные переднеприводные
или заднеприводные машины. Но есть и другой вариант. Когда мы тормозим
двигателем на полноприводной машине, двигателем, если это позволяет
трансмиссия, то мы всеми четырьмя лапами тормозим, потому что не два колеса
ведущих нам притормаживает двигатель, а всеми четырьмя. Тут есть вот
какая-то...
Хапов: Есть нюансы, конечно, и они скрыты
там... Ну действительно, во-первых, тормозная система в любом автомобиле
действует на четыре колеса, и от количества приводных колес, конечно же,
не зависит. А если мы тормозим двигателем на полноприводном автомобиле,
существует нюанс распределения сцепления по колесам, при тяге, при разгоне
говорят "крутящего момента", при торможении - соответственно
"тормозящего момента". И вот здесь тормозная система надежнее, чем
полный полный привод. Потому что если в этой системе полного привода нет
электроники, которая следит как за разгоном, так и за торможением, нужно быть
суперпилотом или очень хорошо подготовленным водителем, чтобы использовать
торможение двигателем на полноприводной машине.
Злобин: Чтобы всеми четырьмя лапами уже
цепляться за асфальт или за лед, или за что-то.
Хапов: Да, да. Чтобы уметь ее
стабилизировать, именно тормозя мотором. Это не так просто. Электроника - да,
снимает проблему.
Полностью слушайте в аудиоверсии.